Тематическое планирование 7 класс
методическая разработка (7 класс) на тему

Лаксаева Елена Николаевна

Тематическое планирование 7 класс-3-4 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_planir_7_kl_2015g_3-4_chetv.docx67.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                              МБОУ «Зубово - Полянская средняя общеобразовательная школа №1»

РАССМОТРЕНО        

на заседании МО        

протокол №__

от «____»

_________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

____________

/Н.П. Князькова/

«____» _________2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______________

/Н.И.Колдырина /

«____» _________2015г.

Рабочая программа

учебного курса  « Мокшанский  язык». 7 «В» класс.

 учебник для школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся.

         Авторы:В.П.Гришунина, В.Ф.Рогожина, (шестой год обучения).- Саранск: Мордовское книжное издательство,

                                                          2014г. – 136 с.  18-часов  (1 – час в неделю,3-4 четверть)                                                                                      

                                                                                   на 2015-2016 учебный год

                                                                                                                                          Составитель программы учитель

                      мокшанского языка

                                                                                                                                           Лаксаева Е.Н.                                                                                      

                                                                                 п. Зубово - Поляна 2015г

                                                        Раздел I. Пояснительная записка.

                                    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МОКШАНСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛАХ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение мокшанскому языку имеет цель воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Основные цели дисциплины:

  • соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
  • владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
  • формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
  • обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.

Основные задачи дисциплины:

  • познакомить учащихся с мокшанским языком как частью финно-угорской системы языков;
  • расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;
  • показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения; сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
  • научить связно излагать свои мысли на мокшанском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т. д.).

В результате изучения мокшанского языка ученик должен владеть следующими способами познавательной деятельности:

  • применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
  • ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;
  • выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;

—        понимать контекстуальное значение языковых
средств, отражающих особенности мордовской культуры;

  • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
  • давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.

Ученик должен использовать приобретенные знания и умения по мокшанскому языку в практической деятельности и повседневной жизни:

в области говорения:

  • вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
  • рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;

—        представлять социокультурный портрет своей респуб
лики, страны; делать сообщения.

в области аудирования:

  • относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
  • понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.

в области чтения:

—        читать тексты различных жанров: публицистические,
художественные, научно-популярные, а также профиль
ные, используя основные виды чтения (ознакомительное,
изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от
коммуникативной задачи.

в области письменной речи:

—        писать личное и деловое письмо, заполнять анкету,
письменно излагать сведения о себе, делать выписки из тек
ста.

                                                        Статус документа

Настоящая программа по мокшанскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мокшанского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

  • Рабочая  программа по мокшанскому языку представляет собой целостный документ, включающий десять разделов: 
  • 1.Титульный лист.
  • 2.Пояснительная записка.
  • 3.Содержание дисциплины.
  • 4.Тематическое планирование.
  • 5. Календарно-тематическое планирование.
  • 6.Учебно-методическое обеспечение.
  • 7.Материально-техническое обеспечение.
  • 8.Планируемые результаты.
  • 9.Список источников.
  • 10.Интернет-ресурсы.

                                 

                            Общая характеристика учебного предмета

        Многонациональной российской школе

предстоит проявить свою значимость

в деле сохранения и развития русского

и родного языков, формирования российского

самосознания и самоидентичности.

Концепция модернизации российского образования

Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый их них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует  уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития  общества и государства.

   Языковая, а значит ,и культурная интеграция – путь единения  российского общества на основе единого самосознания с сохранением культур и языков.

    Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает три языка: русский, мокшанский, эрзянский.

    Многоязычное образование – реальный инструмент интеграции. В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, даёт ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.

   Знание языков живущих рядом народ воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие полиэтноса. Возможность открыть мир и увидеть в нём себя осуществляется не только, благодаря этнокультурным ценностям, но и количеству и качеству владения языками.

    Поочерёдность прохождения тем, а также задачи обучения предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может вырабатывать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определённую задачу и ориентируясь на предлагаемый результат обучения. Предложенная структура программы — результат многолетних наблюдений за особенностями освоения школьниками лексики и грамматики мокшанского языка и за развитием их речи.

