11нче сыйныф өчен Татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы
рабочая программа (11 класс) на тему

Мансурова Гөлшат Нурулла кызы

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком, учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, предусматривающим изучение  предмета в 11 классе по 2 часа в неделю, 68 часов в год. По Программе по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар). 1- 11 классы. Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова, В.А.Гарипова, Р.Р. Замалетдинов, Г.Ф. Замалетдинова, Ф.Г.Галимуллин, А.Н.Хузиахметов, З.Н.Хабибуллина, Х.Г.Фардиева. -  Казань: Магариф, 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

02 - 34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение    

             «Средняя общеобразовательная школа № 31»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей башкирского и татарского языков

 Руководитель ШМО

_________Г.Р.Ибрагимова

Протокол  №     от

«___» __________20    г.

 СОГЛАСОВАНО      Заместитель директора

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ

______ Г.Н.Рахимова

«____»__________20    г.    

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «СОШ №31»

г. Стерлитамак РБ _______С.Б.Битунова

Приказ № ____ от

«____»_________20    г.

                                                     

.                                                                                                  

                                                                                           

                                                                                       

Рабочая программа

по родному (татарскому) языку и литературе

 11 классы

Составитель: учитель татарского языка

высшей категории Мансурова Г.Н.

Стерлитамак, 2015


Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….… 3
  2. Содержание учебного предмета………………………………….……….………………..4
  3. Требования к уровню подготовки учащихся…………………………...............................5
  4. Учебно-методическое обеспечение …………………….……....…………………………6
  5. Календарно-тематическое планирование ………………..……….……………………....8

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «О языках народов РФ», Закона «Об образовании в РФ», Закона РБ «О языках народов РБ», Закона «Об образовании в РБ»;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г.

- "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 189 " от 29 декабря 2010 г.;

- Положения о рабочей программе (приказ № 393 от 28.08.2015.);

-Программы по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар). 1- 11 классы. Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова, В.А.Гарипова, Р.Р. Замалетдинов, Г.Ф. Замалетдинова, Ф.Г.Галимуллин, А.Н.Хузиахметов, З.Н.Хабибуллина, Х.Г.Фардиева. -  Казань: Магариф, 2010.

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком, учебным планом школы на 2015-2016 учебный год, предусматривающим изучение  предмета в 11 классе по 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Изучение родного (татарского) языка и литературы в старшем звене направлено на достижение следующих целей:

- воспитание любви и уважения к татарскому языку как к средству общения, к источнику знаний;

- получение информации о строении языка, об основных нормах литературного языка и его стилистических возможностях, умение их правильно использовать, обогащение словарного запаса;

- знание основных художественно-теоретических определений;

- целостное восприятие формы и содержания художественной литературы;

- воспитание личности с гуманным отношением к миру, с гражданскими и потриотическими чувствами;

- воспитание любви и уважения к литературе и культурным ценностям своего народа;

- формирование эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, привить читательскую культуру и понимания авторской позиции;

- умение анализировать прочитанные произведения,  развитие у учащихся устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения родного (татарского) языка и литературы в старшем звене необходимо решение следующих задач:

- обучение их умению самостоятельно пополнять знания по татарскому языку;

-формирование общепринятых умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;

- развитие речи, развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения учащихся; мотивации к дальнейшему овладению татарским языком;

- освоение фонетики, лексического и грамматического стрения языка;

- формирование навыков понимания и пересказывания.

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому признаку – он поделен на несколько крупных разделов, которые подразделяются на несколько тем. Темы родного (татарского) языка и литературы чередуются, поэтому в календарно-тематическом планировании разделы не указаны.

Формы организации образовательного процесса: уроки изучения новой темы, уроки закрепления, уроки обобщения, уроки-проверки и оценки знаний, уроки развития речи.

При реализации программы применяются элементы следующих технологий:

-личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития учащихся;

Виды и формы контроля:

-самостоятельные и проверочные работы;

- диктанты, изложения, сочинения;

-устные ответы на уроках;

-тестовые задания;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-составление планов и написание отзывов о произведениях.

Содержание учебного предмета

Повторение тем пройденных в 10 классе. (6 ч.)

Общие сведения о татарском языке.  Диалекты татарского языка. Функциональные стили языка. Повторение тем по словообразованию, анализ слов по составу. Повторение тем по морфологии, морфологический анализ слова. Разделы языкознания и их развитие. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Транскрипция.  Фразеология. Этимология.

