Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа (7 класс) на тему

Конаныхина Елена Владимировна

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2010г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx85.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2010г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.        

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     

Программа призвана обеспечить:

-   приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Учебно-тематический план Таблица тематического распределения часов

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная  программа

Рабочая программа

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

5

3

Из древнерусской литературы

3

4

Из русской  литературы 1 8 века

2

5

Из русской литературы 19 века

30

5.1

Первая половина 19 века

15

5 .2

Вторая половина  19 века

15

6

Из русской  литературы 20 века

27

6.1

Первая половина 20 века

12

6.2

Вторая половина 20 века

15

7

Из литературы народов России

1

8

Из зарубежной литературы

5

ИТОГО

68

68

                                                                                                       Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) 

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий  Сергеевич Лихачев.   «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса. 

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                     

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

Учебно-методическое обеспечение

  1. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009 г.
  2. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
  3. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
  4. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.
  5. Литература. 6 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. –Волгоград: Учитель,2007.
  6. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы
  7. Мультимедиа энциклопедия.  
  8. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  9. http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.

                                                           Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 7 классе на 2015 – 2016 учебный год

№ урока

Содержание /разделы, темы/

Кол-во уроков

Дата план

7 «А»

Дата

план

7 «Б»

Дата факт

7 «А»

Дата

факт

7 «Б»

Оборудование

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ

1 ч.

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Табл.1 /Л.5-11к./

С. 3-6 читать

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

5 ч.

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

1

Видео

Табл.3

Пересказ предания

3

Понятие о былине. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович», прославление мирного труда в ней

1

Видео

Иллюстр. Матер.

Словарь, сочинение

4

Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций, роль гипербол в былине

1

Видео

Иллюстр. Матер.

Мини-сообщение, чтение «Садко»

5

Вн. чт. Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко», поэтичность ее языка

1

5-6 пословиц, написать высказывание

6

Пословицы и поговорки, особенности их смысла и языка. Собиратели и сборники пословиц. Пословицы народов мира.

1

Книги пословиц и поговор.

5 вопросов, подобрать синонимичные пословицы

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА

З ч.

7

Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи

1

Видео

Составить памятку

8

Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

1

Видео

Иллюстр. материал

Высказывания о героях повести

9

Развитие речи. Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе

1

Сочинение

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 века

2 ч.

10

Слово о М. В. Ломоносове. Размышления автора о Родине, русской науке, призыв к миру в стихотворении «К статуе Петра великого» и «Оде на день восшествия…»

1

Видео Табл. 14.2 //7.5-11кл/,№15

Чтение наизусть, высказывание

11

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание»

1

Видео Табл. 14.1, №16

Выразительное чтение

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 века

30 ч.

А.С Пушкин

6 ч.

12

Слово об А. С. Пушкине. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества русских солдат, образы Петра и Карла в отрывке из поэмы «Полтава»

1

Видео Портрет Диск №1

Чтение наизусть, прочитать поэму «Полтава»

13

Выражение чувства любви к Родине, прославление деяний Петра, образ автора во вступлении к поэме А.С Пушкина «Медный всадник»

1

Видео

Иллюстр. Матер.

Чтение наизусть, устное высказывание

14

«Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады

1

Видео

Иллюстр. Матер.

Чтение наизусть, рассказ о герое баллады

15

Развитие речи. Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Образ летописца Пимена; значение труда летописца в истории культуры

1

Видео

Иллюстр.

Сочинение

16

Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Гуманизм повести

1

Видео

Диск №2 Инт/д

Прочитать повесть, пересказ

17

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

1

Видео

Табл.2

Сочинение

М.Ю Лермонтов

4 ч.

18

Слово о М.Ю Лермонтове. Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича...»

