Урок литературы по повести Б.Васильева "Матерь человеческая"
методическая разработка (10 класс) на тему

Морозова Светлана Дмитриевна

              Данный урок посвящен изучению произведения Б.Васильева "Матерь человеческая".Анализируя данное произведение и другие образовательные материалы, учитель подводит  учащихся к пониманию того, что жизнь человека является исключительной ценностью, поэтому  люди должны помнить о прошлом, чтобы избежать новых трагедий, о необходимости решения любых конфликтов мирным путем.  На уроке создаются условия не только для воспитания духовно-нравственных качеств личности (сострадание, гуманизм, мужество, самоотверженность), гражданской позиции, чувства ответственности за происходящее в современном мире, формирование уважительного и доброжелательного отношения к человеку другой нации, его культуре, но и для для развития логического мышления, умения обобщать данные и делать выводы, умения четко и грамотно формулировать мысли, работать с художественной книгой, энциклопедиями и ресурсами Интернета. Изученный на уроке материал учащиеся могут использовать в части С ЕГЭ и ОГЭ.

Произведение В.Закруткина "Матерь человеческая" особенно актуально в связи с трагическими событиями в Украине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок литературы

                     по повести В.Закруткина «Матерь человеческая»

                                                                                      10класс

Цели урока:

  1. Создать условия для воспитания духовно-нравственных качеств личности (сострадание, гуманизм, мужество, самоотверженность), гражданской позиции, чувства ответственности за происходящее в современном мире, формирование уважительного и доброжелательного отношения к человеку другой нации, его культуре.
  2. На основе анализа произведения В.А.Закруткина «Матерь человеческая» и другого образовательного материала подвести  учащихся к пониманию того, что жизнь человека является исключительной ценностью, поэтому  люди должны помнить о прошлом, чтобы избежать новых трагедий, о необходимости решения любых конфликтов мирным путем.
  3.  Создать условия для развития логического мышления, умения обобщать данные и делать выводы, умения четко и грамотно формулировать мысли, работать с художественной книгой, энциклопедиями и ресурсами Интернета.

Опережающее домашнее задание

  1. Прочитать повесть В.А.Закруткина «Матерь человеческая», определить тему, основную мысль произведения.
  2. Выделить эпизоды повести, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
  3. Подготовить сообщение о писателе В.А.Закруткине (индивидуальное задание).
  4. Подумать над вопросами: «Что такое память? Для чего человеку нужна память?»
  5. Подобрать  высказывания о войне.
  6. Определить лексического значение слов: память, милосердие, Великая Отечественная война, гражданская война, духовно-нравственные ценности, гуманность, мужество, патриотизм, героизм, самоотверженность, фашизм.
  7. Рабочий материал записать в читательский дневник.

Ход урока

                                                                                      Заберите у человека память, и вы присвоите его

                                                                                     личность.

                                                                                                                                Ю.Воронов

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке мы будем вести серьезный разговор, но прежде я хочу узнать ваше настроение.  Обозначьте его  одним словом.

- Не стоит волноваться.  На уроке мы будем добросовестно трудиться: рассуждать, предполагать, читать, доказывать, сотрудничать, делать выводы. И у нас все получится.  Не забывайте: мы вместе, мы справимся.

-Откройте тетради, запишите дату, тему урока «И снова память меня в дорогу позвала…»

2. Актуализация знаний

- О чем мы будем говорить?

-Что такое память?     (способность человека помнить прошлое, то, что с ним происходило)

  - Прочтите эпиграф к уроку. Какую важную мысль пытается донести автор?

                                                (Имеющий прошлое не может не иметь памяти, потому что прошлое                                             это история, которую человек должен знать, помнить.  Если человек забывает о своем прошлом, его нельзя назвать личностью)

-Память очень важна для человека. Но все помнить невозможно: время в повседневной суете стирает многое из прошлого.   О чем мы не должны забывать?                                  (О долге перед родителями, о Родине, о прошлом)

3. Постановка учебной задачи

- Тема урока ясна. Сформулируйте цель и задачи урока.

- Что мы должны помнить и почему, чтобы оставаться достойными гражданами своей страны? Найти ответ нам поможет повесть В.Закруткина «Матерь человеческая».

4. Подготовка к восприятию произведения

1) Сообщение о писателе В.Закруткине.

2) О повести «Матерь человеческая»:

           -Определите жанр произведения, форму изложения (повесть, рассказ в рассказе)

           - О каком событии повествует автор?

           - Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

          - Чем «Матерь человеческая» отличается о тих?   ( В повести нет батальных сцен, одно действующее лицо, но впечатление оно производит  сильное.)

          - Определите тему произведения.

           - Какие проблемы поднимает автор?  ( Проблему мира  и войны, войны и детей, войны и материнства,  мужества и героизма, проблему духовной связи прошлого, настоящего и будущего, проблему памяти о прошлом)

           - Что вы знаете об истории создания повести? (В.Закруткин: «Эту женщину я не мог, не имел права забыть. » )

   4. Анализ прочитанного

           - В повести описывается Великая Отечественная война и судьба женщины, испытавшей на себе все ужасы войны.

Что же такое война? Что она несет людям, человечеству? Есть ли положительные стороны у войны?  Для работы нам понадобятся маршрутные листы, которые помогут нам в работе с текстом.