Грамматика (1 ч.)

Понятие о грамматике. Разделы грамматики, общие сведения об объектах их изучения.

Словообразование и состав слова (3 ч.) Словообразование и состав слова. Способы словообразования. Словообразование частей речи.

Морфология (12 ч.)

Морфологические категории имен существительных. Морфологический анализ имен прилагательных. Виды числительных. Морфологические признаки местоимений. Наклонения глаголов. Спрягаемые и неспрягаемые глаголы. Лексико-грамматические значения наречий. Словосоединительные части речи. Модальные части речи. Морфологический анализ частей речи.

Синтаксис. (10 часов)

Синтаксические единицы. Виды связи слов в предложении. Словосочетание. Синтаксис простого предложения. Виды простого предложения. Синтаксис сложносочиненного предложения.  Синтаксис сложноподчиненного предложения. Виды сложноподчиненных предложений по значению. Знаки препинания в предложениях. Многокомпонентные и усложненные сложные предложения. Синтаксис текста: тезем, прямая речь, косвенная речь.

Стилистика и культура речи (2 ч.)

Стилистика и культура речи. Стили речи.

Обзор литературы после 1917 года. (1 ч.)

Тяжелые последствия гражданской войны. Основная тема в литературе – тема борьбы.

Обзор литературы 1920-1930-х годов. (7 ч.)

Творческое наследие Х. Такташа. Идея и тематика поэмы Х. Такташ «Мәхәббәт тәүбәсе». Тема любви в поэме Х. Такташ. Метод социалистического реализма. Отрицание религии. Влияние цензуры, культа личности на литературный процесс. Жизнь и творчество Г. Кутуй. Повесть “Тапшырылмаган хатлар”. Сюжет-композиция и проблематика повести “Тапшырылмаган хатлар”.

Обзор татарской литературы 40-50 годов 20 века. (4 ч.)  

Обзор татарской литературы 40-50 годов 20 века. Татарская литература во время и после Великой Отечественной войны. Тема войны и человека. Разоблачение культа личности и возвращение в литературу многих имен татарской литературы. Фронтовая лирика М.Джалиля. «Моабитские тетради» М.Джалиля.  Ф. Карим – поэт и солдат.  Сюжет и идея повести Ф.Карима «Разведчик язмалары».

Татарская литература 1960-2000 годов. Поэзия (7 ч.)

Литература 1960-2000 годов. Произведения, осуждающие тоталитарный режим. Освоение исторической темы. Распад СССР и появление в литературе новых тем. Татарская поэзия 1960-2000 годов. Особенности творчества Г. Афзала.  Нравственные проблемы в творчестве Р. Хариса. Тема любви в творчестве Х. Туфана. С. Хаким – певец родного края. Внеклассное чтение. Произведения писателей родного края. Особенности творчества Р.Файзуллина.

Проза. (5 ч.)

Татарская проза 1960-2000 годов. Жизнь и творчество А. Еники. Рассказ «Әйтелмәгән васыять». Идея, проблематика рассказа  А. Еники «Әйтелмәгән васыять». Символические образы в рассказе А.Еники “Әйтелмәгән васыять”. Жизнь и творчество М. Магдиева.  Роман М.Магдиева “Бәхилләшү”. Сюжет и композиция романа М. Магдиева “Бәхилләшү”. Тема взаимоотношений поколений в романе М. Магдиева “Бәхилләшү”.

Драматургия (4 ч.)

Татарская драматургия 1960-2000 годов. Драма Х. Вахит «Беренче мәхәббәт». Проблема нравственности в драме Х. Вахита «Беренче мәхәббәт». Жизнь и творчество Т.Миннуллина. Отрывки из пьесы  “Үзебез сайлаган язмыш”. Образы учителей в пьесе Т.Миннуллина “Үзебез сайлаган язмыш”. Изображение школьной жизни в пьесе  “Үзебез сайлаган язмыш”.

Детская литература. (4 ч.)

Детская литература. Виды детской литературы. Творчество Ж.Таржеманова. Основные темы в его творчестве. Стихи “Ышан бары йөрәк авазыңа”, “Элмә”. Жизнь и творчество Ш.Галиева. Образ лирического героя в его стихах. Внеклассное чтение. Современная татарская литература. Жизнь и творчество Р.Миннуллина. Детские стихи Р.Миннуллина. Литературная критика.  

