Главные вкладки

    Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»
    план-конспект урока (8 класс) на тему

    Конспект урока по литературе в 8 классе

     

     

    Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»

     

     

     

    Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева.

               2. Вызвать интерес к его произведениям. 

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Марининская СОШ №16 Тема: Астафьев Виктор Петрович Выполнила ученица 11 класса Мосман Татьяна Маринино 2008г.

    Слайд 2

    Цель: Знакомство с жизнедеятельностью писателя Виктора Астафьева. Задачи: 1) Ознакомиться с биографией жизни В.Астафьева. 2) Ознакомиться с творчеством В.Астафьева.

    Слайд 3

    Астафьев Виктор Петрович родился 1мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска.

    Слайд 4

    Биография: Виктор Астафьев родом из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. В 1936-37 г. Астафьев был беспризорником, а потом попал в детдом. В детдоме Виктора много унижали, попрекали куском хлеба, даже тем, что он зачем то живет, но и достаточно много топтали в прямом и в переносном смысли. Астафьев любил читать без разбора и передыха все, что попадало в руки, дрался из-за книг, воровал их, не считая это большим грехом. В детдоме начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги. Астафьеву в начале жизненного пути встретился Игнатий Рождественский. Рождественский преподавал русский и литературу в школе.

    Слайд 5

    Но когда началась война Астафьев ушел на фронт добровольно. На фронте был шофером, связистом артиллерийской бригады. В 1943г. получил тяжелое ранение,а 1945г. демобилизовался из армии. Женился, жена тоже была военной. Жили они в уральском городе Чусовой. С 1958г. стал членом Союза писателей СССР. А в 1959-61г. учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте имени М.Горького. В 1980г. вернулся в родные места и жил в Красноярске и селе Овсянка. Скончался Виктор Астафьев 29 ноября 2001г. в городе Красноярск. И согласно завещанию Астафьев был похоронен в родном селе Овсянка.

    Слайд 6

    Творчество: Свое творчество Астафьев начал еще в детдоме сочиняя стишки, но позже он начал уже писать рассказы и повести. В 1951г. Астафьев опубликовал свой первый рассказ «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» и становиться ее литературным сотрудником. В 1950-е г. издает в Перми книги рассказов для детей: «До будущей весны», «Огоньки». В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченной столичной критикой: «Перевал», «Стародуб». В 1966 г. Опубликовывает автобиографическую повесть «Кража», в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выражения. Выбрашенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляют сюжетную основу многих произведений Астафьева.

    Слайд 7

    Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку – а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия – она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В условиях, употребленных на поддержание живой жизни, он видит не голую борьбу за существования, а действие высшего, единого для человеческой и природной жизни закона(новеллы «И прахом своим»). Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти(жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, малой родине), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду».

    Слайд 8

    Повести «Зрячий посох» вторично присуждена Государственная премия СССР. Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становиться память: последние главы «Последнего поклона». Виктор Астафьев в 2004 г. посмертно был удостоен Государственной премий РФ как автор поставленных на сцене МХАТа имени А.П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».



    Предварительный просмотр:

    МБОУ Марининская СОШ №16

    Конспект урока по литературе в 8 классе

    Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»

    Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева.

               2. Вызвать интерес к его произведениям.  

    Подготовила:

    Учитель русского языка и литературы

    Власова Л. Д.

    Ход урока.

    1. Начало жизни писателя.

        Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят весьма подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной темени проникнуть в помещение. Все продумано, все учтено: ещё днем предусмотрительно   «с той стороны» отперто окно, приготовлены необходимые сподручные средства.

         Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в  свою ночлежку, стараясь ничем не выдать еще не угасшего волнения,

    ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома,     если только так можно назвать это случайное убежище беспризорных мальчишек, объединенных общей горестной судьбой. Усевшись вокруг ,  они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго.... Сегодня они забрались в местную библиотеку.

       Ребята не видят, как со всех сторон столпились чуткие к каждому их движению плотные ночные тени, не слышат, как пробудились тревожные ночные шорохи, они теперь завороженно смотрят на проворно шевелящиеся губы своего товарища, с которых слетают слова, мгновенно сгорающие в маленьком пламени самодельной коптилки. Теперь уже и слов нет, а губы, глотая бледный свет, все шевелятся и шевелятся.... Теперь словно льется какая-то волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полной красоты, таинственности и опасностей. И мир этот, чужой и далекий, все разрастается, незаметно становясь твоим собственным. И ты тоже там... То ты скачешь на взмыленном чудо-коне под свист пуль неутомимых преследователей, то пробираешься тайной тропой, выслеживая опасного зверя, то хитроумно освобождаешь красавицу-узницу...

         А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома.

        Пройдет много-много лет, и бывший беспризорник, бывший детдомовец, бывший фэзэошник, бывший солдат Виктор Астафьев станет теперь укладывать уже «свои» слова на белые листы бумаги, чтобы поведать не только приятелям, но и тысячам незнакомых людей о пережитом и перечувствованном им за короткую пока, однако богатую всякими событиями жизнь.

    1. Презентация по творчеству В.П. Астафьева.
    1. Работа над рассказом В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

    1. Беседа о прочитанном.

    -Какое впечатление произвел рассказ В. Астафьева?

    -Кто из героев вам запомнился и почему?

    2. Анализ рассказа.

    1. Составьте план рассказа и подготовьтесь к его пересказу.

    Сюжет рассказа очень прост. Событие, положенное в его основу, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении играет второстепенное значение.

    • Что же тогда в произведение самое главное? Найдите основную мысль рассказа в тексте. ( Основную мысль писатель выразил в финале: «Деревенская фотография-своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)
    • Объясните смысл этой фразы.

    2. Беседа.

    • В какое время и где проходят события?
    • Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы.
    • Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?
    • Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом, где поселить фотографа на ночь?
    • Как характеризует ребят их поведение?
    • Почему Саньки и героя не было на фотографии?
    • Как выглядят ребята на фотографии? О чем это говорит?
    1. Центральным образом всей книги является образ бабушки.

    «Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьет земной поклон автор книги. Главный смысл своего произведения В. Астафьева объяснял так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям... Непосильная это работа... Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта...»

    -   Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, Составьте ее речевую характеристику. Почему писатель воспроизводит речь бабушки так точно?

    • Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?

    4. Работа над образом учителя.

    • Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.
    • В какой школе они начали работу?
    • Что они сделали дли односельчан? Могли ли они этого не делать?
    • Как относились к учителям в деревне?
    • Каким предстает учитель перед читателем?

    4. Итог.

    Перечитать финал рассказа.

    • Чем особенно дорого писателю ушедшее время?
    • Что из запомнившегося он считает самым важным и стремится донести это до читателя?
    • Каким предстает перед читателями лирический герой

    В. Астафьева?

    Домашнее задание.

    Групповое задание. Подготовить чтение стихотворений русских поэтов о Родине, природе и рассказы об их жизни и творчестве.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

    Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

    Конспект урока по литературе. 11 класс. В. П. Астафьев "Пролетный гусь"

    Конспект урока по литературе в 11 классеТрагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь». Цель урока - проанализировать содержание рассказа и ответить на ...

    Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

    Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

    Конспект урока по литературе 10 класс. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

    Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)Цель: Воспитание нравственных качеств  учащихся1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.2...