урок по детской литературе
план-конспект урока на тему

Урок "Г.Х. Андерсен - "король" сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_andersenu.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Г.Х.АНДЕРСЕН - «КОРОЛЬ» СКАЗОК

Цель: Познакомить студентов с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена. Формировать творческий подход к изучению произведений писателя. Закреплять навыки работы с текстом на уроках выразительного чтения. Активизировать      познавательные      интересы,      творчество, развивать профессиональные навыки студентов. Оборудование:   выставка  книг  Г.Х.Андерсена, портрет, фланелеграф и фигурки к нему, костюм  для Дюймовочки, мультимедийная приставка, магнитофон.

 Оформление доски: тема, цитата об Андерсене, иллюстрации к сказкам.

Вид урока:   урок   изучения   нового   и   совершенствование   знаний   и   умений, полученных ранее на уроках детской литератур и выразительного чтения.

 Тип урока: путешествие в сказку.

Метод преподавания: побуждающий, рассказ, предваряющее задание, практические приемы, указания, оценка.

План

  1. Сообщение темы и цели урока, запись темы в тетрадь.
  2. Путешествие в сказку:

а)        рассказ Оле-Лукойле;

б)        рассказывание сказки «Дюймовочка»;

в)        показ на фланелеграфе сказки «Принцесса на горошине».

  1. Ответы на вопросы.
  2. Подведение итога работы, задание на дом.

На доске высвечивается тема урока, портрет писателя.

Учитель: Сегодня на уроке мы попадем в удивительный сказочный мир - в мир сказок Г.Х.Андерсена. (Звучит тихая музыка). Наш урок будет проходить в форме путешествия в сказку. Только мне нужны помощники. Пусть ими будут Лена и Марина. Все остальные должны внимательно слушать и делать записи в тетрадях, т.к. в конце урока вам придётся отвечать на вопросы. А сейчас я привлекаю ваше внимание к выставке  книг об Андерсене.

Есть на свете страна, которую мы узнаем и начинаем любить с самого детства. Это Дания. Маленькая северная страна с трех сторон окруженная морем, вызывает у нас с детства интерес потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ганс Христиан Андерсен.

Презентация об Андерсене.

Сказочник входит в наши дома прежде, чем мы научились читать,  входит легкой, почти неслышной поступью, как, прославленный им волшебник, мастер снов и сказок маленький Оле-Лукойе,  тот самый Оле, который появляется у постели детей по вечерам с двумя зонтиками под мышкой. А вот и он сам.

Бесшумно, на цыпочках, приложив палец к губам, входит Оле-Лукойе. Под мышкой у него два зонтика: разноцветный и черный. Он садится за столик, разложив зонтики, и при этом бормочет: «Черный - это сны для плохих людей, а цветной для хороших и добрых...»

Оле-Лукойе: Вот и я. Вы меня, наверняка, узнали. Ведь я живу на свете вторую сотню лет. Я - Оле-Лукойе. Помните меня? Я - сказочник! Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я никогда ни к кому не приходил по приказу, или за деньги. Я рассказываю свои сказки, свои истории, похожие на сказки, только хорошим добрым людям. Для вас я принес очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил вееь мир, даже не умея держать в руках меч. Это будет необыкновенная история, ибо нет сказки удивительней, чем та, которую придумывает сама жизнь. Слушайте. (Музыка)

Оле-лукойе берет в руки разноцветный зонтик, раскрывает его, несколько  раз вертит, потом снова складывает и возвращается на место.

Жил-был в маленькой  стране на берегу голубого моря бедный башмачник. Он был очень беден. Весёлый нрав, да искусные руки – вот и всё его богатство. Жена стирала бельё для богатых господ и вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын. Звали его Ганс. Удивительный был мальчик. Больше всего на свете он любил мечтать, бродить по лугам, усыпанным цветами, слушать старинные песни, мудрые народные сказки. Иногда и сами цветы рассказывали ему самые невероятные истории…

МУЗЫКА. Э. Григ. Ноктюрн.