Обобщенное повторение пройденных тем в 10-11 классах (2 ч.) Обобщенное повторение творчества писателей. Повторение пройденных тем по татаскому языку.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения родного (татарского) языка и литературы учащийся должен знать, понимать:

-уметь соблюдать основные правила литературного произношения, уметь разговаривать с правильной интонацией;

- знать понятие о диалектах татарского языка,

-знать функциональные стили языка,

- уметь определять значения слов,

- знать значения фразеологических оборотов,

- знать виды простых и сложных предложений,

- уметь определять виды сложноподчиненных предложений,

- уметь различать многокомпонентные и усложненные предложения,

-  знать  этапы развития татарской литертуры, знать о жизни и творчестве писателей и поэтов каждого периода,

- рассказать содержание прочитанного произведения,

- наизусть рассказывать отрывки из стиховорений,

- составлять план к прочитанным тестам,

- отвечать на вопросы по содержанию произведения,

- определять жанр произведений,

- составлять план исходного и собственного текста;

- писать сочинения, диктанты, изложения;

- описать литературных героев;

- выражать свое мнение к прочитанным произведениям,

-делать сообщения о писателях используя периодическую печать, возможности интернета.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф. Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы. - Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
  2. Гимадиева Н.С. Галлямова Р.В. Кагыйдәләр җыентыгы. Анализ үрнәкләре. – Казан: Гыйлем, 2010.
  3. Зарипова Ф. Бала бишеге – гомер ишеге. Халык авыз иҗаты әсәрләре җыентыгы. Яр Чаллы, “Идел-йорт” нәшрияты, 2001.
  4. Исанбет Н. Фразеологический словарь татарского языка. - Казань: Тат.кн.изд., 1990г.
  5. Максимов Н.В. Тесты по татарскому языку. -  Казань: Магариф, 2002 г.
  6. Минниахметов Р. Г., Минниахметова Т. Ф. Татарский язык: для 10-11 классов татарской школы Башкортостана. – Уфа:  Китап, 2007.
  7. Мусин Ф.М., Хабибуллина З.Н.,Закирзянов А.М. Татарская литература: Учебник-хрестоматия для 11 класса средней общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар).– издание 3-е, переработанное. – Казань: Магариф, 2006.
  8. Насибуллина Р.Н. Татарский язык в таблицах и схемах для русскоязычных учащихся. – Казань: Гыйлем, 2011.
  9. Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С.,  Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа: «Китап», 2003.
  10. Саяпова Ф.Г., Каримова Ф. С. Синтаксис в таблицах. – Набережные Челны; Магариф, 1999.
  11. Сафиуллина ФС., Ибрагимов С.М.Татарский язык. Для учащихся-татар 11 класса русской средней общеобразовательной школы. Издание второе, дополненное. – Казань: Магариф, 2000. – 175 б.
  12. Татарские рассказы начала XX века. – Казань: Магариф, 2007.
  13. Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
  14. Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
  15. Хайдарова Р.З., Галиева Н.Г. Обучение русскоязычных учащихся татарскому языку. Методическое пособие для учителей. – Казань: Магариф, 2003.
  16. Шаймарданова Р.Х., Хузиахметов А. Н. Татарская национальная педагогика. – Казань: Магариф, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 нче сыйныф өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы (сәгатьләр күләме атнага 2 сәгать, елга 68сәг ать)

Аңлатма язуы Эш программасы статусы.            Программа нигезенә Россия, Татарстан Мәгариф һәм фән министрлыкларының мәктәпләрдә урта һәм ...

Рус мәктәбендә 11 нче сыйныфның рус телле укучылары өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы

ТАТАР ТЕЛЕННӘН ҺӘМ ӘДӘБИЯТЫННАН 11 нче сыйныф өчен( рус телле төркем өчен) ЭШ ПРОГРАММАСЫ     Аңлатма язуы Эш программасы статусы          Программ...

7 нче сыйныфлар өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы

Эш программасы Р.З.Хәйдәрова дәреслеге буенча....

Татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы 5-11класслар

7 нче сыйныфлар өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы...

7нче сыйныф өчен татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасы

Рабочая программа разработана на основе Программы  по татарскому языку для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар) Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова, В....

11нче сыйныф өчен Татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасына календарь-тематик план

11нче сыйныф өчен Татар теле һәм әдәбиятыннан эш программасына календарь-тематик план...