Урок – исследование. Проблема выбора: «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)
план-конспект урока (11 класс) по теме

План - конспект открытого урока по литературе в 11 класс: «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_e.zamyatin_my.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование.

Проблема выбора: «Я» или «Мы»?

(по роману Е.Замятина «Мы»)

Роман «Мы»- это протест  против тупика,

 в который упирается

 европейско-американская

цивилизация , стирающая,

механизирующая,

омашинивающая человека.

Е.Замятин

Всё – мы, во всем – мы,

 мы – пламень и свет побеждающий,

сами себе божество ,

 и судья, и закон.

В.Кириллов

Где люди? Где?  

Г.Баратынский

Цели урока: погрузиться в созданный автором мир, попробовать понять, как  передал Е.Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, как боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;

рассмотреть концепцию личности, отношения государства и личности в романе;

увидеть, каким образом автор решает проблему выбора «я» и «мы», выявить основные черты антиутопии;

способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся, развитие навыков анализа и синтеза материала, овладение речью как средством передачи мыслей, чувств , содержания внутреннего мира человека;

воспитывать чувство ответственности за будущее, умение делать правильный выбор.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение цели и темы урока
  1. «Мы» - первый роман – антиутопия. Создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году. В 1929 был использован для массированной критики Е.Замятина, который вынужден защищаться, оправдываться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и «проявление вредительства интересам советской литературы». Это первый роман – предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей . Писатель проследил логический путь, который непременно ведет к Единому Государству, но вместо идеального, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали социалисты, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные нумера интегрированы в послушное и пассивное «мы», неодушевленный механизм.

Итак , «Мы» - роман о будущем, написанный в эпоху созидания этого будущего, сомнений в своей «единственной правильности» – не вызывающего. Чтобы понять, в какую сторону будет сделан выбор, выстоит ли человек перед  всё усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой, попытаемся понять мир над названием «Мы».

Что такое «Мы»: органическое соединение разных неповторимых «Я» или нечто безликое, сплошное, однородные, масса, толпа, стая ?

Как по - вашему  должны соотноситься «Я» человека и «Мы» человечества?

  1. Работа в группах

1-группа

        Единое Государство. Взаимоотношение государства и личности. Благодетель. Радетель за народ или палача народа?

2-группа

        Условия жизни в Едином Государстве

3-группа

        Судьба человека Д-503

4-группа

        Женские образы  в романе

5-группа

        Христианская символика в романе.

        Числовая символика в романе

1-я группа

        Единое Государство: цели, устройство, механизмы, принципы самоорганизации.

        Взаимоотношения государства и личности. Благодетель. Смысл двойственной функции: радетель за народ или палач народа. Механизмы управления.

Благодетель

Оперативный отдел        

        Камера                                                                                Скрижаль                                        

Подслушивающие,                                          Бюро хранителей

подсматривающие устройства

-Наш долг заставить их быть счастливыми.

-Величественный праздник победы всех над одним, суммы над единицей.

-Мы счастливейшее среднее арифметическое.

-Официальный язык государства – слово.

-Мечта людей: чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье – и потом приковал их к этому счастью на цепь.

Чем достигнут идеальный уклад жизни?

Вывод: Идеальный общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы. Всеобщее счастье не счастье каждого человека, а его подавление, полное физическое уничтожение. Одно из главных орудий Государства – Слово, которое может не только подчинить человека чужой воле, но и оправдать насилие и рабство, заставить поверить,  что  несвобода и есть счастье. Человеческая жизнь обесценивается до предела. «Нумер» легко заменим.

2-я группа

Условия жизни в Едином Государстве: быт, нравы, труд и отдых, заботы, искусство, наука, творчество, любовь.

Какова роль разума в организации жизни. Как решается проблема «Я» и «Мы».

-Права и обязанности: тонне – право, грамму – обязанности.

-Они пришли, чтобы совершить подвиг.

-Цветы судебных приговоров.

-Опоздавший на работу – трагедия.

-Счастье благополучие.

-Регуляция деторождения.

-Несвобода есть наше счастье.

-Счастье в отказе от «Я» и в растворении в безличном «Мы».

-Личное сознание – болезнь.

-Художественное творчество – государственная служба.

-Интимная жизнь – государственная обязанность.

-Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф не может быть.

-Какое неизъяснимое очарование в этой ежедневности, повторяемости, зеркальности.

Как решается проблема выбора «Я» или «Мы»?

Вывод: Произошла подмена всех человеческих ценностей. Идея всеобщего равенства обозначается всеобщей одинаковостью, усредненностью, идея гармонии личного и общего – идей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни.

Малое проявление свободы, индивидуальности – ошибка, добровольный отказ от счастья - преступление.