1

Видео

Табл.5

Перечитать «Песню…», отзыв

19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы «Песни…». Образы гусляров и автора, фольклорные начала в ней

1

Видео

Табл.6

Чтение наизусть, примеры ИВС

20

Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова«Когда волнуется желтеющая нива…». Мастерство поэта в создании художественных образов в стихотворениях «Ангел» и «Молитва»

1

Видео

Чтение наизусть, высказывание

21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Тестовые задания

1

Прочитать 1-5 главы, устное высказывание

Н. В. Гоголь

З ч.

22

Слово о Н. В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса и его товарищей-запорожцев

1

Видео

Портрет, иллюстр.

Чтение повести, заполнить таблицу, устный рассказ

23

. Смысл противопоставления Остапа и Андрия Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое

1

Диск №3

Составить план, выучить речь Тараса

24

Развитие речи. Подготовка к  сочинению по повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»

1

Табл.1, Табл11

Написать сочинение

И. С. Тургенев

2 ч.

25

Слово об И.С Тургеневе. Гуманистический пафос цикла рассказов «Записки охотника». Нравственные проблемы, художественные достоинства и герои рассказа «Бирюк». Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека

1

Видео

Портрет, Табл. 14.2 /Л.Б-Икл/

Сочинение, выразительное чтение

26

Развитие речи. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению по стихотворению в прозе

1

Табл.2

Чтение наизусть

Н.А Некрасов

2 ч.

27

Слово о Н.А Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа русской женщины в 1 части поэмы «Княгиня Трубецкая»

1

Видео

Портрет, Иллюстр.

Выразительное чтение

28

Вн.чт. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи Н. А. Некрасова о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

1

Сборники стихов

Чтение наизусть

А. К. Толстой

1 ч.

29

Вн.чт. Слово об А.К Толстом. Правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и самовластья в балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Табл.4

Прочитать балладу, составить вопросы

М.Е Салтыков-Щедрин

3 ч.

30

Слово о писателе М.Е. Салтыкове-Щедрине и его «Сказках для детей изрядного возраста». Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Портрет, Иллюстр., Табл.9

Выразительное чтение

31

Развитие речи. Смысл названия сказки М.Е Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению

1

Табл.10. Табл. 6.1 /Л.5-11кл/

Сочинение

32

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

Чтение статьи

Л.Н.Толстой

2 ч.

33

Слово о Л.Н. Толстом. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Видео

Портрет

Чтение главы

34

Главный герой повести «Детство»; его чувства, поступки и духовный мир

1

Иллюстр. Матер.

Чтение главы, сочинение-миниатюра

И.А.Бунин

2 ч.

35

Слово о писателе И.А Бунине. Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в рассказе «Цифры»

1

Видео

Портрет

Чтение рассказа

36

Развитие речи. Нравственный и философский смысл рассказа И.А Бунина «Лапти». Мастерство Бунина-прозаика

1

Чтение наизусть, сочинение-миниатюра

А. П Чехов

4 ч.

37

Слово об А.П Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе «Хамелеон», смысл его названия

1

Видео

Портрет, Табл.10

Устное высказывание, мини-рассуждение

38

Средства создания комического в рассказе А.П Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире

1

Иллюстр. Матер.

Выразительное чтение

39

Вн. чт. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

Выразительное чтение рассказов

40

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня»

1

Отзыв, выразительное чтение

Стихи русских поэтов 19 века о                родной природе

1 ч.

41

Развитие речи. Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению

1

Табл. 6.1 6.2 /Л.5-11кл./

Сочинение-миниатюра

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ первой половины 20 века

12 ч.

М. Горький

4 ч.

42

Слово о М. Горьком. Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни», дед Каширин

1

Портрет, видео

Чтение глав, пересказ эпизодов

43

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа

1

Диск №4, Табл.2

План эпизода, чтение повести

44

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя

1

Табл.1

Сочинение

45

Вн. чт. Романтический характер «Легенды о Данко » из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

1

Табл.8

Пересказ фрагмента, высказывание

В.В Маяковский

2 ч.

