Описание введения специфики школы по экономической направленности.
статья ( класс) на тему

Яковлева Домна Николаевна

Одним из важных условий  современного образования является формирование экономически грамотного человека, способного к конкурентоспособности.  Реализация этих задач обуславливается  снижением уровня жизни, обострением экономической нестабильности общества, усилением противоречий между городом и селом, а также других социальных факторов. Исходя из этого, наша школа проводит экспериментальную работу в этом направлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekon.yadn_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание введения специфики школы по экономической направленности.

Учитель якутского языка и литературы Яковлева Д.Н.      

         Одним из важных условий  современного образования является формирование экономически грамотного человека, способного к конкурентоспособности.  Реализация этих задач обуславливается  снижением уровня жизни, обострением экономической нестабильности общества, усилением противоречий между городом и селом, а также других социальных факторов. Исходя из этого, наша школа проводит экспериментальную работу в этом направлении.

        В календарно-тематическом планировании каждого предмета учитывается специфика школы: гражданско-патриотическая, экологическая и экономическая. В изучении произведений якутских писателей мы затрагиваем эти темы, постепенно приводим их к осмыслению сущности этих понятий. Например, в 5-м классе при изучении рассказа Д.К.Сивцева-Суорун-Омоллоона «Харана5а тыкпыт сырдык»,  учащийся впервые задумывается, почему одним доступно образование, а другим – нет. Он раскрывает для себя такие понятия, как бедность и богатство, и как они могут влиять на получение образования. В 7-м классе в произведении классика якутской литературы А.И.Софронова «Куоратчыт» сталкивается с проблемами  карточного долга,  налога, пагубности вредных привычек, в частности игромании, пьянства. На этих уроках учащимся можно дать задания экономического характера,  такие, как «Сколько денег (средств) нужно, чтобы герой данного произведения расплатился с долгами, и чтобы еще осталось для нормального проживания?», «Помогите мальчику советом, как получить образование», «Подсчитайте, сколько средств надо потратить для создания нормальных условий для получения образования» и.т.д.  Безусловно, учащиеся с большой охотой участвуют на уроках, с восторгом подсчитывают и обсуждают такие задания. Так постепенно в их сознании формируются понятия экономического характера. В старших классах эти понятия еще углубляются: «Что должен сделать человек и как должен построить свою жизнь, чтобы не зависеть от экономических обстоятельств?»,  «Как в реальной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены социальные и экономические факторы?». Ответы на эти вопросы он должен черпать при изучении таких произведений – в драмах А.И.Софронова «Олох оонньуура» (10кл.), «Таптал» (9кл),  Н.Д.Неустроева «Тиэтэйбит» ( 9кл), «Куьа5ан тыын» (10кл), А.Е.Кулаковского-Ексекулээх Елексей  «Ойуун туулэ» (10кл), Н.Якутского «Кемустээх уруйэ» (7кл), «Телке» (11кл) и др. Таким образом, если  при разработке поурочного планирования грамотно ввести задания такого типа на  этапах урока,  то это поможет  учащимся понять и осмыслить свое будущее, направит на поиск оптимальных путей решения этих проблем.

           

Класс

Раздел программы

Введение экономической грамотности

6 класс

7 класс

10 класс

«Тереебут литературабыт»

2-я четверть.

«Киьи утуе сиэрэ – олох сунньэ» туьумэх.

С.С.Яковлев-Эрилик Эристиин

«Хачыгыр» кэпсээнэ.  (4ч.)

4-я четверть.

Н.Г.Золотарев-Якутский

«Кемустээх уруйэ» сэьэнэ. (5ч.)

1-я четверть.

А.И.Софронов-Алампа

«Олох оонньуура» драма. (5ч.)

При чтении 2-й части рассказа учащимся  дается задание выяснить причину:  «Почему семья главного героя распалась?».

Должны указать такие причины:

- семья осталась без средств существования (одна корова пала, одну корову за счет долга забрал тойон)

-  отец и мать героя не могут выполнить тяжелую физическую работу, так как отец – безногий инвалид, а мать слепая.

 Выяснив эти причины, дается такое задание: «Прав ли тойон, забирая за проделанную работу последний прокорм этих людей и должен ли заплатить отец Хачыгыра, если он стал инвалидом на этой работе?», «Как сложилась бы судьба Хачыгыра, если бы этот тойон не забрал их последнюю корову?». Так вводится понятие о зарплате и роли  подсобного хозяйства как  главного подспорья семьи.

Отношение к золоту главных героев повести:

Сэдьук – ненавидит, потому что золото станет источником бед малых народностей

Уйбаанча – хочет найти золото, потому что хочет жениться на дочери богача.

Опарин – жаждет золота для личного обогащения.

Бандиты – для вооружения и развязывания войны.

Делается упор на значение развития золотодобывающей промышленности  для экономической независимости государства.

Обсуждение на уроке планов на будущую семейную жизнь героев драмы  Мааппы и Тиитэп – сколько нужно посеять зерно, сколько голов скота нужно держать, чтобы не зависеть от богачей. Должны прийти к заключению, что в реальной жизни только своим трудом можно быть независимым от родителей и других людей.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Половое воспитание. Актуальность введения в школах элективных курсов, направленных на половое воспитание и просвещение школьников

Половое воспитание всегда было одно из самых  трудных. Оно является важной  составной частью нравственно-эстетического воспитания.        По дан...

Практикум для обучающихся основной школы (социально-экономического профиля)

Предлагаемый практикум является приложением к методическим указаниям по дисциплине «Микроэкономика» для обучающихся основной школы экономического профиля.Практикум предназначен для использования как н...

Программа элективного курса экономической направленности 9 класс "Как защитить свои права покупая товары"

Данная программа создана для расширения знаний учащихся о основах российского законодательства, в частности Закона РФ «О защите прав потребителя»...

Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики" (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) по Г.К.Селевко

Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики"...

рабочая программа внеурочной деятельности экономического направления 5 класс

программа разработана в соответствии с требованиями, предьявляемые в внеурочным занятиям, в помощь к урокам обществознания...

Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»

Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...

Задачи экономической направленности

Подборка материала для повышения уровня социальной грамотности обучающихся...