Появляется девочка, она протирает глаза.

Дюймовочка: Ах, как долго я спала! И какие чудесные сны я видела! Я – Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка. Я была такая маленькая, всего с дюйм ростом, потому и назвали меня – Дюймовочка. Скорлупа грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки розы – одеяльцем. Всё это было так мило. Но однажды ночью, когда я лежала в своей колыбельке, через окно влезла большая жаба, мокрая и безобразная. Она прыгнула прямо на стол, где я спала, и… о ужас! Взяла кроватку со мною и поскакала в сад.

 Пришлось мне с той поры побывать и  в обществе жаб, и майских жуков, и полевой мыши, и слепого крота, и ласточки… Одни из них были малосимпатичными, другие – добрыми, отзывчивыми, приветливыми. Особенно -  благодарная ласточка, которой я помогла в страшную, холодную зиму. И теперь каждую весну, когда распускаются цветы, появляюсь и я…(садится на стул).

Лена: Я знаю эту сказку с детства. История о крошечной Дюймовочке  очень лирична, проникнута сочувствием автора злоключениям героини.

Марина: Кроме того, она содержит сатирические выпады против обывателей: это и насмешка над безобразной жабой и её противным сыночком – «точь в точь мамашей»; это и ирония над кротом: «У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне, и в погребе у него не пусто! Благодари Бога за такого мужа».  Так рассказывает о нём мышь Дюймовочке.

Учитель: Андерсен выработал свою манеру повествования – непосредственно-наивную, мягко-ироничную. Размышления о собственной необыкновенной судьбе определил характер многих героев Андерсена – маленьких, беззащитных в огромном мире…, среди закоулков которого, так легко затеряться. Стойкий Оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Трубочист, Ромашка – эти и другие герои воплощают авторский идеал мужества и веры в добро. Сказочник неизменно вознаграждал их, тем самым, подтверждая закон благоволения судьбы к таким героям.

 Лена обращается к Оле-Лукойе: А как дальше складывалась жизнь писателя?

Оле-Лукойе: Когда мальчик Ганс  подрос, он решил стать знаменитым артистом или поэтом (кто в юности не мечтает стать знаменитым) и отправился в самый большой город страны – Копенгаген. Он думал, что найдёт там своё  счастье. Мать его осталась  дома и горько плакала. Ещё бы ведь она всю жизнь мечтала, чтобы её сын, выучился какому – то ремеслу.

Вначале судьба оказалась не милосердной к юноше, обошлась с ним, так же как и с гадким утёнком. Помните его, того лебедя, который родился в утином гнезде?! Да, не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!

Шли годы. Много невзгод претерпел бедный, но способный трудолюбивый юноша. Ганс Кристиан стал сочинителем книг и сделался знаменитым. Его приглашали в самые знатные дома столицы. Все восхищались его произведениями, но не было в мире сердца, которое билось бы только для него. Отец и мать умерли. Полюбил красивую девушку, но она, хотя и любила его тоже, вышла замуж за другого. Ещё бы! Ведь она была богата и знатна, а он всего лишь – сын башмачника. И так повторялось не раз: каждый раз, когда сказочник думал, что нашёл своё счастье, судьба обманывала его. А как хотелось знаменитому писателю и очень одинокому человеку, чтобы хоть одна женщина на свете совершила для него, некрасивого и не богатого то, что сделала для любимого Русалочка, у которой был рыбий хвост, но любящее человеческое сердце!

Впрочем, если вы выйдите на берег моря и прислушаетесь к шуму волн, то услышите сами эту грустную и прекрасную историю о Любви и Смерти во имя возлюбленного!

Учитель: Творчество Андерсена отличается внушительными размерами. Он проявил себя почти во всех распространенных жанрах и для своих современников отнюдь не был лишь автором сказок. Начинал свой путь поэтом и драматургом, а позднее взялся ещё за роман и сказку, сказку, которая в будущем создала ему имя,  стала венцом его творчества.