46

Слово о В.В Маяковском. Своеобразие художественной формы в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с В. В Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества

1

Портрет, Иллюстр. Матер., Табл.6. 1 /Л.5-11кл/

Устное высказывание

47

Вн. чт. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения В.В Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», его гуманизм и сочувствие ко всему живому. Понятие о лирическом герое

1

Табл.15 /Л.5-11/

Чтение наизусть

Л.Н Андреев

1 ч.

48

Слово о Л.Н Андрееве. Сострадание  бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе «Кусака», его гуманистический пафос

1

Видео

Сочинение-миниатюра, чтение статьи учебника

А. П Платонов

З ч.

49

Слово об  А. П Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей

1

Видео

 Табл.1

Чтение рассказа, вопросы

50

Вн. чт. Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе. А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

1

Табл.12

Составить план к сочинению

51

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей 20 века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

Написать сочинение

Б.Л Пастернак

2 ч.

52

Слово о Б.Л Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…»

1

Портрет, Табл.6.2 /Л.5-11кл/

Анализ стихотворения

53

Контрольная работа по творчеству писателей первой половины 20 века. Тестовые задания. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Индивидуальные задания

Из литературы второй половины 20 века

15 ч.

54

Вн. чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихах А. Ахматовой, К. Симонова, А.А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др.

1

Иллюстр.

Чтение наизусть

Ф.А Абрамов

1 ч.

55

Слово о Ф.А Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади», литературные традиции в нем

1

Видео

План рассказа

Е.И Носов

1 ч.

56

Слово о Е.И Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла», «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения

1

Видео

Анализ рассказа

Ю.П Казаков

1ч.

57

Вн. чт. Слово о Ю.П Казакове. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе «Тихое утро», его герои и их поступки

1

Табл.1

Характеристика героя, выразительное чтение

«Тихая моя Родина»

З ч.

58

Вн. чт. Стихи поэтов XX века В. Я Брюсова, Ф. К. Сологуба, С. А Есенина, Н.М Рубцова, Н. А Заболоцкого и др. о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

1

Табл.6. 1, сборники стихов

Чтение наизусть

59

Слово о А.Т Твардовском.  Философские проблемы в стихотворениях «Снега потемнеют синие…» , «Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…»

1

Портрет, Табл.8 /Л.бкл./

Чтение наизусть, высказывание

60

Вн.чт. Слово писателе, ученом, гражданине Д.С Лихачеве. «Земля родная» /главы/ как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

1

Чтение главы, пересказ

М.М.Зощенко

1 ч.

61

Слово о М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

1

Видео

Табл.10

Чтение рассказа, отзыв

Песни на слова русских поэтов 20 века

1 ч

62

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века. Лрические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях А.Н. Вертинского «Доченьки», И. А. Гофф «Русское поле», Б. Окуджавы «По смоленской дороге…»

1

Диск№5

Сочинение-миниатюра, выразительное чтение

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

1 ч.

63

Рассказ о дагестанском поэте Расуле  Гамзатове. Размышления об истоках и основах жизни в стихотворениях «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине»

1

Высказывание, чтение наизусть

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5 ч.

64

Слово о шотландском поэте Р. Бернсе, народно-поэтическая основа и своеобразие его лирики. Представления поэта о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность»

1

Чтение наизусть, подобрать пословицы

65

Слово об английском поэте Дж. Г. Байроне. Прославление подвига во имя свободы Родины в стихотворении « Ты кончил жизни путь, герой…», особенности поэтических интонаций в нем

1

портрет

Чтение наизусть, ответ на вопрос

66

Особенности жанра японских хокку

1

Сборники хокку Табл. 14.2 /Л.5-11кл/

Чтение наизусть, анализ

67

Слово об американском писателе О. Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов»

1

Пересказ, сочинение-рассуждение

68

Вн.чт. Слово об американском писателе-фантасте Р.Д Брэдбери. Фантастический  рассказ-предупреждени «Каникулы», мечта о победе добра

1

Итого:

68ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....