Эпизод, который особенно важен для раскрытия проблемы

Чувства, которые  я испытал при чтении

(работа в парах 10-15 минут)

-Анализ предложенных учениками эпизодов (в хронологической последовательности):

          1. Сожженный хутор.

          2.Смерть Сани.

          3. Гибель мужа и сына.

          4. Встреча с немецким раненым солдатом.

          5. Уборка кукурузного поля.

          6. Письмо убитого политрука. (Учитель по своему усмотрению определят круг обсуждаемых вопросов по эпизодам, выделяя самые яркие.)

        (ученики при анализе любого эпизода будут указывать чувства: страх, ужас, отчаяние, безысходность…)

-Что же помогает Марии выжить и победить войну, это страшное явление, порожденное человеком?  (Мужество, вера в победу, новая жизнь, зародившаяся в ней, милосердие)

- Война глазами героев повести: мужа Марии, молодого политрука, державшего оборону до последнего патрона…

 («Ничего людского в них нет. Ничего! Они ребятишек расстреливают, раненых добивают, грабят, насильничают…», «Мама, дорогая мама! Вы не представляете всю глубину того огромного и страшного зла, против которого мы воюем. Счастье ваше, что вам  не довелось увидеть того, что мы видели в освобожденных селах и деревнях. Сожженные дома, горы человеческих трупов, виселицы, издевательства над людьми, пытки и расстрелы – вот что несут нашей земле фашисты. Мы должны, мы обязаны победить это черное зло!» и др.)

- Что же несет война человеку, простым людям, как Мария, детям? (Кровь, смерть, голод, страх, потерю близких и родных, горе матерям, потерявшим сыновей)

- Горе матерей… Не имеет никакого значения. Какая кровь течет в материнском сердце. Для любой матери нет ничего страшнее, чем потерять своего ребенка.

    Немецкая художница Кете Кольвиц сама потеряла на войне сына. Поэтому очень остро воспринимала ужасы той войны и трагедии людей.  Верила в победу добра. Света, разума. Горе окрасило её творчество в мрачные тона.  Мать с ребенком – основной мотив творчества художницы. Кольвиц умерла за несколько месяцев до Победы. Познакомьтесь с её творчеством.  (Слайды картины под музыкальное сопровождение)

5. Актуальность поднятой проблемы в наше время

     1) Сравнение фотографий.

 - Перед вами две фотографии. Что общего между ними и чем они отличаются? (На обеих фото – дети, в их глазах – страх, ужас. Они в подвальном помещении, их взор обращен на что-то очень пугающее. Но видно, что одна фотография старая, другая – нашего времени).

- Фотографии разных лет: 1941 и 2014.Между ними – 70 лет. Можете ли вы предположить, какие события запечатлены на второй фотографии?  (Война в Украине).

- Что вы знаете об этом?  ( Идет гражданская  война.  Война рядом с нами. И вновь страдают люди, которые не имеют никакого отношения к ней. Но они испытывают чувства, что и Мария 70 лет назад: страх, ужас, горе от потери детей и близких людей).

- Ребята, мы не будем касаться политических аспектов этой трагедии. Это дело политиков. Но мы должны с  найти ответ на вопрос: почему необходимо помнить о войне, почему мы, современное поколение, не имеем права забывать о ней?

Посмотрите фотографии из новостных передач.

2) Показ слайдов (под музыкальное сопроводение)

3)Высказывания ребят по проблеме урока

6. Обобщение

- Не имеем права завывать! Всему человечеству 70 лет назад был преподнесен жестокий урок: только русских 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных судеб – вот что несет война. Чтобы этого не повторилось вновь, мы должны бережно хранить память о прошлом. Мы должны решать конфликты мирным путем, помня о духовных ценностях любой нации: милосердии, умении любить, понимать, желании сохранить свою Родину, свою речь, свою культуру.

 «Да, такое время придет. Исчезнут на земле войны. Не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Белые, черные и желтые люди станут людьми-братьями. Они не будут знать ни угнетения, ни голода, ни унижающей человека нищеты. Они обретут радость, счастье и мир» (В.Закруткин «Матерь человеческая»).

-Закончить урок я хочу словами Ю.Воронова: «Нам нужна память, чтобы смысл имело то, что мы потеряли, чтобы взять прошлое и построить из него светлое будущее. »

7. Рефлексия

 Заполнение карты «Итоги урока»

  1. Сегодня на уроке я узнал …
  2. Урок заставил меня задуматься о том, что…
  3. Я считаю нужным запомнить…
  4. Мне еще нужно поработать над …
  5. Изученный на уроке материал пригодится мне …

8. Домашнее задание

  1. Написать эссе на тему «Когда нет врагов, то не будет и войны.»
  2. .Д.С.Лихачев, известный советский общественный деятель, утверждал: «Без памяти нет совести. » Напишите сочинение-рассуждение по данному высказыванию.
  3. Написать сочинение-отзыв о книге В.Закруткина «Матерь человеческая».

8. Выставление отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Конспект урока литературы в 7 классе "Красота человеческой души" по повести В. Железнякова"Чучело"

Урок, который был дан в рамках районного конкурса "Я в педагогике нашел призванье"...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...