Дәрес-сәяхәт "Төрле материкларда тормыш"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Татар теле һәм биологиядән интеграл дәрес

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по природоведению и татарскому языку  ТЕМА:«Жизнь на разных материках»

Тема:Урок-путешествие. Жизнь на различных материках.

Цели и задачи:

1.  Формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомитьобучающихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации.

2. Показать вклад ученых и путешественников в открытие и исследование материков. Дать возможность обучающимся систематизировать знания о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли.

3. Воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

26.12.2013, 20:47

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли; развивать умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды;
  • Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии животного и растительного мира, развивать познавательный интерес, способствовать развитию речи, мышления, внимания, любознательности, умения работать с учебником, выделять главное;
  • Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах), любви к природе, интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся, воспитывать культуру учебного труда: навыки аккуратного ведения записей в тетради, оформления таблицы.

Общая дидактическая цель: создать условия для знакомства с растительным и животным миром материков

Учебно-наглядный комплекс:

Физическая карта мира, , иллюстрации растений, портреты путешественников, глобусы, учебные картины, карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы, энциклопедии разных издательств, зоологическая карта, иллюстрации животных, мультимедийный проектор,

Методы и формы:

Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, проектно-исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа; групповая, индивидуальная, коллективная.

Тип урока:

Урок усвоения нового материала.

Межпредметные связи:

Сведения об открытии материков, о географических открытиях конца XV – начала XVI в., XVIII- XIX веков.

Термины и понятия:

эндемики.

Номенклатура:

Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида,

Имена:

Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Джеймс Кук, Н. Пржевальский, Давид Левингстон, Лазарев и Беллинсгаузен.

Справочно-информационный материал:

1492-1498 г.г.

Х. Колумб

Экспедиции – открытие островов Карибского моря, Побережья Южной Америки.

XVII век

АбелЯнсзон Тасман

Открытие острова Тасмания

1770 г.

Джеймс Кук

Открытие восточных берегов Австралии

1500-1502 г.г.

А. Веспуччи

Открытие побережья Бразилии, устья Амазонки.

1799- 1804 г.г.

А. Гумбольдт

Исследование реки Ориноко, Льяноса, Анд

1819г.

М.П.Лазарев

Открытие Антарктиды

 

 Ф.Ф. Беллинсгаузен

XIX – XX в.в.

П.П. Семенов –Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский.

Исследование Центральной Азии

 

 

 

 

Учитель – гид А.Е :Здравствуйте, ребята! Сегодня у  вас необычный урок (стук в дверь) Ландыш һәм Данияр

Обратите внимание, что у нас на уроке присутствуют гости.Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиций, открытий. У нас с вами сегодня будет  такая возможность. Я уверена,что каждый из вас сделает  для себя  новое открытие.

-Ландыш : Гафу итегез,без бит русча аңламыйбыз,безнең дә сезнең белән сәяхәткә чыгасыбыз килә!

Учитель – гид Э.М.Яхшы без татарча да сөйләргә тырышырбыз.  

Учитель – гид А.Е Скажите,вы любите путешествовать?        

Географическое Общество нашей школы поручает вам создать несколько экспедиций и побывать на далеких неизведанных материках, познакомиться с историей их открытия, с их природой, растительным и животным миром.

Чтобы успеть за урок везде побывать, мы отправимся путешествовать на самолете.     Членами нашей экспедиции будут капитаны – историки,  зоологи,биологи. Управлять самолётом будет пилот-Тимур,а помогать ему, конечно-же,  стюардесса-Стюардесса по имени Жанна(Дина)

-Ландыш:-Туктагыз, туктагыз!Күккә күтәрелгәнче әйдәгез табышмакның җавабын табыйк әле.

Өстәлемдә шар тора,

Формасы түм-түгәрәк.

Полюс,Экватор,Арктика

Бу нәрсә соң кем белә?

Дөрес –глобус бу!

II. Актуализация  знаний

Учитель – гид А.Е. Перед началом путешествия хочу предложить вам  небольшую  разминку в виде викторины  «Самый, самая, самое...».Я буду задавать вам вопросы,а вы очень быстро, с помощью глобуса  будете на них отвечать.

Итак:  а) Сколько материков на Земле? Назовите их.Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия.

 В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м.

в) Какой материк самый маленький? Австралия.

г) Какой материк самый жаркий? Африка.

 д) Какой материк самый влажный? Южная Америка

. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка.

е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С

Учитель – гид Э.М. Молодцы! Материкларның исемнәрен татарча да кабатлап алыйк әле.Молодцы!

Изучение нового материала

Учитель- гид А.Е. :. Я вижу, что все готовы к путешествию.