При начальной трехлетней (и даже четырехлетней) школе не удается в массе сформировать у детей навыки чтения и понимания, навыки грамотного письма. Это закономерно: данные навыки при целенаправленной работе ставятся за 6—7 лет. Поэтому существует необходимость закрепить и развить в 7 классе те знания и умения в области языка и речи, которые учащиеся приобрели в начальных классах, а также в 5 — 6 классах и которые важны как база для дальнейшего успешного продвижения по предмету. При наличии сравнительно небольшого объема нового для детей материала 7 класс в целом ориентирован на отработку ведущих, базовых умений в области языка и речи. Семиклассники должны будут определять части речи, опознавать их морфологические признаки, разбирать слова по составу на основе элементарного словообразовательного анализа, грамотно оформлять письменную речь в рамках изученного материала.

Рабочая программа составлена с учетом актуальных тенденций Федерального государственного образовательного стандарта и программы по изучению мокшанского   язык в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом        обучающихся (шестой год обучения – 7 класс)

Авторы: В.П.Гришунина, В.Ф.Рогожина Саранск. Мордовское книжное издательство. 2014г. -136с. 18-часов  (по 1 – час в неделю,3-4 четверть) 

                                   

   

                                                ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Особенностями предлагаемой программы являются:

  1. Принципиальная ориентация на современный мокшанский литературный язык, использующийся в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.
  2. В основном ориентация на мокшанскую орфографию, принятую в 1993 году.
  3. Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.
  4. Учет максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.
  5. Разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише.
  6. Системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.

Филологическое образование в условиях многоязычия является составной частью гуманитарного образования, суть которого состоит в изучении человека, его отношении к миру и познании самого себя, развитии его морально-нравственных качеств и творческих способностей. В окружении полиэтноса осуществляется приобщение к национальной и мировой духовной культуре, национальным традициям и исторической преемственности поколений. При этом языковое образование является основой интеллектуального развития и саморазвития личности, ибо «нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям как голос матери, как хлеб родной земли» (К. Кулиев).

    Место предмета        «Мокшанский язык» в учебном плане МБОУ «Зубово-Полянская СОШ №1». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение мокшанского  языка в VII классе,3-4 четверть ,18 –часов,1 час в неделю .

                                                          Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по мокшанскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Составлена с учётом актуальных тенденций ФГОС.

  • 10% времени предусматриваю в качестве резервных на счёт морозов, карантинов, отмены занятий…

                                           

                                 

                                                             

                                                    VIII.  Планируемые результаты        

                                                       ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

7 класс

Фонетика и орфография

Учащиеся должны знать основные буквосочетания и зву-ко-буквенные соответствия; владеть основными правилами мокшанской орфографии.

Лексическая сторона речи

Учащиеся должны:

  • овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц (с учётом словарного минимума начального звена обучения);
  • знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами — суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).

Морфология

Изучение имени существительного:

  • лексическое значение;
  • одушевленные и неодушевленные;
  • собственные и нарицательные;
  • падежи;
  • склонение (определенное, неопределенное, притяжательное);
  • число;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня / -кя.

Изучение имени прилагательного:

  • лексическое значение;
  • разряды (качественные и относительные); образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ня / -кя.
  • Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -и, -у, -в / -й (качественных); -нь (относительных). значение послелогов;
  • использование послелога в словосочетаниях и предложениях.

Изучение глагола:

  • время (настоящее, прошедшее, будущее);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • число (единственное, множественное). Образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -ма, -мда;
  • вид (однократный, многократный).

Местоимение.

Разряды местоимений. Словосочетание «глагол + местоимение».

Числительное.

Разряды числительных.

Синтаксис

Словосочетания

«прилагательное + существительное»;

«глагол + существительное»;

«глагол + местоимение».

Простое предложение.

Обучение диалогической речи

Учащиеся должны уметь:

  • утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
  • возражать, используя отрицательные предложения;
  • выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.

Монологическая речь

  • Описание иллюстрации, собственного рисунка.
  • Краткое сообщение о себе и о своей семье.

Письмо

Учащиеся должны уметь:

  • письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т. д.;
  • вести мокшанско-русский и русско-мокшанский словарик;
  • составлять письма по образцу.

   

                             

                                  Требования к уровню подготовки обучающихся.

             

- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное  

    приобретение знаний;

- ориентироваться в письменном и  аудиотексте на мокшанском языку;

- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из

   различных  источников;

- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих

   особенности мордовской культуры;

- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять

   содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые

    опоры различного  рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а

   также двуязычные словари;

- давать аргументированную оценку изученной в классе темы,

   формулировать свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или

    дискуссии.

