Доклад по теме "Проблемное обучение"
опыты и эксперименты на тему

Галичкина Ирина Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_17.04.15.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №32 с УИОП»

ЭМР Саратовской области

Галичкина Ирина Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

В основе проблемного обучения лежит создание проблемной ситуации, которая приводит к появлению познавательной потребности.  Сущность проблемного обучения  состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные знания и овладевают опытом творческой деятельности.   Решение проблем   способствует развитию творческого мышления.

  • Проблема – задача, подлежащая разрешению, исследованию.  Это задание, способ выполнения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемой. Не является проблемой и такой вопрос, ответ на который ученику неизвестен, и у него нет средств для поиска решения.
  • Одна из возможностей постановки проблемы на уроке – создание проблемной ситуации – это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Проблемная ситуация возникает, если у ребенка (класса) появился эмоциональный отклик. Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти.
  • Как выйти из проблемной ситуации?

- заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель;

- осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Проблемные ситуации можно создавать на любом этапе урока: как на этапе знакомства и изучения новой темы, так и на этапах закрепления, систематизации и обобщения знаний.

1)  Пример (урок русского языка)   «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?»

2)  Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека?

  • “Жизнь – борьба, в борьбе – счастье” (И.А. Гончаров)
  • Быть человеком – значит быть борцом” (И.-В. Гёте)
  • Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой” (И.-В. Гёте)
  • Человек должен бороться за свою жизнь и защищать её, пока хватит сил” (Ч.Диккенс);
  • “...люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами” (М.Горький).

Какой, по-вашему мнению, должна быть жизненная позиция человека…      в этом “яростном” мире? Следует “бороться, искать... и не сдаваться”,  несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?

Функции проблемного обучения:

1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;

2) овладение методами познания и научного мышления;

3) овладение опытом, операциями творческой деятельности.

Пример (урок литературы)

-Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? - спрашивали его афиняне.

-Я ищу человека, - отвечал он.    

-Кого именно? Меня? Его?

-Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих  сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.              

- Какого человека ищет древний философ?  (мудрого, настоящего)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (о человеке) О каком?

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

Дмитрий Голубков  

- Какие же нравственные законы определяют отношения человека с человеком?

Любить людей всем теплом и светом своего сердца.  А. Платонов

Спешите делать добро, пока не стало поздно.  Доктор Ф.П. Гааз

(вышли на тему урока по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Решение проблемы

  1. Ученик применит и углубит свои знания о нравственной сущности человека (первая функция)

2)  Ученик фактически применит метод определения целого от частного и построит способ решения данной задачи (вторая функция)

3) Ученик обнаружит новую функцию объекта  (человек рождается для того, чтобы оставить после себя свет – свои добрые дела)  (третья функция)

Проблемное обучение предполагает формирование исследовательских умений и навыков:

1. умение видеть проблемы,

2. задавать вопросы,

3. выдвигать гипотезы,

4. проводить наблюдения и эксперименты,

4. делать выводы,

6. работать с текстом,

7. доказывать и защищать свои идеи.

Методики развития основных умений и навыков исследовательского поведения:

1. Развитие умения видеть проблемы

2. Развитие умений задавать вопросы

3. Развитие умения выдвигать гипотезы

4. Развитие умений и навыков экспериментирования

  1. Развитие умения видеть проблемы ( Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией).

Упражнения

1.«Посмотри на мир чужими глазами» 

  • Читаем детям неоконченный рассказ:

С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…

    Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

 2. «Составь рассказ от имени другого персонажа»

  • Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определенной профессии.
  • Опиши один день этой воображаемой жизни.

    - письменно (сочинение), - устные рассказы.

ИЛИ    

  • Напишите письмо от лица литературного персонажа….

(Павел Петрович Кирсанов – читателю)

3.«Составь рассказ, используя данную концовку»

а) … нам так и не удалось выехать на дачу.

б)… прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.

  • Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.

4.«Тема одна – сюжетов много»

  • Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например: «Осень», «Город», «Лес».

5.«Мастерская творческого письма»

  •  по рассказу Бунина «Холодная осень».
  • Звучит романс «Утро туманное».
  • Если бы это пела твоя душа, о чем бы это было? Что она могла бы вспомнить? (пишут на листочках, обсуждают)
  •  После чтения начала до слов «Я так люблю тебя…», прописывают сой диалог, потом сопоставляют с авторским…
  • Подумай и расскажи о том, что может быть дальше и как все может закончится. Оценивается логичность, оригинальность, знание бунинской прозы, творческой манеры писателя.

6. Упражнение «Пятистрочия» или синквейн 

(работа над созданием синквейна развивает образное мышление).

Участников просят сочинить пятистрочия на заданную тему. 
    1 строка – одно слово, обычно существительное, наиболее точно отражающее основную идею.
    2 строка – два прилагательных, характеризующих существительное из первой строки.
    3 строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия.
    4 строка – фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к   происходящему.
     5 строка – еще одно любое слово,  отражающее общую суть темы стиха. 