Пилот-Н.Тимур-Экипажу и пассажирам занять свои места! Пристегнуть ремни! (видеоролик  - взлёт самолёта - Слайд 2). Начнём наше путешествие с самого большого материка.Итак,  мы взяли курс на Евразию!(Звучит музыка)

Стюардесса Дина:Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту самолёта5А170. Хөрмәтле пассажирларыбыз,без сезне 5А170 исемле очкычыбызда күрүебезгә бик шатбыз.

Стюардесса:Внимание! Мы  приближаемся к материку, попрошу всех приготовиться к посадке в Евразии.

Игътибар! Без Евразия исемле материкка якынлашабыз.

Учитель- гид: У нас с вами сегодня будет возможность открыть для себя много нового и интересного.  Итак, мы в Евразии.

Представление своих материков:

   I   Историк  (работает с картой у доски, )   Алеша                    

Евразия – величайший материк, на котором мы живем. Он по площади равен Африке и Северной Америке вместе взятым. Протянулся он от Северного Ледовитого океана до экватора, поэтому природа в Евразии самая разнообразная.

Евразия-без яши торган иң зур материк.Аның мәйданы Африка белән Төньяк Американы кушканга тигез. Ул Төньяк Боз океаныннан экваторга кадәр сузылган,шуңа күрә табигать анда күп төрле.

 Биолог Алена На севере Евразии растут тундровые растения: карликовые березка, ива, мхи, лишайники, южнее находится тайга- лес с хвойными деревьями . На материке много лесов, степей, пустынь, есть даже экваториальные леса. .Люди здесь выращивают чай, рис, мандарины, разные виды орехов. .Здесь растет бамбук – самая высокая трава в мире, достигающая 35 м и самое быстрорастущее растение.  Некоторые виды вырастают за сутки на 94 см.

Евразияның төньягында тундра үсемлекләре үсә:кәрлә каеннар,таллар,мүкләр, ә көньяктарак тайга-анда ылыслы агачлар хөкем сөрә. Материкта урманнар, далалар,чүлләр күп,хәтта экватор урманнары да бар .  Монда бамбук үсә-ул дөньядагы иң биек һәм тиз үсүче үлән,аның озынлыгы 35 метрга җитәргә мөмкин.Кайбер төрләре  бер тәүлеккә 94 метр үсәләр

Зоолог-Рамиль

На севере Евразии на островах Северного Ледовитого океана водятся белые медведи – самые крупные животные Арктики . В тайге обитает бурый медведь – хозяин леса.В бамбуковых лесах живет медведь – панда. Из птиц самый красивый павлин.

Евразияның төньягындагы Төньяк Боз океанының утрауларында-Арктиканың иң зур хайваннары- ак аюлар яши. Тайгада урман хуҗасы- көрән аю яши. 

УчительА.Е.: Наше путешествие продолжается и следующее приземление мы совершим на Северный Америке     Звучит музыка

 Северная Америка:

   II   Историк-Саша

Материк Северная Америка интересен тем, что здесь очень много природных климатических явлений таких как: торнадо, смерчи, наводнения.

Төньяк Америка материгы төрле табигый климатик күренешләр күп булуы белән кызыклы.Мәсәлән- торнадо,өермә,су басулар.

Биолог Данила

Растительный мир Северной Америки очень разнообразный, на севере – мхи и лишайники, камнеломка – самое северное растение на Земле – о. Гренландия. В лесах растут дубы, березы, ели, пихты, но самое высокое и стройное хвойное дерево – это секвойя гигантская высота ее 88 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т. Много видов кактусов.Сагуаро – самый большой кактус, достигает высоты 24 м.

Төньяк Америка үсемлекләргә  бик бай,төньягында мүкләр, камнеломка-дөньяның иң төньягындагы утравы - Гренландиядә үсә. Урманнарында имәннәр,каеннар,чыршылар,ак чыршылар үсә.Ләкин иң озыны-төз ылыслы агач-гигант секвойя,аның озынлыгы 88м,кәүсәсенең диаметры 35м,ботакларының калынлыгы 3 м,яше 2500 ел,авырлыгы 2500

Зоолог Ильсия

В северных районах материка обитают овце быки и северный олень карибу.

Төньяк районнарда сарык-үгезләр һәм төньяк боланы –карибу яши.

Здесь водятся как хищники: рыси, скунсы, волки – койоты, медведи

Ерткычлар- селәүсеннәр,скунслар,бүреләр-койотлар,аюлар

Кадьяк – бурый медведь с Аляски, самый крупный хищник на суше. Длина его туловища 3 м, высота до 1,5 м, вес до 700 кг.

