Татарский театр на пути решения проблем нации
статья по теме

 Мингалиева Л. Татарский театр на пути решения проблем нации / Мингалиева Л. // Диалог культур: русско-татарские взаимосвязи: Материалы круглого стола Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» XI Кирилло – Мефодиевских чтений. – Москва–Ярославль: Издательство «Ремдер», 2008. – С. 68-71.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarskiy_teatr_na_puti_resheniya_problem_natsii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Татарский театр на пути решения проблем нации

Мингалиева Л.Э., к.ф.н.

Обострение этнических проблем на фоне ускорения процессов глобализации в мире – тревожный и печальный факт, препятствующий развитию цивилизованных государств. XXI век усилил разобщенность народов по этническому и конфессиональному признакам. Об этом свидетельствуют межнациональная нетерпимость, сепаратизм, растущее обособление этносов, международный терроризм. К сожалению, многонациональная Россия также не остается в стороне от этноцентрических тенденций и процессов с наслоениями радикализма. Однако закрепленная в Конституции РФ полиэтничность государства не дает национальным проблемам выйти из под контроля. Ярким примером многовековой мирной совместной жизнедеятельности различных народов является Республика Татарстан. Конец XX века внес существенные изменения в нравственную и социальную сферы жизни народов Республики. Татарский язык, наравне с русским, приобрел статус государственного. Таким образом, открылись новые возможности для развития национальной культуры, языка, традиций, поддержания самосознания народа, которым, в силу господствующего ранее политического уклада, не уделялось должного внимания. Татарская драматургия, национальный театр не остались в стороне от судьбоносного поворота в истории татарского народа. Одно за другим в свет начинают выходить произведения с ярко выраженной национальной проблематикой, в которых преобладает «интерес к судьбе нации» [1, С.18]. Драматурги обращаются к родной истории, переосмысливают прошлое татарского народа, стремятся определить его место в общей истории человечества. В таких произведениях, как «Выронила из рук белый калфак» («Ак калфагым төшердем кулдан») [2] И. Юзеева, «Родословная» («Шәҗәрә») [3] Т.Миннуллина, в центре внимания драматургов оказывается герой – патриот своей Отчизны, одновременно являющийся носителем родного языка, почитающий многовековые традиции своего народа, который не только ищет свое место в обществе, но и пытается восстановить исторические корни, традиции, культурные ценности.

Казалось бы, для татарского народа наконец созданы прекрасные условия для процветания и представления своей нации на мировом уровне, подчеркивая ее уникальность, этническое своеобразие, открытость для других культур. Однако в 90-е годы неразрешенной оставалась проблема внутринациональной разобщенности. Такие составляющие нацию этнические единицы как мишары, нугаи, кряшены, сибирские татары продолжали вести бесконечные споры за право считаться наиболее достойной и доминирующей среди татарского народа. Так во время проведения Всероссийской переписи населения в 2002 году большинство кряшенов настаивали на признании их отдельной нацией, не относящейся к татарам. В обществе назрела необходимость сплочения татарского народа как единого целого, состоящего из этнических групп, обладающих уникальной культурой, традициями, языковыми особенностями.

В разрешении данной проблемы важную роль сыграл татарский театр, являющийся незаменимым источником воспитания, духовного и эстетического обогащения людей. Талантливый татарский драматург Туфан Миннуллин создает прекрасные пьесы-шедевры, повествующие о жизни мишар («Душа моя» («Йөрәк маем») [3] и крещеных татар («Зятья Гергери» («Гөргөри кияүләре») [3], раскрывающие их самобытность и уникальный менталитет. Написанные преимущественно с использованием диалектных особенностей этих этнических групп комедии произвели настоящий фурор в истории национальной драматургии, завоевали любовь и уважение татарской публики. Созданные на рубеже веков данные пьесы и сегодня входят в основной репертуар Татарского академического театра им. Г.Камала, собирают аншлаги, дают почву дискуссиям и служат материалом для критических статей.

Пьесы объединяет общая проблема – роль национальных традиций в судьбе народа, сохранение самобытности этнических единиц. На примере жизненного уклада и быта отдельных семей драматург сумел передать национальный колорит и этническое своеобразие татарского народа в целом.