 Лена: Что же толкнуло Андерсена в область сказки? Мысль пересказывать народные предания не была оригинальной. И он, наверное, тоже решил попробовать себя в этом жанре. Тем более, что в детстве он, по собственному признанию, больше всего любил слушать сказки.

К тому же писатель от рождения был наделён впечатлительностью. Животные большие и малые, становились для него рассуждающими личностями, неживые предметы получили у него индивидуальною жизнь. В одном из писем Андерсена  можно прочесть: «У меня масса материала для сказок, больше, чем для другого вида творчества. Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них!»

Марина: Однако, откуда бы не происходил сюжет, так «Огниво», «Принцесса на горошине» он слышал в детстве. «Дикие лебеди», «Свинопас» - это народные сказки, «Новое платье короля» -старый испанский анекдот. А ряд таких сказок, как «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе» полностью придуманы им самим. Маленькие слушатели были от сказок в восторге. Сказки Андерсена читали, им восхищались не только в Дании, но и за рубежом. Читали не только дети, но и взрослые. Значит, прав был писатель, когда в одном из писем сообщил: «Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать тоже иногда слушают и им  нужно дать пищу для размышлений».

Сам Андерсен был очень не доволен, что его причисляют к чисто детским писателям, поскольку считал свои сказки адресованными читателям всех возрастов. Тем не менее, дети особенно любят датского сказочника, и с радостью читают его «взрослые» сказки.

Оле – Лукойе раскрывает зонтик и вертит им, потом закрывает его и продолжает рассказ.

Шли годы. Сын бедного башмачника стал лучшим сказочником мира. Его называли «королём» сказок. У него появилось много друзей. Знаменитости считали за честь познакомиться с ним. Даже самые мрачные дни его жизни таили в себе искру радости. Дитя народа, он стал подлинным певцом простого человека, труженика, вознёсся на вершину славы! Но тепло домашнего очага, так и не согрело его душу. Сказки одинокого человека читали только чужие дети. Самая большая любовь пришла, когда ему было немало лет, и не покидала сказочника до последних лет его жизни. У неё было нежное имя Йенни. Она была певицей. Добрая и очаровательная Йенни покорила мир своим волшебным голосом, любила книги Андерсена, но не любила его самого. За прекрасный голос любимую Ганса Кристиана  называли Соловьём. И ей он посвятил сказку о маленькой птичке, спасшей человека от смерти своим чудесным пением.

 Сказочник любил простых и честных людей. Терпеть не мог изворотливых, лживых, хвастливых, чопорных, изнеженных людей. Он зло смеялся над ними в своих сказках.

Фланелеграф. Сказка «Принцесса на горошине»

Учитель: В чем мораль этой сказки?

Ответы студентов. (Он высмеивал чрезмерную изнеженность аристократов)

Оле - Лукойе: Великий сказочник умер более ста лет назад. В столице Дании Копенгагине, в Королевском саду ему сооружен памятник. Вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки – героини одной из самых чудесных сказок Андерсена…

А…возможно, бессмертный сказочник мира, просто, по своему обыкновению, отправился в дальнее путешествие на сказочном ковре – самолете..Облетает землю, Смеётся над голыми королями и принцессами на горошине, учит видеть в неказистом утёнке прекрасного лебедя, растапливает лёд в сердцах..

Сегодня он прилетел и к нам… Теперь вы знаете, кто стал королём не имея короны, кто покорил весь мир, даже не имея в руках меч.

Оле – Лукойе берёт зонтики и уходит.

 Лена и Марина: Спасибо за сказку, Оле – Лукойе.

Марина: Я поняла, что идея сказок писателя о богатстве жизни. Хороша жизнь, или дурна, справедлива или несправедлива. На первый взгляд сказки Андерсена отвечают на эти вопросы противоречиво. Некоторые утверждают нас в самых лучших надеждах («Дикие лебеди», «Гадкий утёнок»), другие – внушают успокоительные мысли. Но есть и такие, где события принимают совсем другой оборот. Эти сказки ироничные и беспощадные, когда дело касается пренебрежения к простому человеку, несправедливости и лжи. Тогда рядом с детской сердечностью в них прорывается едкий сарказм.