Кадьяк – көрән аю,  Аляскада  иң зур коры җирдә яшәүче хайван. Гәүдә озынлыгы 3м, биеклеге 1,5м, авырлыгы 700 кг.

III

Пилот-Тимур: Приближаемся к Южной Америке! Көньякка якынлашабыз!

Звучит музыка

Учитель- А.Е.Итак, Южная Америка!

Историк -Искандер( Юж.Америка)

 Южная Америка – самый влажный материк на Земле. Здесь протекает самая полноводная река Амазонка, возвышаются одни из высочайших гор мира – Анды.

  • Көньяк Америка-Җир планетасында иң дымлы материк.Монда иң күп сулы Амазонка елгасы ага, дөньядагы иң биек тау Анды-күккә күтәрелеп тора

Биолог-Рома(Юж.Америка)  

Природа здесь очень интересна. В труднодоступных амазонских лесах растут такие деревья как сейба, разные виды пальм, дынное дерево, какао.. Здесь много эндемиков, например, амазонская кувшинка – виктория-регия, её диаметр 2 м и выдерживает на своём листе вес до 72 кг. В лесах много красиво цветущих орхидей. А еще интересно то, что Южная Америка является родиной таких растений как: помидоры, картофель, кукуруза, табак.

Монда эндемиклар күп. Мәсьәлән, амазонка төнбоегы, виктория-регия, аның деаметры 2м, яфрагында 72 кг авырлыкны күтәреп тора ала.

Шунсы да кызык, Көньяк Америка помидор, бәрәңге, кукуруз, тәмәкенең туган җире

Зоолог-Алиса (Юж.Америка)  

Особенно богат животный мир, которые приспособились к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы.

Бигрәк тә хайваннар дөньсы бай,алар агачларда яшәргә яраклашканнар койрык белән эләктерүчән маймыллар,линивецлар...

Даже ящерицы и лягушки живут на деревьях, много змей, в том числе и самая большая змея на Земле – анаконда, весит до 230 кг

Еланнар бик күп: шулар арасына дөньядагы иң зур елан анаконда-аның авырлыгы 230 кг-га җитәргә мөмкин.

У воды обитают тапиры и водосвинка – капибара. 

 Су янында тапир һәм су дуңгызы- капибара яши.

В саваннах живут муравьеды, броненосцы.

Саванналарда кырмыскаашарлар, броненосецлар яши

Богат и мир пернатых: крохотные колибри, попугаи.

Каурыйлылар дөньсыда бай:кечкенә колибрилар,тутый кошлар...

Стюардесса-Дина:  ФИЗМИНУТКА  

 (музыкальное сопровождение  «Чунга-Чанга»,пассажиры повторяют все движения за стюардессой)

Эшләдек һәм арыдык

Басыйк та тирән итеп сулыйк

Кулларны янга,алга

Уңга, сулга борылдык

 Бөкерәйдек һәм турайдык

Кулларны өскә күтәрдек һәм төшердек

Матур итеп елмайдык

Стюардесса –Дина  Уважаемые пассажиры ,займите свои места. Продолжаем наше путешествие!

IV

Африка (Слайд —музыкальное сопровождение

Историк Богдан- ( Африка)

Африка – самый жаркий материк. Здесь находится самая большая в мире пустыня Сахара.

Африка- иң эссе материк. Монда иң зур Сахара чүле урнашкан.

 На материке никогда не бывает зимы.

Бу материк та кыш булмый

1.Биолог-Айшен (Африка)В Африке произрастают экваториальные леса, одних только деревьев насчитывается до 1000 видов: фикусы, пальмы, очень много видов папоротников и лиан. А в саваннах растет удивительное дерево баобаб, диаметр его ствола- до 55 метров. 

Саваннада искиткеч  баобаб агачы үсә,аның кәүсәсенең диаметры 55метрга җитә.

Его мягкая и легкая древесина не боится огня и запасает до 120 литров воды. Живет баобаб до 4-5 тысяч лет. 

Бананы - трава, вырастает в высоту  до 7-8 м всего за 8 месяцев.

Банан- үлән.8 ай эчендә озынлыгы 7-8 метрга җитәргә мөмкин.

2.Биолог(Африка)

Финиковая пальма – “королева” оазисов и главное дерево в них. Достигает 20-30 м в высоту, начинает плодоносить к 5 годам и дает очень вкусные плоды. Финики называют “хлебом пустыни”: их едят сырыми, жареными, вареными, вялеными

Зоолог-Полина (Африка)

Нигде в мире нет такого скопления животных, как в африканской саванне. На плоских и открытых равнинах травоядные животные в целях защиты живут группами, которые движутся по равнинам в поисках пищи. Вместе у них гораздо больше глаз, ушей и носов, чтобы почуять опасность. Это зебры, антилопы – гну,

слоны (весом до 12 тонн), носороги, гиппопотамы, жирафы (самые высокие животные)

Жирафлар иң озын хайваннар

Здесь же обитают и хищники – львы, гепарды, леопарды, гиены.