Действие комедий разворачивается вокруг семей крещеного татарина Гергери («Зятья Гергери») и мишарина Аляутдина («Душа моя»), которые ищут достойные пары своим детям (Урина – дочь Гергери, Аймет – сын Аляутдина) для создания семьи, почитающей и поддерживающей традиции той этнической единицы, к которым они относятся. Помня о неудачных попытках вступления в брак старших детей, которые в свое время, проигнорировав национальные традиции, не обрели семейного счастья, Гергери и Аляутдин бросают все силы на проведение безупречной свадьбы по правилам. Перед зрителями разворачиваются красочные действия с участием свах, предстают яркие картины национальной борьбы Кураш, выкупа невесты, выплаты калыма, интересные конкурсы, народные песни и танцы. Происходящие на сцене действия напоминают праздник, касаются души каждого зрителя, вызывают в них живой отклик. До просмотра спектаклей так сильно режущие ухо буквы «ц», «ч» в словах мишар («Цистай», «нацар»), игнорирование ими дифтонгов («кадян»), частое использование кряшенами в речи русских слов («кансирт», «ничава», «прибет», «рипититсия») и другие особенности диалекта мишар и кряшенов теперь зрителями (читателями) начинают восприниматься не как явления, коверкающие татарский язык, а скорее мелодичными и забавными, народный фольклор заставляет восхищаться.

Таким образом, драматург, режиссер и актеры Татарского академического театра им. Г.Камала сумели разрушить стену недопонимания между этническими составляющими нации и в очередной раз подтвердить неограниченные возможности театра. Публика с удовольствием посещает спектакли «Зятья Гергери» и «Душа моя», цитирует главных героев, используя в речи слова диалекта мишар и кряшенов, восхищается их самобытностью и этнической уникальностью, в то же время, с гордостью осознавая, что традиции отдельных этнических единиц являются составляющей общей культуры татарского народа. Произведения действительно несут важную идейную нагрузку и играют неоценимую роль в решении проблемы внутринациональной разобщенности. Герои комедий представлены читателю в контексте современности и доступны для понимания молодежи. Тем самым, драматург не лишает современного зрителя (читателя) источника нравственного, патриотического и гражданского воспитания.

В целом, творчество драматурга Т.Миннуллина можно охарактеризовать общим словом «поэтика» [4]. Известный татарский поэт Р.Харис объясняет суть этого понятия чувством упоения, удовлетворения, восхищения, возникшим в душе у читателя после прочтения литературного произведения. Поэтика связывает произведение с душами читателей, возводит его в разряд  шедевра независимо от того, к какому жанру оно принадлежит и кем написано. Творчество Т. Миннуллина обладает огромным положительным потенциалом, способным вызвать у зрителя (читателя) массу ярких впечатлений, подарить надежду в светлое будущее. Ученый и критик Ф.Г. Галимуллин как ни кто точно и лаконично объясняет популярность пьес драматурга: «Да, Туфан Миннуллин как человек – самый настоящий оптимист, этим ёмким понятием характеризуется и его творчество» [5]. Оптимизм драматурга распространяется на все творчество Т. Миннуллина и соответственно оптимизмом заряжаются и зрители.

Литература

  1. Ахмадуллин А.Г. Офыклар киңәйгәндә. – К.: Тат. кн. изд., 2002. – 239 с.
  2. Юзеев И. Шагыйрь сәхнәсе. – К.: Тат. Кит. Нәшр., 2002. – 415 с.
  3. Миннуллин Т. Сайланма әсәрләр, IV том. К.: Тат. кн. изд., 2002 – 415 с.
  4. Вәлиев М. Күңелнең көткәне. Казань: Тат. кн. изд. – 1984. – С. 100.
  5. Галимуллин Ф. Тормышны ярату // Казан утлары. – 1986, № 10. – С.157.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Пути решения проблем преемственности в современной школе

Советы родителям, основные формы и методы организации образовательного пространства на уроках географии....

Глобальный мир и проблемы его развития.Пути решения общечеловеческих проблем.

Открытый урок по обществознанию. Используется групповая работа....

Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.

Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем....

Пути решения проблем воспитания подростков

ТЕКСТ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ...

Устное (итоговое) собеседование в системе оценивания метапредметных речевых достижений обучающихся. Анализ затруднений и пути решения проблем.

 Устное собеседование наряду со Всероссийскими проверочными работами и Государственной итоговой аттестацией является одним из видов оценки качества подготовки обучающихся. КИМ собеседовани...