Ученик должен использовать приобретённые знания и умения по мокшанскому языку в практической деятельности и            

                  повседневной жизни:

- вести диалог, используя оценочные суждения , в ситуациях официального

    характера и неофициального общения ( в рамках тематики старшего этапа

    обучения ),беседовать о себе, о своих планах;

-  участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с

    прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным,

    соблюдая правила речевого этикета;

- рассказывать о себе, своём окружении, рассуждать в рамках пройденной

   тематики и проблематики;

- представлять социокультурный портрет своей республики, страны;

В области аудирования:

- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в

    распространённых стандартных ситуациях повседневного общения;

- понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из

   аудио и видеотекстов различных жанров: функциональных ( объявления,

   прогноз погоды и др.), публицистических ( интервью, репортаж и др.),

     соответствующих тематике данной ступени обучения.

        

                              В области чтения:

- читать тексты различных жанров: публицистические, художественные,

  научно – популярные, а также профильные, используя основные виды

  чтения (ознакомительное, изучающее, поисково-просмотровое), в

  зависимости от коммуникативной задачи.

В области письменной речи:

- писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать  выписки из текста.

   

III.Содержание дисциплины

Первая четверть

(18 часов)

Темы уроков:

Лятфнесаськ  кизонь  каникулатнень . Вспоминаем летние каникулы (1ч.)

Школаса, класса прянь вятемась
. Поведение в школе, классе (1 ч.)

Школаса кельгома предметтне, кружокне .Любимые предметы, кружки в школе (2 ч.)

Кельгома тонафтызе .Любимый учитель (2 ч.)

 Профессиятнень колга корхнемат .Рассуждения о профессиях (2 ч.)

 Ломанень обуцяса эрь кодама ширетне. Кельговикс тефне, кельговикссь перьфпяльса, тонафне-маса

Характер человека. Любимые дела. Развлечения (3 ч.)

Лувомась — тя содамошит, лезкс, кенярдема.

Чтение — это знания, помощь, радость (2 ч.)

Монь сай пингозе

Мое будущее (2 ч.)

Ётаф материалть лятфтамац.

Контрольная работа№1 (1ч.)

Радня-мала нароттнень мархта содафтомась

Знакомство с близкородственными народами (1 ч.)

Ялгазень семьяц

Семья друга, подруги (1 ч.)

Вторая четверть

(14 часов)

Темы уроков:

Шумбрашинь ванфтомась Здоровый образ жизни (1ч.)

Цебярь и кальдяв обуцятне

Хорошие и плохие манеры поведения (3 ч.)

Спортонь кельгомась

Любовь к спорту (2 ч.)

Мокшэрзятнень содаф ломаньцна. Мокшэрзянь бога-тырьхне (Тюштя, Сияжар)

Известные люди мордвы. Мордовские богатыри (4 ч.)

Мокшэрзянь легендатне (   Мордовские легенды (1 ч.)

Ётаф материалть лятфтамац.

Контрольная работа№2 (1ч.)

Легендатнень эса содавикс аватне (Нарчатка, Варда) .

 Известные женщины в легендах (2 ч.)   '

Третья четверть

(20 часа)

Темы уроков:

Кялень содавикс тонафтыхне, учёнайхне-фольклорист-тне (М. Е. Евсевьев, К. Т. Самородов)

Известные учёные-языковеды, учёные-фольклористы (4 ч.)

Валмуворксне

Пословицы (2 ч.)

Содама ёфксне

Загадки (2 ч.)

Сиде моронятне

Частушки (2 ч.)

Мордовиянь содавикс художникне (Ф. В. Сычков, С. Ф. Короткое)

Известные художники Мордовии (4 ч.)    

 Путешествия мордовскяй содавикс художниконь карти нань коряс

     Путешествие по картине известного мордовского художника (2 ч.)

Ётаф материалть лятфтамац.

Контрольная работа№3 (1ч.)

Содавикс композиторхне, морайхне (Н. В. Кошелева, И. М. Яушев, Г. И. Сураев-Королев, Л. П. Кирюков)

Известные композиторы, певцы (3 ч.)

Четвертая четверть

(16 часов)

Темы уроков:

Содавикс композиторхне, морайхне (Н. В. Кошелева, И. М. Яушев, Г. И. Сураев-Королев, Л. П. Кирюков)

Известные композиторы, певцы (2 ч.)

Мордовиянь государственнай символхне (флагсь, гербсь, гимнась)

Государственные  символы  Республики  Мордовия (флаг, герб, гимн) (3 ч.)
Саранск ошень мазы васттне (Краеведческяй музейсь, Мордовскяй народнай культурань музейсь, Тысячелетиянь площадсь)

Достопримечательности Саранска (3 ч.)