Шулай ук монда ерткычлар-арысланнар,гепардлар,леопардлар,гиеналар яши.

В реках обитают крокодилы,  наиболее крупные – нильские – длиной до 5- 6 метров.

Елгаларда крокодиллар яши,иң зурлары- нилныкылар,озынлыклары 5-6 метр

Очень много пернатых – птица марабу, птица – секретарь, но самая крупная птица страус – его вес более 100 кг.

Каурыйлылар да бик күп-марабу кошы, сәркәтип кошы,ләкин иң зуры тәвә кошы,аның авырлыгы 100 килограммга җитәргә мөмкин.

Звучит музыка

Австралия

Историк -Максим( Австралия)

Австралия – самый маленький, засушливый и самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.

Австралия-иң кечкенә,коры һәм ерак урнашкан материк,шуңа күрә ул башка материклардан соңрак ачылган.

  • Биолог-Ярослав (Австралия)

Австралия самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: из 12000 видов растений более 9000 – эндемики, которых не встретишь больше нигде, ни на одном материке. К ним относятся многие виды эвкалиптов.

Эвкалипт – высокое дерево, листья которого ребром повернуты к солнцу, чтобы не испарять влагу.

Эвкалипт- биек агач,аның яфраклары су саклар өчен кояшка кырлары белән борылалар.

Для Австралии характерны акации и бутылочное дерево.

Зоолог-Элина( Австралия)

В Австралии обитают 162 вида сумчатых, здесь отсутствуют представители отрядов обезьян и копытных.

Австралияда 162 төр сумкалылар яши,ә менә маймыл отрядыннан булганнар һәм тояклылар юк.

Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие – ехидна и утконос.Они выводят детенышей из яиц.Ехидна – млекопитающее с самой низкой температурой тела + 22 градуса.Сумчатые животные – это кенгуру (от гигантских до карликовых),коала, сумчатый дьявол.

В Австралии водится страус эму, черный лебедь – птица с наибольшим количеством перьев (до 25000).

Австралиядә страус эму яши,кара аккошның 25 меңнән артык каурые бар икән

Австралийцы очень любят и охраняют своих животных. Например, страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос и птица – лирохвост – на австралийских монетах

Австралиялеләр хайваннарны яраталар һәм саклыйлар.Мәсәлән,страус эму һәм көнгерә дәүләт гербында сүрәтләгән,ә ехидна,үрдәкборын һәм лира койрык исемле кош- австралия тәңкәсенә төшерелгән

ПИЛОТ:  Держим курс на  Антарктиду.

V    Антарктида ( слайд)  - музыкальное сопровождение

Капитан-С.Тимур  

Антарктида – самый высокий и холодный материк, покрыт ледниковым панцырем толщиной 2-3 км, здесь нет постоянного населения.

Антарктида-иң биек һәм салкын материк,аның өсте 2-3 километрлы боз белән капланган, даими яшәүче халыгы да юк

Биолог  --Ильсина (Антарктида)

Природа Антарктиды неразрывно связана с природой прилегающих океанов. Летом растут мхи и лишайники, микроскопические грибы и водоросли

Антарктиданың табигате океннар табигате белән тыгыз бәйләнгән. Җәен мүкләр, лешайниклар, микроскопик гөмбәләр һәм суүсемнәр үсә

Зоолог— Айнур(Антарктида)

Животный мир связан с океаном, который является базой питания для китов, тюленей, рыб.

Хайваннар дөньясы океан белән бәйле,китлар,түләннәр,балыклар  өчен туклану нигезе булып тора

Только в Антарктиде обитают пингвины, подкожный слой жира и тысячи тонких перышек помогают им переносить холод. У них есть ласты, которыми они пользуются, как крыльями, чтобы “летать” в воде, а ноги служат рулем.

Антарктидада гына  пингвиннар яши,тире астындагы май катламы һәм меңнән артык юка каурыйлар аларга салкынга бирешмәскә булыша..Аларның ишкәк аяклары, канат урынына суда “очарга” ярдәм итәләр, ә аяклары руль урынында

Учитель- А.Е_Наше путешествие  завершается. Все материки  уже изучены с помощью наших  экспедиций.

