Статья о проекте "Литературная гостиная"
статья по литературе по теме

Данная статья рассказывает об опыте работы методического объединения учителей русского языка и литературы. Проект "Литературная гостиная" стартовал в 2015 году, объявленном Годом Литературы. Представляет собой единство предметной внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интересное чтение», или «В гости к писателям!»

                                                                                                      Дайте человеку деятельность,

                                                                                                   которая наполнила бы его душу.

                                                                                                                                 К.Д.Ушинский

     Как известно, 2015 год  прошел под знаком Года Литературы. И это вовсе  не означало, что в течение этого календарного периода   уделялось   внимания литературе больше, нежели в другие времена. Конечно же, нет. Литература – это неотъемлемая часть жизни общества, и так было всегда,  хотя ее роль, безусловно, со временем изменилась. Ведь не секрет, что в современном мире в  противовес ей появилось многое другое, что отвлекает человека от данного вида искусства: кинематограф, телевидение, компьютерные технологии. Книга (как это не парадоксально) стала терять свою главную роль – роль источника знаний, друга, советчика, воспитателя человеческой души.   Наверно, задачей Года Литературы и стала попытка напомнить   о ее главном предназначении.  

    А если говорить о современном молодом поколении, то здесь приходится констатировать плачевный уровень литературного образования.  Читать книжки для наших детей стало не модным, не современным и не интересным занятием. Учебник литературы, учительское слово и эпизодическое чтение художественного текста в качестве домашнего задания – вот и все прикосновение ученика к великому искусству слова.

   Как же современная школа может решить сложившуюся проблему снижения интереса к чтению?

  Ответ на этот вопрос дает  новый Федеральный Государственный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к образованию, предполагающий   признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. К таким  способам  относится  в частности внеурочная деятельность по предмету.

     Наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы  является Литературная гостиная, которая обладает рядом преимуществ.  Во-первых, именно она способствует повышению интереса школьников к художественной литературе и чтению. Во-вторых, она позволяет выявить   учащихся, стремящихся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, краеведения, решает задачу развития их индивидуальных возможностей. И наконец,  Литературная гостиная делает жизнь детей и учителей  интересной и яркой, помогает им найти время для творческого общения. Она становится общим делом, нужным всем участникам образовательного процесса.

     В нашем образовательном учреждении Литературная гостиная стала не просто формой внеурочной деятельности по предмету, а целым проектом, проведенным в рамках Года Литературы, в котором приняли участие школьники вместе  с   учителями  русского языка и литературы. Данный проект представлял собой  серию мероприятий, каждое из которых было посвящено творчеству писателей  или художественным произведениям.

       Проект  начался в октябре 2015 года  литературно-музыкальной композицией, посвященной творчеству И.А.Бунина, которую подготовили учащиеся 11 класса под руководством учителя Николаевой Елены Алексеевны. В камерной,  уютной  обстановке ребята сумели преподнести самые интересные страницы жизни и творчества И.А.Бунина, что помогло присутствующим еще раз насладиться  его талантом.          

      А в  ноябре   в рамках того же проекта прошла литературная гостиная, посвященная 100-летнему юбилею писателя-фронтовика К.М.Симонова, подготовленная учащимися 6-х классов и учителем Корсановой Еленой Геннадьевной.  Эта музыкально-поэтическая композиция не только познакомила зрителей с яркими страницами творчества писателя, но и еще раз окунула участников и зрителей в атмосферу военного времени, что явилось очередным напоминанием о великой дате, широко отмечавшейся в этом же  году,   -  70-летии победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

     Самые маленькие учащиеся основной школы – пятиклассники под руководством учителя Западаловой Ольги Николаевны  подготовили и провели литературную гостиную в театрализованной форме: показали мини-спектакль по произведению  А.С.Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде», в котором продемонстрировали свою яркую артистичность  и художественный вкус.

    Завершающим этапом проекта стала литературная гостиная, посвященная творчеству Саши Черного, подготовленная  группой  учащихся 5, 7, 8 классов под руководством учителя Гищак Светланы Михайловны.  Эта литературно-музыкальная композиция представила интересные страницы из произведений данного автора, подчеркнув их простоту, юмор и необычайную проницательность, способную взволновать души юных зрителей.

    Все эти мероприятия в полной мере   доказали преимущества деятельностного подхода в образовании учащихся в области литературы, главным из которых стал их интерес к  подготовке и проведению литературных мероприятий.

     Каковы же были итоги школьного проекта?

     Главным результатом стало то, что данный проект все-таки «дал человеку деятельность, которая наполнила его душу». И с этим нельзя не согласиться. Создание и деятельность Литературной гостиной внесла определенную новизну в традиционный взгляд на методы воспитания культуры чтения у детей в условиях школы. А это значит, что произошли изменения и в самом ученике.  «Какие изменения?»- спросите вы.

    Ученик, не готовый к восприятию того или иного писателя, вдруг начинает чувствовать и понимать произведение, про которое услышал на литературном вечере,  в таком необычном, «неурочном» звучании. Привычные и, быть может,  не  впечатлявшие ранее  герои вдруг оживают перед ним и в действии помогают понять суть своего характера, своих поступков.  Слова и образы, которым учащийся не придавал значения, а, может быть, даже не замечал в ходе обычного чтения,  на мероприятии оказываются зримыми и  волнующими. И благодаря всему этому у ребенка или подростка складывается уже иное отношение к судьбе писателя, к его творчеству, да и к самому произведению в первую очередь.  Все это способствует тому, что придя домой, школьник непременно захочет его прочитать. А если сделать такую внеурочную деятельность  процессом постоянным, систематичным,  то и  чтение  может войти в привычку ученика  и стать для него интересным занятием.  А разве не такую цель мы преследуем?

     В заключении хочется сказать, что школьный проект «Литературная гостиная» стал для всех его участников творческим процессом, построенным в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности.  Он превратился в общее дело, созданное  для всех и  нужное всем.  И пусть это станет еще одной школьной традицией, способной не только увлечь школьников интересным делом, но и помочь им сделать правильный выбор между книгой и компьютером, помочь им получить те чувства и эмоции, которые способна дать только художественная литература.

                                                                             Председатель Методического объединения    

                                                                             учителей русского языка и литературы

                                                                             Корсанова Елена Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся МБОУ "Благовещенская СОШ №2""

В представленной статье описан опыт проведения литературной гостиной...

Статья "Проведение литературных гостиных с использованием ИКТ".

Из опыта работы по проведению литературных гостиных с использованием информационно-коммуникационных тезнологий, обеспечивающих яркость, красочность, содержательность мероприятия....

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Сценарии литературных гостиных. Вступительная статья к сборнику

В рамках художественно-эстетического комплекса организована в школе работа литературной гостиной. Такая форма работы стала любимой для всех участников образовательного процесса. Посещать гостиную очен...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Статья "Лингвистическая гостиная как способ повышения интереса к изучению иностранных языков""

Один из способов повышения мотивации  - создание ситуации успеха: ситуации, когда каждый ученик может стать экспертом в свое области - будь то театральная постановка или исполнение песни, или сло...

Статья.«Я восхищаюсь каждой нашей встречей» (Из опыта работы Литературной гостиной «Вдохновение»)

Десять лет назад в «Литературной гостиной» состоялся вечер, посвященный русскому романсу. Звучала красивая музыка, горели свечи. С тех пор было десятки подобных встреч, каждая из которых н...