1000 киза мокшэрзянь народть ладязь эрямац Россий-скяй государстваса эряй нароттнень мархта

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства (2 ч.)

Шачема масторсь оцю да кели. Эсонза эряй нароттне

Просторы родного края. Живущие в нём народы (2 ч.)

Москусь — Россиять столицац

Москва — столица России (1 ч.)

Ётаф материалть лятфтамац.

Контрольная работа№4 (1ч.)

Мордовиянь перьфпяльть козяшинза

Природные богатства Мордовии (2 ч.)

                                     

                               

                                        Тематическое планирование по мокшанскому языку 7 класс

№ п/п

Наименование разделов

 и тем

Максимальная нагрузка

учащегося, ч.

Теоретическое обучение, ч.

Контрольная

работа, ч.

Самостоятельная

 работа, ч.

Экскурсии

Уроки развития речи

        III четверть (10 часов)

 1.

        ,

Вспоминаем летние каникулы. Поведение в школе, классе. Любимые предметы, кружки в школе . Любимый учитель.

1

1

2.

Рассуждения о профессиях .

Характер человека. Любимые дела. Развлечения .

1

0.5

0.5

3.

Чтение — это знания, помощь, радость .

Мое будущее .

1

1

4.

Знакомство с близкородственными народами .

Семья друга, подруги .

1

5.

Здоровый образ жизни .Хорошие и плохие манеры поведения .

Любовь к спорту .

1

0.5

0.5

6.

Известные люди мордвы.

Мордовские богатыри (Тюштя, Сияжар)

1

1

7.

  Мордовские легенды.

 Известные женщины в легендах     (Нарчатка, Варда)  

1

1

8.

Известные учёные-языковеды, учёные-фольклористы (М. Е. Евсевьев, К. Т. Самородов)

1

1

9.

Пословицы .

Загадки .

Частушки .

1

0.5

0.5

10

Пословицы .

Загадки .

Частушки .

1

0.5

0.5

                                                                                   

                                                                                         IV четверть (8 часов)

1.

Известные художники Мордовии .    

1

1

2.

Путешествие по картине известного мордовского художника .

1

1

3

Известные композиторы, певцы (Н. В. Кошелева, И. М. Яушев, Г. И. Сураев-Королев, Л. П. Кирюков)

1

1

4

Известные композиторы, певцы (Н. В. Кошелева, И. М. Яушев, Г. И. Сураев-Королев, Л. П. Кирюков).

1

0.5

0.5

5

Государственные символы Республики Мордовия (флаг,
герб, гимн) .

1

1

6

Достопримечательности Саранска .

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства .

1

1

7

Просторы родного края. Живущие в нём народы

Природные богатства Мордовии .

1

1

8

Москва — столица России .

1

0.5

0.5

ИТОГО

18

10

5.5

2.5

                                     

                Календарно  - тематическое планирование по мокшанскому языку 7 класс

№ п/п

Наименование разделов

 и тем

       Всего

          часов

Контрольная

работа, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Экскурсии

Формы организации учебной деятельности

Дата проведения занятия

планир.

фактич.

 

                                                           III четверть - 10 часов

1.

Вспоминаем летние каникулы. Поведение в школе, классе. Любимые предметы, кружки в школе . Любимый учитель.

1

Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, конструирование предложений.

2.

Рассуждения о профессиях .

Характер человека. Любимые дела. Развлечения .

1

Беседа по вопросам, конструирование предложений.

3

Чтение — это знания, помощь, радость .

Мое будущее .

1

Составление устного рассказа по опорным словам, словарная работа перевод.

4.

Знакомство с близкородственными народами .

Семья друга, подруги .

1

1

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, беседа по вопросам.

5.

Здоровый образ жизни .Хорошие и плохие манеры поведения .

Любовь к спорту .

1

Беседа по вопросам, устное описание картины, словарная работа.

 6.

Известные люди мордвы.

Мордовские богатыри (Тюштя, Сияжар)

1

Объяснение учителя ,словарная работа,

Тренировочные упражнения ,перевод.

7.

Мордовские легенды.

 Известные женщины в легендах     (Нарчатка, Варда)  

1

0,5

Объяснение учителя, словарная работа,

беседа по вопросам, перевод.

8.

Известные учёные-языковеды, учёные-фольклористы (М. Е. Евсевьев, К. Т. Самородов)

1

Объяснение учителя, словарная работа, выразительное чтение .

9.

Пословицы .

Загадки .

Частушки .

1

0.5

Объяснение учителя ,словарная работа,

Тренировочные упражнения ,перевод.