 Лена: Как говорил об Андерсене К. Паустовский: «Жизненный путь этого человека не был усыпан розами. Андерсен страдал, страдал жестоко. И можно только приклоняться перед мужеством этого человека. Он страдал, но не покорялся. Он гордился своей близостью к беднякам – крестьянам и рабочим. Вот почему сейчас, по истечению стольких лет, больше всего в великом сказочнике поражает огромный размах личности, богатый запас человечности и выносливости, которые провели его через все испытания».

Учитель: Спасибо вам, мои помощницы, садитесь вместе со всеми. Теперь, совершив путешествие по сказкам, познакомившись с биографией сказочника, поработав  самостоятельно с разными источниками, подведем итог. Выясним, каково место Андерсена в детской литературе.

Отвечает первая подгруппа.

  1. Почему Андерсена долго не признавали в его родной Дании, в то время как имя писателя было известно всему миру?
  2. Андерсен проявил себя во многих жанрах, но только сказка прославила его имя.  В чём причина?
  3.  Почему сказки у Андерсена так поэтичны и лиричны?
  4. Чем отличаются сказки Ганса Кристиана Андерсена от сказок Ш. Перро и братьев Гримм?
  5. В чём воспитательная ценность сказок Г. Андерсена для детей?
  6. Какое влияние оказало творчество Андерсена на развитие мировой детской литературы?
  7.  Какие формы работы с детьми можно использовать при ознакомлении со сказками Андерсена?

Вопросы второй подгруппы

1. Выделить основные художественные особенности сказок Андерсена единственных датских произведений, вошедших в мировую литературу.

Вопросы  третьей подгруппы

1.Чем отличаются сказки Г.Х.Андерсена от сказок братьев Гримм и  Шарля Перро?

2. Дать письменно сравнительную характеристику сказок.

а) «Еж и заяц» братьев Гримм «Гадкий утенок» Андерсена;

б)  «Красная Шапочка» Шарля Перро и «Новое платье короля» Андерсена.

Вопросы четвертой подгруппы

  1. В чем воспитательная ценность сказок Г.Х.Андерсена для детей?
  2. Влияние творчества Андерсена на развитие мировой детской литературы.
  3. Какие формы работы с детьми можно использовать при ознакомлении со сказками Андерсена?
  4. Задание: Написать сообщение: «Что я расскажу детям об Андерсене».

Выставка!

Учитель: Таким образом, сказки Андерсена очень своеобразны, имеют большое воспитательное воздействие на детей и на взрослых. Их знают и любят во всем мире.

Домашнее задание: по учебнику Е.Зубаревой стр.50-55. Анализ сказки «Принцесса на горошине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений английской и американской детской литературы на уроках английского языка

С позиций современных подходов, обучение иностранному языку рассматривается как процесс включения в иноязычную культуру, в ситстему мировоззрения и мирововсприятия другого народа, в многообразие культ...

Долинина Н. "Прочитаем "Онегина" вместе" Л.: Детская литература, 1971 + презентация к уроку

В книге Долининой Н. очень познавательно и интересно дается разбор "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Эта книга одинаково полезна как учителю, так и учащимся....

Презентация к уроку немецкого языка в 5 классе "Детская литература Германии"

В презентации предлагается детская литература известных во всём мире немецких сказочников и детских писателей....

Урок "Страшилка как жанр современной детской литературы".

Некоторые приёмы работы с текстом на примере данного урока....

О детских фантазиях, страхах и детской литературе

В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.На примере из практики рассматривается роль вообра...

Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».

В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...

Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал неко...


 

Комментарии

Низоля Людмила Анатольевна

Такой урок вызовет интерес у студентов. Спасибо, Любовь Петровна, что поделились опытом!