Учитель-Э.М. Безнең сәяхәтебез ахырына якынлашып килә. Без сезнең белән экспедиция ярдәмендә бөтен материкларны карап, өйрәнеп чыктык

Пилот:Внимание! Мы возвращаемся домой!

Учитель: А сейчас ребята,настало время проверить багаж наших знаний накопленных во время сегодняшнего путешествия.

Хәзер белемнәребезне тикшерергә вакыт җитте

III. Этап закрепления новых знаний.

1).Игра  « Почта»

Учитель-гид:Я предлагаю поиграть в игру «Почта».Каждая  команда  получает  конверт  с изображением животных, живущих на вашем материке, но среди них одно животное, которое заблудилось.,помогите ему вернуться на Родину.

Зоологи,отправьте заблудившееся животное на тот  материк, на котором оно живет.А поможет вам в этом стюардесса.

( дети прикрепляют животных на свой материк и 1 отдают на тот материк ,где оно обитает. Детям помогает стюардесса)

Учитель- гид:Давайте проверим , все ли животные вернулись домой.

IV. Рефлексия.

Учитель- гид: Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Скажите пожалуйста,  

 1)   Какие чувства и ощущения возникали у вас во время выполнения заданий?

2)Что вам больше всего сегодня  запомнилось?

Ответы  детей

Природа всех материков прекрасна, но очень уязвима, Давайте послушаем стихотворение и сделаем вместе вывод, как мы должны относиться к окружающей среде. Амину и Артема

А я  сказал бы  главные слова

Прекрасной быть должна Земля

А мы — хозяева Земли

 И охранять её должны.

 Мы сохраним зверей и птиц,

 Бобров, гепардов и лисиц,

 Дроздов,грачей и глухарей,

Малиновок и снегирей.

 Под небом зашумят леса,

 Не смолкнут птичьи голоса.

И торжество природы

 Благословят народы.

Сак бул син,сак бул син!

Онытма Туган җир бер генә,

Кадерен син аның бел генә

Дәвала аның син һәр ярасын,

Син бит соң табигать баласы!

Учитель-гид: Какой  вывод можно сделать  послушав это стихотворение?

Дети:  На каждом материке живут разнообразные животные, приспособленные к определенным условиям. Природа всех материков очень ранима, её необходимо беречь и охранять.

Учитель- гид: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. За работу на сегодняшнем уроке я ставлю всем пятерки

А сейчас мы с вами праверим наши знания с помощью теста

. Тест.

1.Җир планетасында ничә материк бар?

а) дүрт; б) алты; в) биш;

2.Иң зур материк:

а) Африка; б); Төньяк Америка в) Евразия;

3. Иң кечкенә материк:

а) Антарктида; б) Австралия; в) Көньяк Америка;

4. Баобаб кайда үсә?:

а) Африкада; б); Төньяк Америкада в) Евразияда;

5. Филләр, жирафлар, бегемотлар кайда яшиләр?

а) Австралиядә; б); Көньяк Америкада в) Африкада;

6. Скунслар,  койот- бүреләр, бизонар – кайсы материк хайваннары?

а)Антарктида; б) Евразия; в) Төньяк Америка;

7.: Төньяк Американың гиган агачы

а) секвойя; б) эвкалипт; в) баобаб;

. Взаимопроверка-алмашып тикшерү өчен

Җаваплар 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в,7-а.

А.Е.Сдайте пожалуйста стюардессе свои таблицы  и  тесты,  я их обязательно  все проверю  и поставлю отметки дополнительно, о них   вам сообщу на следующем уроке

Э.М.Укучылар эшләрегезне тапшырыгыз, өстәмә билгене тестларыгызны тикшергәннән соң мин сезгә җиткерәчәкмен

VII. Домашнее задание: составить кроссворд ( в который включить по 2 слова характеризующие природу каждого материка т.е. не менее 12 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роберт Миңнуллинның тормыш юлы, иҗаты.

Роберт Миңнуллинның  төрле темага шигырьләре белән танышу....

Тормыш иптәшен ничек сайларга?( Г.Кутуй "Тапшырылмаган хатлар" повесте буенча.)

Урок  по татарской литературе разработан для учащихся-татар русской школы 11 класса....

М.Җәлил. Тормыш юлы һәм иҗаты.

М.Җәлил. Тормыш юлы һәм иҗаты. Уен- дәрес....

Г.Тукайның тормыш һәм иҗат юлы.

открытый урок ро теме Г.Тукайның тормыш һәм иҗат юлы....

Габдулла Тукайның тормышы һәм иҗаты буенча "Тамчы шоу"

Г.Тукай туган көннәрдә сыйныф сәгатьләрендә үткәрү өчен тәрбия чарасы....