Урок литературы, 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Меньшикова Марина Леонидовна

Тема урока:  Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.

Стихотворение «Бородино» - его историческая основа.

Цели:

1. Познакомить и заинтересовать учащихся личностью поэта.

2. Рассказать об историческом событии – Бородинском сражении, его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.

3. Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, с композицией стихотворения и особенностями повествования.

4. Воспитывать уважение к великому прошлому России, любовь к Родине, народу.

5. Развивать умение высказывать своё мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы, 5 класс24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы, 5 класс

Тема урока:        Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.

Стихотворение «Бородино» - его историческая основа.

Цели:

1. Познакомить и заинтересовать учащихся личностью поэта.

2. Рассказать об историческом событии – Бородинском сражении, его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.

3. Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, с композицией стихотворения и особенностями повествования.

4. Воспитывать уважение к великому прошлому России, любовь к Родине, народу.

5. Развивать умение высказывать своё мнение.

Оборудование урока

Портрет М.Ю.Лермонтова, эпиграф, военные термины для словарной работы, презентация, рассказывающая о М.Ю.Лермонтове, слайды с изображением военных действий, музыкальное оформление – П.И.Чайковский Торжественная увертюра «1812 год»

Эпиграф:         Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя и сообщение темы и целей урока.

Великий русский народ имеет многовековую историю.

Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения, Российское государство снова возрождалось.

Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они – наша гордость т честь. К таким событиям относится Бородинская битва.

Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению – стихотворение великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал «Бородино». Это стихотворение было написано в связи с 25-ти летием Отечественной войны 1812 года.

Эта война показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая эту войну, мы и сейчас с гордостью повторяем слова Михаила Юрьевича:

«Недаром помнит вся Россия

  Про день Бородина!»

Сегодня на уроке мы узнаем о жизни и творчестве поэта, познакомимся с историческими событиями, вошедшими в нашу историю как «Отечественная война 1812 года» и стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино».

  1. Презентация – рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

  1. Историческая справка о военных событиях 1812 года.

К началу XIX века Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

В начале XIX века грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию…

В июне 1812 года французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. «Не пройдёт и месяца, как мы будем в Москве», - любил повторять Наполеон. Военная сила французской армии почти втрое превосходила численность русского войска. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии ещё на границе. Но его план был сорван.

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему?

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ.

Но Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна. Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать…

Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Чтобы максимально уменьшить потери, он применил тактику изматывающий боёв. Именно это позволило завлечь французскую армию вглубь страны. Опытный полководец хорошо понимал, что Россия вынуждена отступать, чтобы сохранить силы. Наконец у села Бородино белее чем в 100 километрах от Москвы Кутузов остановил свою армию. Видя, что русское войско сгорает желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами.

«И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось...»

Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул… Земля дрожала… От дыма не было видно даже солнца…

« Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»

Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться врукопашную.

        «Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...»

Почти 15 часов продолжалась битва. Русские войска сражались самоотверженно, с воодушевлением, не жалея для отчизны жизни. Бородинское сражение явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны. Кутузов не ставил перед армией задачи разбить противника, он стремился измотать врага, сломить его боевой дух, показать, что русских ему не победить. К вечеру постепенно смолкали орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Формально Наполеон объявил себя победителем, поскольку русские ночью наступили. Но в моральном плане победили именно они, потому что стало окончательно ясно, что Россию разбить не удастся. Холодную русскую зиму в пустом городе пережить врагу не удалось. Не дождавшись заключения мира, французы вынуждены были, несолоно хлебавши, покинуть Москву. А в это время их поджидала отдохнувшая русская армия. Вырвавшись из окружения, Наполеон с остатками армии бежал в Париж. Победа русских была полной. Окончательно Великая Отечественная война 1812 года была закончена в Париже в 1814 году.

Учитель: А сейчас, перефразируя слова великого полководца А.В. Суворова: «Служба службой, а отдых по расписанию».

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

  1. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

Учитель: Послушаем стихотворение «Бородино» в исполнении Зайцевой Полины. Во время слушания обратите внимание на незнакомые для вас слова (слава напечатаны и висят на доске

  1. Беседа по произведению.

Учитель: - Какому событию посвящено стихотворение? Кто о нём рассказывает?

Ученик: - Стихотворение посвящается Бородинскому сражению, о котором рассказывает очевидец, участник сражения, солдат.

Учитель: - Вы уже слышали, что «Бородино» начинается словами: «Скажи-ка, дядя…» Это просто распространённое обращение к человеку «простого звания» старше себя. К тому же к молодым солдатам приставлялись «дядьки» из старых солдат. Стихотворение построено в форме такого разговора дядьки с группой новобранцев.

Учитель: - Как называется двух или нескольких человек?

Ученик: - Диалог.

Учитель: - Значит стихотворение построено в форме диалога старого и молодого солдата. Лермонтов не даёт описания внешности рассказчика. Как вы себе его представляете?

-Какими качествами обладают русские солдаты?

Ученик: - Патриотизм, готовность пожертвовать жизнью за отчизну, решительность, мужество, воинское братство, гордость.

Учитель:- Какие качества рождает у нас лермонтовское стихотворение?

Ученик - Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что особенно понравилось?

  1. Домашнее задание.

1. Подготовить рассказ о М.Ю. Лермонтове стр. 164-165;

2. Выразительное чтение стихотворения стр. 165-170.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....