Мама

Добрая, нежная

Смеётся, играет, учит

Школа заботы,  любви, радости

Доброта

Книга

Умная, занимательная

Учит, развлекает, помогает

С книгой можно путешествовать

Друг

Жизнь

Активная, бурная

Воспитывает, развивает, учит

Дает возможность реализовать себя

Искусство

Слово

Твердое, честное.

Учит, развивает, рассказывает.

Слово - не воробей, вылетит  - не поймаешь.

Мудрость.

7. Упражнение «Стоп-кадр»

Возможность осознать свое отношение к некоторым явлениям, предметам, развить воображение

20 Век

Мощь  Скорость Война   Революция   Трагедия  Интеллигенция   Репрессии  Тиран   Век-волк  Электровек  Атом Космос  Гагарин  Виртуальность  Альтернатива

Время

Прошлое  Детство  Настоящее  Учеба  Дружба   Будущее  Профессия  Успех  Встреча  Любовь  Семья Счастье

2. Развитие умений задавать вопросы

Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, побуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду

КАКОГО МУЖА ВЫБРАЛИ БЫ ВЫ - -ТАКОГО КАК ЧАЦКИЙ ИЛИ ТАКОГО КАК МОЛЧАЛИН?

А ЕСТЬ ЛИ СЕГОДНЯ СРЕДИ НАС ТАКИЕ ЧИЧИКОВЫ, НОЗДРЕВЫ, СОБАКЕВИЧИ И КОРОБОЧКИ?

Изучение любого произведения связываю с сегодняшним днем, с его актуальностью в любое время.

  1. Развитие умения выдвигать гипотезы

Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Способы проверки гипотез:

- теоретический (опирается на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута.) 

- эмпирический (предполагает наблюдения и эксперименты).

СЛОВА для гипотезы:

может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное

Упражнения

«Давайте вместе подумаем»

Рассматривая философскую проблематику поэмы А. Блока «Двенадцать», размышляем над вопросом: «Почему в конце поэмы возникает образ Христа?»

 В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос.

Учащимся предлагается три мнения-гипотезы:

1. «Поставить во главе красногвардейцев Христа означало со стороны поэта благословить революцию». (А. Турков. Русская литература XX века. М 1994)

 2. «Христос вовсе не идет во главе 12 красногвардейцев, а, напротив, преследуется ими». (М. Волошин. 1918)

3. «Вероятнее всего, Иисус выступает в поэме как Спаситель грешных душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые не ведают, что творят ― Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие — это истинное дело Христа, а не возглавить и не благословить их на дальнейшие злодеяния» (Г. Яковлев. «Впереди – Иисус Христос»)

Учащиеся выбирают высказывание, которое совпадает с их личным мнением, и аргументируют свою точку зрения.

  1. Развитие умений и навыков экспериментирования

Эксперимент (проба, опыт) - важнейший из методов исследования

Мысленный эксперимент 

  • В ходе мысленных экспериментов ребенок представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия и яснее может увидеть результаты этих действий.

например:

  • Суд над Раскольниковым, когда учащимися  продумывается роль судьи, обвинителя, адвоката, свидетелей, сестры, Сони…

Трудно не только создать проблемную ситуацию, но и разрешить еѐ. Учитель должен организовать размышления учащихся над проблемой, стимулировать процесс поиска гипотез, обобщить полученные результаты. Если на уроках русского языка, решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к единственно верному решению, сколько бы ни было гипотез, то на уроках литературы зачастую возникают вопросы, которые не предполагают единственно верного решения, каждый ученик может остаться при своѐм мнении, которое не может быть ошибочным и имеет право на существование.

В заключение приведу пример из творческой исследовательской работы Козиной Екатерины «Дмитрий Сергеевич Лихачев. Подниматься над самим собой», отмеченной на Всероссийских Лихачевских чтениях в мае 2014 года. Проблемный вопрос – «Каким должен быть настоящий человек?»  «…Определить свое отношение к духовно-нравственным ценностям. Уметь развиваться в течение жизни, совершенствоваться, при этом не терять  нравственной чистоты,- это стало проблемой. …Всё просто: для повышения нравственной культуры общества – начни с себя. Настоящая жизнь начинается тогда, когда ты делаешь что-то не для себя, а для других!

Необходимо знание родного языка, сохранение его чистоты.

Надо больше времени уделять нравственному воспитанию детей.

Обязательно заботиться о своей малой родине.

Надо преумножать добро в мире!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Личностно-ориентированное обучение в классах средней ступени"

АКТУАЛЬНОСТЬ: Воспитание всесторонне развитой личности, умеющего легко  адаптироваться в быстро меняющемся обществе. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1.   Воспитание личностных качеств ученика. ...

Доклад «Личностно-ориентированное обучение,

Доклад «Личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированные технологии»...

Доклад .Личностно-ориентированное обучение.

Цель, принципы, формы личностно-ориентированного образования....

Доклад на тему "Обучение использованию выразительных средств языка при написании сочинения-рассуждения".

Для учителей русского языка и литературы. При подготовке к ЕГЭ научить детей в своем сочинении использовать выразительные средства языка....

Доклад "Активные методы обучения"

групповая работа учащихся...

Доклад "Метод проектного обучения"

Доклад готовился на сетевое взаимодействие с МКОУ Киевская ООШ...