10.

Пословицы .

Загадки .

Частушки .

1

Объяснение учителя, словарная работа, выразительное чтение и перевод диалога.

        

                                                                      IV четверть-8 часов

11.

Известные художники Мордовии .    

1

Объяснение учителя, словарная работа, выразительное чтение

 12.

Путешествие по картине известного мордовского художника .

1

0.5

Беседа по вопросам, устное описание картины, словарная работа.

13.

Известные композиторы, певцы (Н. В. Кошелева, И. М. Яушев, Г. И. Сураев-Королев, Л. П. Кирюков)

1

Объяснение учителя, словарная работа, выразительное чтение .

14.

Известные композиторы, певцы (Н. В. Кошелева, И. М. Яушев, Г. И. Сураев-Королев, Л. П. Кирюков).

1

Работа в группах ,перевод, выполнение упражнений.

15.

Государственные символы Республики Мордовия (флаг,
герб, гимн) .

1

Объяснение учителя, словарная работа, выразительное чтение .

16.

Достопримечательности Саранска.

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства .

1

1

Объяснение учителя, заочная экскурсия

17.

Просторы родного края. Живущие в нём народы

Природные богатства Мордовии .

1

Беседа по вопросам ,выразительное чтение, словарная работа.

18.

Москва — столица России .

1

1

Заочная экскурсия по городу Москва

  ИТОГО

18

1.5

3

Список литературы, образовательные электронные ресурсы.


1. Мордовские загадки. К.Т. Самородов. - Саранск 1987 г.
2. Мордовские пословицы. К.Т. Самородов.-Саранск 1986 г.
3. Мордовские народные игры. B.C. Брыжинский. - Саранск 1996 г.
4. Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор - Саранск 1994 г.
5. Одинокова Т.Н. Мордовская музыка в начальной школе. - Саранск 1994
6. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - М., 1973 г. т 8.
7. Ю.Мокшэрзянь морот- сост. Л.П. Кирюков.- М., 1929 г.
8. И.Одинокова Т.И. Мордовский детский музыкальный фольклор.- Саранск1994г.
9.Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии.- Саранск 1982 г.

10.Люлякина С.М. Евкст (Сказки).-Саранск 1993 г.
11.Колмыков В.И. И будет жить народная игрушка - Саранск 1991 г.
12.С.Д. Эрьзя: Альбом. Сост. М. Баранова - Саранск. 1989 г.
13.Мордовский народный костюм. Сост. Т. Прокина и Сурина - Саранск 1990 г.
14.Ал. Алтаев. В дебрях мордвы. - Саранск 1991 г.
15.В.Н. Куклин. Биографии саранских улиц.- Саранск 1990 г.

16.Журнал «Якстерь тяштеня»

17.Диск «Живи, родной язык»

18.Диск «Мы Мордва!  

                       Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

п/п

Название документа

        Автор

1

Государственный стандарт основного общего образования

2

Учебник

Авторы: В.П.Гришунина, В.Ф.Рогожина (шестойгод обучения) « Мокшанский язык» в  7 класс. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2014г.-136с.

                                                                                           

3

Методические пособия

1.Журнал «Якстерь тяштеня»

2.Диск «Живи, родной язык»

3. Диск «Мы Мордва!»

4

Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (шестой год обучения -7 класс)

В. Ф. Рогожина, В. П. Гришунина, 7 класс. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2014г

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

                        (источники, рекомендованные для учащихся).

Ёфксонь-моронь эшиня. Морафтома книга. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1992. — 287 с.

Голенков Н. Тюштянь торамац.

Мишин Н. Тундань каштаз: избр. песни и хоры / Н. Митин; Поволжский центр культур финно-угорских народов. — Саранск, 2008. — 88 с.

Пинясов Я. Лихтибря. Пацят.

Поляков О.Е. Учимся говорить по-мокшански. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 199 с.

Сатин М. Мзярда ломанць аф эсь тевсонза.

Терёшкина Е. Шабрат.

Лирическяй морот. «Аваняй» (Р. Орлова), «Луганяса келу-нясь».

Шуляев А.Д. Народть мяляфтомац пефтома. — Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1993. — 256 с.

Мордовия: энцикл.: в 2 т. Т. 1. — Саранск, Мордовское кн. изд-во, 2003. — 576 с.

Мордовия: энцикл.: в 2 т. Т. 2. — Саранск, Мордовское кн. изд-во, 2004. — 704 с.

Эрясть-ащесть атят-бабат (ёфкст и легендат). — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. — 200 с.