3-я группа

Судьба человека. История Д-503. Взаимоотношения личности и государства.

Роман написан в форме дневниковых записей – конспектов, их число – 40. Д-503 - математик, первый строитель «Интеграла», движим целью прославить достижения идеально устроенного общества .

Что же победит в душе героя: долг перед Государством или появившееся чувство – любовь, стремление быть свободной личностью, а не рабом ?

Вывод: Мир в романе дан через восприятие человека с пробуждающейся душой. В нем проступила глубина, появилось иррациональное начало, свидетельствующее о том, что человека нельзя измерить. Герой романа оказывается в состоянии конфликта не только с Государством, но и с самим собой. У него образовалась душа, которая своей огромностью, неуправляемостью страшит. Развязка трагична. «Я» героя не может вынести нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием «Мы».

4-я группа

Женские образы в романе

…у Замятина так хорошо,

интимно и нежно удаются женские типы:

 они у него все особенные (А.Воронский)

Итак, любовь – смертельный враг Единого Государства.

И I-330, и О-90 сильные характеры, - не колеблясь, противостоят Единому Государству, но совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.

Вывод: пробуждение любви приводит к пробуждению «Я» в человеке, любовь по своей природе личностна, избирательна, и уже этим противостоит обезличенному миру.

5-я группа

Христианские символика. Числовая символика в романе

  1. Христианская символика активно  используется в романе.

Имя и нумер И-330 возможно, указывают на возраст Христа в момент его жертвенного подвига, умноженный на 10. Удесятерение страдания - женщина приносит себя в жертву в искупление грехов других нумеров Единого Государства.

Раздражающий Х прочитывается как крест.

Еретический дух – божественный дух. Она – Мессия, Мировая душа, призванная спасти земной мир и духовно обновить человечество. Образ близок образу Иисуса Христа.

Часовая скрижаль – своеобразная икона в мире Единого Государства. Летоисчисление в мире антиутопии «ведется, после скрижали»- как после Рождества в «древнем мире».

Голод устранен с открытием нефтяной пищи, которая по сути, напоминает древний символ христианства – хлеб, хлеб и вино – символизируют тело и кровь Христовы.

«Вероятно, из религиозных предрассудков, дикие христиане упрямо держались за свой хлеб». В романе не говорится о хлебе насущном, ведь тем самым подразумевался бы хлеб духовный, но в этом мире не может быть духовной сферы.

  1. Числовая символика базируется на христианском представлении о мистическом характере чисел. Замечательно число 40.

В христианкой практике оно связанно  с молитвой об умершем в течении 40 дней – надеждой, очищением, символ приготовления к новой жизни. Записей в романе ровно 40, можно рассмотреть, как  несостоявшуюся возможность приготовления к новой жизни героя романа. Актуальны и другие евангельские параллели. Герою романа в момент свершения событий (на пасху праздник Единомыслия) 32 года, т.е. не дорос до возраста Христа, до его жертвенного подвига.

Д-503в имене - нумере присутствуют числа 5 и 3, видимо, символизируя мистическое единение героя и новой церкви – мира Единого Государства. Цифра «5» воспринималась как знак мистического единения земной церкви, человечества со Спасителем (евангельская легенда о пяти хлебах, насытившись 5000 человек, пять ран Иисуса).

Главный вопрос Замятина. Выстоит ли человек перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?

У человека всегда есть выбор. Но если он подвергается воздействию тоталитарной системы, то просто перестаёт быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму. Растворение «Я» в «Мы» - тупиковый путь развития человека в русле истории. Позитивный – любовь, счастье, свобода, культура.

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание: сочинение - рассуждение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по роману Е.Замятина "Мы"

Автором представлены разработки серии уроков  по роману-антиутопии Е.Замятина "Мы", материал сопровождается презентациями....

Урок - исследование "Проблема счастья в романе Л.Толстого "Война и мир"

Урок -исследование, в котором внимание обращено к женским образам романа. Что такое счастье? Как его понимают Мари Болконская, Соня, Наташа Ростова и Элен? Кто из героинь действительно счастлив? Почем...

Творчество Е. Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

Урок по литературе в 11 классе по теме: "Творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"....

Итоговый урок по роману Е. Замятина "Мы"

Урок по роману Е. Замятина "Мы". Маршрутный лист для рабочих групп....

Урок-заключение по роману Евгения Замятина "Мы"

Урок- заключение по роману Е.Замятина "Мы". Анализ образа главного героя (Д-503). Включение элементов сопоставления с творчеством Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. К уроку прилагаются индивидуальные с...

Презентация к уроку литературы «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)

Презентация к уроку литературы «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)...