Разработка урока по литературе с использованием игровых технологий
план-конспект урока (5 класс) на тему

Духновская Татьяна Александровна

Этот урок помогает закрепить полученные знания по теме "Сказка", развивает познавательный интерес у обучающихся, воспитывает умение коллективно решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

В   гостях   у   сказки (урок-игра по литературе. 5 класс)

Цели:

  1. развитие познавательных интересов обучающихся;
  2. закрепление знаний по литературе;
  3. развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргументировано его отстаивать;
  4. воспитание умения коллективно решать проблемы.

Описание игры:

класс делится на три команды. Каждая команда выбирает название и капитана, получает сигнальный флажок. Капитан поднимает его в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Если ответ неверный, у других команд есть 20 сек. Для обсуждения и ответа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

                               О чем-то скрипят половицы,

                               И ветер повеял чудесный,

                               И тайна стучится в окна,

                               И в чудо поверишь вдруг,

                               И дрогнут чьи-то ресницы,

                               И сразу меняются лица…

                               Тихонько скрипят половицы –

                               К нам сказка в гости идет.

  Все любят сказки: и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Всем хочется поверить в чудо и приехать на бал в необычной карете, которая чудесным образом может снова превратить в тыкву. А как приятно засыпать, думая, что вот-вот к тебе прилетит со своим необыкновенным зонтиком сказочник Олле-Лукойе и расскажет волшебную историю… И рассказывает – ведь нам часть снятся чудесные сны!

Сон и явь – все необычным образом сочетается в сказке. А с чего начинается сказка?

Задание 1.

Сказка имеет свое начало. Вспомните традиционные сказочные зачины.

Задание 2.

Придумайте название команды на тему «Сказочные герои». Расскажите о своем сказочном герое.

Задание 3.

Некоторые слова в сказках имеют постоянные образные определения – эпитеты. Подберите постоянные эпитеты к данным словам:

Дороженька (столбовая)? Девица (красная)? Молодец (добрый)? Море (синее)? Поле (чистое)? Тучи (черные)? Лес (дремучий)? Трава (шелковая)?Солнце (красное)?

Задание 4.

В сказках, дошедших до нас из глубины веков, встречается много устаревших слов. Объясните значение этих слов, подобрав современные синонимы.

Балакать (говорить), живот (жизнь), сусек (ларь), зыбка (колыбель), перст (палец), чело (лоб), котомка (дорожная заплечная сумка), витязь (воин), чередой (один за другим), очи (глаза), уста (губы), рамена (плечи), выя (шея).

Задание 5.

Отгадайте загадки, над которыми часто ломают голову сказочные герои.

  1. Что на свете всех сильнее?
  2. Что на свете всех быстрее?
  3. Что на свете всех милее?
  4. Что на свете всех жирнее?

Ветер      –    мысль    –    сон    -    земля

Задание 6.

Кроссворд отгадать предстоит. Кто правильно, быстро, спокойно решит – в горизонтальной полосе прочтет название русской куклы.

1. Рыба, которую Мальвина использовала вместо зеркала.

  Карп

2.Друг Чипа.

   Дейл

  1. Бременский Музыкант.

Петух

  1. Птица – белобока.

Сорока

  1. Помощник механика Винтика из Цветочного города.

Шпунтик

  1. Сын Крокодила из сказки К.Чуковского «Телефон».

Тотоша

  1. Акула – мама акулят, которых вылечил Айболит.

Каракуда

  1. Дереза.

Коза

Задание 7.

Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные.

Задание 8.

Узнайте героя по монологу.

  1. «…Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше,

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир; мне равной нет.

Так ли?»

Царица – Пушкин А.С. – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2) «Ну, как хотите! Теперь я знаю, что мне делать. Я оставлю вас в покое: живите, как хотите, ворчите друг на друга, спорьте из-за подачек воды и оставайтесь вечно под стеклянным колпаком. Я и одна найду себе дорогу. Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла, и я увижу».

Амалеа принсерс – Гаршин Всеволод Михайлович – «Амалеа принсерс»

3)«Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его. Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится».

Иван- крестьянский сын – Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

4) «Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Король наш слишком великодушен, чтоб лишить тебя этого дара за твою неосторожность. Помни, однако, что ты дал честное слово сохранить в тайне все, что тебе о нас известно»…

Черная курица – Погорельский Антоний – «Черная курица, или Подземные жители»

Задание 9.

Блиц – турнир по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

  1. Что собирала ведьма в рукав в ночь перед Рождеством?

Звезды

  1. Как ведьма и черт попали в избу?

Через трубу

  1. За что черт мстил Вакуле?

Кузнец намалевал (нарисовал) в церкви картину Страшного суда, где бедного черта били, чем ни поподя

  1. Как  звали ведьму? Кем она приходится кузнецу?

Солоха, мать

  1. Какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?

                  Раздобыть черевички, которые сама царица носила

  1. Что ел пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?

Галушки –  вареники  со сметаной

  1. Какой слух прошел после исчезновения кузнеца?

Слух о его смерти.

Задание 10.

Придумать небольшую сказку, в которой герой – обычный предмет.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Современный урок английского языка с использованием игровых технологий"

Во время подготовки и проведения уроков очень часто перед учителем стоит вопрос: как сделать урок интересным,увлекательным и добиться того,чтобы дети хорошо и прочно усвоили языковой материал? Различн...

Нестандартные формы организации урока английского языка с использованием игровых технологий

Как организовать урок английского языка в школе? Как заинтересовать учащихся этим непростым, но таким важным предметом? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и каждый находит какое-то свое решен...

Методическая разработка урока английского языка с использованием игровых технологий в свете требований ФГОС

Конспект урока по английскому языку,проведенного в 4 классе МБОУ СОШ № 29.Учебник Spotlight.Тема Funny animals....

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...

Проектная работа " Разработка урока ро биологии с использованием игровых технологий"

В основе использовании игровых технологий лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование...