рабочая программа и КТП
рабочая программа на тему

Файзуллина Зиля Рафиковна

рабочая программа и КТП составлены по учебнику Галлямовой, Саяховой для 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Ишемгул

муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Рассмотрена и принята»  

Руководитель  ШМО

 _________     /Файзуллина З.Р./

Протокол №__от«__ »_______   2016г.

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

  ________    /Аминев Ф.Ф./

 «__  »   ____________ 2016г.

«Утверждаю»

Директор

_____________/Тулибаев А.М./

Приказ № ___

от «__    »__________  2016 г.

02-20

Рабочая программа

по родному языку литературе для 10, 11 классов

учителя высшей квалификационной категории

Файзуллиной Зили Рафиковны

на 2016-2021 годы


                                                                                 Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 10, 11  классов составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  №1897 от 17.12.2010г
  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
  3. Закона Республики Башкортостан «О языках  народов Республики Башкортостан» (в ред.от 03.11.2006 №370-3 ).
  4. Учебного плана МОБУ СОШ  с. Ишемгул  на 2016-2017 учебный год.
  5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год.
  6. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
  7. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г.»

                           8.Программы и методического руководства к учебнику «Русский язык» (Русский язык 10 – 11 классы)./ Под ред. Л.Г.Саяховой.-Уфа:Китап,2010.

                      Программа соответствует учебникам «Русский язык». Учебник для  10 класса  школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках  /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.2-е издание - Санкт – Петербург : Просвещение, 2008 г.; Учебник для  11 класса  школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках  /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.2-е издание - Санкт – Петербург : Просвещение, 2008 г.

   Согласно учебному плану  программа рассчитана в 10 классе на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель), в 11 классе - на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).  

                Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по родному языку и литературе и авторской программой учебного курса.

Цель обучения родному языку и литературе:

 - формирование языковой личности (как правило, в условиях Республики Башкортостан полилингвальной). Родной язык - основа формирования личности. Русский язык изучается в едином лингвистическом пространстве как государственный и язык межнационального общения во взаимосвязи с башкирским языком как государственным, родными и иностранными языками;

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Основные задачи курса родного языка и литературы по данной программе:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
  • дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Место предмета «Родной язык и литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного языка и литературы в 10 классе – 70 часов, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ  с. Ишемгул.

Учебно-методическое обеспечение, включая электронные ресурсы:

Реквизиты программы

Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. Методическое руководство для учителей русского языка (5-11 классы). - Уфа: Китап, 2011.

Литература для учителя

  1. Муллагалеева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ под ред. профессора Саяховой Л.Г. - Уфа, 2012.
  2. Дорожкина Т. Н. Родной (русский) язык в школах РБ. – Уфа, 2012.
  3. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2012.
  4. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 2009.
  5. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2010.
  6. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—11 классы. — М., 2009.
  7. Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2010.
  8. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2011.
  9. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2012.
  10. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2011.
  11. Любичева Е. В. Уроки развития речи. — С-П., 2012.
  12. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2010.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

               1. Учебник для  10 класса  школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках  /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.2-е издание - Санкт – Петербург : Просвещение, 2008 г.;

               Учебник для  11 класса  школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках  /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.2-е издание - Санкт – Петербург : Просвещение, 2008 г.

  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 2009.
  2. .Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 2009.
  3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 2011.
  4. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 2011.
  5. 6. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2012.
  6. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005
  7. Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
  8. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 10—11 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2012.

Интернет-ресурсы (для учащихся):

Словари:

http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка

http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

http://www.gramota.ru – Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

Для учителя

Справочно-информационные ресурсы:

Материально-техническое оснащение

1. Мультимедийная доска.

2. Таблицы по русскому языку.

3. Карточки для индивидуальной работы.

4. Дидактический  раздаточный материал.

5. Словари всех типов по русскому языку.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
-
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
-
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
-
организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета

«Родной язык и литература»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Планируемые результаты (10 класс):

В результате изучения родного языка и литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

•        различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

•        определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•        опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

•        объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • различать разговорную речь и язык художественной литературы;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки  и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
  •  находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
  •  производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);

аудирование и чтение

•        адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую информацию);

•        извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

•        свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

•        удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•        использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.

Планируемые результаты (11 класс)

В результате изучения родного языка и литературы языка ученик должен знать\понимать:

-   связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-   смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-   основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-   орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

                             Уметь: 

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

-   адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

-   использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-   осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

-   осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

-   извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-   свободно пользоваться справочной литературой по родному языку;

-   передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

                      -   использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
  • грамматической синонимии;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
  • проводить разные виды языкового разбора;
  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
  • грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • эффективно использовать языковые единицы в речи.

Содержание учебного курса в 10 классе

 

Тема, раздел урока

Кол. ч.

Форма организации учебной деятельности

Основные виды учебных действий

Язык и речь (3)

1

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

1

Урок-путешествие, Комплексный анализ текста, объяснительный диктант

Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Определяют функции языка

2

Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».

1

Комплексный анализ текста, индивидуальная, коллективная работа

Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение.

3

Стилистика и синонимические средства языка.

1

Комплексный анализ текста, парная, групповая работа

Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. Пишут сочинение – описание, выбрав стиль. Соотносят стили и жанры, оформляя таблицу. Высказывают своё мнение по вопросам соблюдения стиля, отношения к жаргону, к иноязычным словам.

4

Фонетика. Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке.

1

Комплексный анализ текста, объяснительный диктант, работа со словарями

Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии.

Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным и ъ и ь. Читают, анализируют стихотворения поэтов о языке

5

Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».

1

Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом, работа со словарями

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

6

Пунктуация.

1

Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом.

Производить синтаксический и  пунктуационный анализ  предложений, применять основные правила постановки знаков препинания.

7

Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева.

1

Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом.

Определять виды знаков препинания, их роль в предложениях. Читать, анализировать поэтический текст с точки зрения определения роли знаков препинания и условий их употребления.

Лексика и лексическая стилистика (7)

8

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

1

Фронтальная, индивидуальная, парная  работа с учебником и словарями.

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов.

9

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

1

Групповая работа, работа в паре по анализу произведений

Выделяют

многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам.

10

Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе.

1

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа с учебником и словарями

Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте.

11

Исконно русские и заимствованные слова.

1

Групповая и парная работа, работа со словарями

Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.

Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.

12

Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).

1

Групповая и парная работа, работа со словарями

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей.

13

Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.

1

Групповая и парная работа, работа со словарями

Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы.

Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы.

14

Р.р. Лингвистическое сочинение  о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы.

1

Лингвистический анализ текста, фронтальная, индивидуальная работа, работа со словарями

Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии в сочинении. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекать необходимую информацию из фразеологических словарей и использовать ее в различных видах деятельности.

Создавать текст, самостоятельно редактировать его

Состав слова и словообразование (2)

15

Словообразование и стилистика.

1

Фронтальная, индивидуальная работа

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования.

Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм.

16

Этимология. Этимологические словари.

1

Групповая и парная работа, работа со словарями

Познакомиться с этимологическим словарем, с устройством словарной стать, выполнять этимологический анализ слова

Грамматика и грамматическая стилистика (42)

17

 Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

Работать с текстом по выявлению назначения грамматики, разбираться в разделах грамматики. Работать со стихотворениями, выполнять их языковой анализ

18

Морфология и стили речи.

1

Групповая и парная работа, работа с текстом

19

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.

1

Урок-семинар, выступления с докладами и сообщениями

20

Части речи и их происхождение.

1

Имя существительное (10)

21

Имя существительное и его роль в художественных текстах.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, комплекный анализ

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова).

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющим форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами.

Характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, глагола, числительного, местоимения, наречия, определять его синтаксическую роль.

Правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы.

Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.

Распознавать разряды местоимений; приводить соответствующие примеры.

Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом.

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видо-временную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени.

Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи.

Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.

Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

22

Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

23

Род имен существительных.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа

24

Число имен существительных.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

25-26

Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.

2

Развитие речи

Лингвистический анализ

27

Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, работа с текстом

28

Имена существительные в речи и в художественном тексте.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, комплексный анализ

29

Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится.

1

Развитие речи

30

Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1

Урок-практикум

31

Контрольная работа по теме «Имя существительное».  Тестирование.

1

Урок-зачет

Имя прилагательное (3)

32

Трудности в употреблении имен прилагательных.  

1

Групповая и парная работа, коллективная работа

33

 Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.

1

Лингвистический анализ

34

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных

1

Урок-практикум

Имя числительное (3)

35

Имя числительное как часть речи.

Система исчисления в родном и русском языках.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, сравнительный анализ

36

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

37

Обобщающий урок по теме «Числительное».

1

Урок-практикум

Местоимение (3)

38

Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа

39

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, комплексный анализ

40

Обобщающий урок по теме «Местоимение».

1

Урок-зачет

Глагол (7)

41

Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

42

Употребление глаголов в связной речи.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа

43

Глаголы речи.

Групповая и парная работа, коллективная работа

44

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».

1

Комплексный анализ

45

 Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

46.

Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.

1

Развитие речи

47.

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

Урок-зачет

Причастие (4)

48

Правописание причастий.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

49

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

50

Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)

1

Урок развития речи, работа с картиной

51

Творческий диктант. (Упр.170)

1

Урок-зачет

Деепричастия (4)

52

Деепричастие как часть речи.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

53

Употребление деепричастий в фольклоре и  литературе.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

54

Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и  башкирского эпоса «Урал-Батыр».)

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

55

Р.р. Сочинение о коне с использованием материала из русской и родной литератур.

1

Сопоставление, урок-развитие речи

Наречие (3)

56

Правила написания наречий.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

57.

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

58

Обобщающий урок по теме «Наречие».

1

Урок-практикум, работа с тестами

Служебные части речи (4)

59

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

60

Союз. Употребление союзов в речи.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

61

 Употребление частиц в художественной литературе.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

62

Правописание частиц.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

63

Междометие. Употребление междометий в литературе.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

Язык и культура (5)

64

Языковая картина мира.  К.Д.Ушинский. «О родном языке».

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, лингвистический анализ

Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. Создают текст, определяя место данного слова в культуре нации

65

Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России.

1

Групповая и парная работа, коллективная работа, комплексный анализ

66

Р.р. Слово как концепт культуры. Концепт «Родина».

1

Урок развития речи

67

Р.р. Сочинение «Мой родной край »  

1

Урок развития речи

68

Р.р. Концепт «Добро».

1

Урок развития речи

69

Резервный урок.

1

Урок-практикум

70

Резервный урок.

1

Урок-практикум

Содержание учебного курса в 11 классе

Тема, раздел урока

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основной вид учебной деятельности

1

Введение. (1 ч.)

Русский язык в современном мире. Русский язык как государственный.

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Синтаксис (38 ч.)

2

Синтаксис и стилистика

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Овладеть основными понятиями синтаксиса.

Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.

3

Единицы синтаксиса

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Определить роль синтаксиса, определять единицы синтаксиса, проводить анализ синтаксических единиц

4

Словосочетание

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.

Предложение (35 ч.)

5

Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные); употреблять их в речевой практике.

6

Главные члены двусоставного предложения

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.

7

Сказуемое. Типы сказуемых.

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Активизируют знания о сказуемом  и его роли в предложении. Определяют простое глагольное сказуемое, составное глагольно и именное. Готовят устное сообщение на заданную тему, руководствуясь  сведениями таблицы учебника. Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого.

Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемых, активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых.

8

Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

1

Развитие речи, сочинение-рассуждение

Анализируют тексты с точки зрения  представленности в них разных типов сказуемых, определяют их функцию в текстах. Составляют план текста и выделяют в нём микротемы. Пишут сочинение по тексту

9

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют  знания из области стилистики. Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них  грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя  постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемых. Составляют  высказывания о знаменитых людях

10

Второстепенные члены предложения

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Воспроизводят изученный ранее материал  о предложении и его членах. Актуализируют  на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях.

11

Р.р. Языковой анализ стихотворного текста Р. Валеева «Весенний лес»

1

Урок- развития речи. Языковой анализ текста

Составляют план текста и выделяют в нём микротемы. Пишут сочинение по тексту

12

Односоставные предложения

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной  грамматической основой. Распространяют  односоставные предложения  второстепенными членами

13

Р.р. Составление рассказа о национальных праздниках с использованием односоставных предложений

1

Урок развития речи, применение знаний в творческой работе

Осознать роль национальных праздников в жизни общества. Создать текст с односоставными предлоениями

14

Полные и неполные предложения

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Опознают назывные предложения.  Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают  уместность  употребления  назывных предложений в тексте определённого типа

15

Контрольный диктант по теме «Простое предложение».

1

Урок-зачет

Применять знания на практике. Выполнять грамматические задание

16

Анализ диктанта

1

Анализ, редактирование ошибок

Осуществлять анализ диктанта, искать пути устранения ошибок

17

Предложения с однородными членами

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением.  Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи  между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи,  составляя текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные  члены. Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания

18

Однородные и неоднородные определения

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Распознают однородные и неоднородные определения. Пишут изложение. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Пишут диктант

19

Р.р. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту проблемного характера

1

Сочинение-рассуждение  типа ЕГЭ

Знать законы построения текстов-рассуждений. Раскрыть проблему

20

Предложения с обращениями

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Осознают основные функции обращения. Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями

21

Р.р. Урок написания делового письма

1

Урок развития речи

Создать текст по законам жанра

22

Предложения с вводными словами , словосочетаниями и предложениями. Вставные конструкции

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова

23

Контрольный диктант по теме «Осложненные предложения»

1

Урок-зачет

Применять полученные знания на практике

24

Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Работа с текстом К. Паустовского «Осень Левитана»

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая, анализ текста

Понимают сущность и общие условия обособления. Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными  оборотами.  Обозначают паузы, которые выделяют  обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений

25

Рр. Сочинение-миниатюра «Осень в наших краях» с использованием обособленных определений

1

Развитие речи, создание текста

Создают текст с использованием обособленных определений

26

Обособленные приложения

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые приложения.  Пишут диктант.

27

Обособление определений

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями.

Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при  каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения. Пишут тест

28

Обособление обстоятельств

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельстваУказывают обращения. Читают зарисовку  писателя Ю.Олеши, формулируют главную мысль. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями, приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки в построении  предложений с деепричастными оборотами и записывают  предложения в исправленном виде.

29

Сложные предложения

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Определяют тип предложения по количеству грамматических основ, находят грамматические основы в предложениях. Актуализируют знания о таких структурных типах предложения, как простое и сложное. Анализируют интонационный рисунок предложения. Указывают устаревшие слова в текстах, актуализируя знания из области лексики.  Находят в данных текстах сложные предложения, чертят их схемы, определяют тип сказуемых. Пишут диктант.

30 -31

Сложносочиненные  предложения

2

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Определяют структуру сложносочинённого предложения. Повторяют роль сочинительных союзов в предложении. Составляют таблицу. Составляют несколько сложных предложений из двух простых. Объясняют выбор союзов для связи простых предложений в сложном.

32 -33

Сложноподчиненные предложения

2

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Определяют главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые, сложноподчинённые предложения  в определённой последовательности. Определяют, какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному. Графически выделяют грамматическую основу предложений, связи придаточного предложения  с главным, предложения, входящие в состав сложных. Читают текст и высказывают своё мнение о творчестве художников.

34 -35

Бессоюзные сложные предложения

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов. Сопоставляют союзные и бессоюзные сложные предложения в тексте (оригинальном и адаптированном).

36 -37

Р.р. Восстановление авторского текста («Тень» по Н. Сладкову)

2

Урок-анализ авторского текста, редактирование

Осознание роль каждого слова в тексте, воссоздание авторского текста

38

Способы передачи чужой речи

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. Анализируют смысловые параметры комментирующей части.  Выявляют  в самостоятельных наблюдениях интонацию  комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют  комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы

39

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

1

Урок-зачет

Применяют полученные знания

Текст (25 ч.)

40

Анализ диктанта. Понятие о тексте. Работа с текстом по Г.Я. Солганику  «Чудо на Остоженке»

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая, комплексный анализ текста

Анализируют текст с точки зрения использования художественно-выразительных средств и синтаксического строя

41

Сложное синтаксическое целое

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Выделяют ключевые слова в текстах.

Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова.

Определяют названия литературных произведений по ключевым словам.

42 -43

Типы текстов

2

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая, комплексный анализ текста

Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи.

Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями.

44

Разговорный и книжный стили речи

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений

45

Официально-деловой стиль

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.

46

47

Р.р. Составление автобиографии.

Работа с образцами деловых бумаг.

1

1

Развитие речи, создание деловой бумаги

Составление автобиографии, анализ текстов делового стиля

48

Научный стиль

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Узнают особенности текстов научного стиля. Реализовывают тексты научного содержания

49 -50

Публицистический стиль

2

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Узнают особенности текстов публицистического  стиля. Реализовывают тексты газет, журналов, создают статью

51 -52

Стиль художественной литературы

2

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая, комплексный анализ текста

Узнают особенности текстов художественного стиля. Производят комплексный анализ текстов разного жанра

53

Контрольная работа по теме «Стили текста»

1

Урок-зачет

Применение полученных знаний

54

Восприятие и понимание текста. Работа с рассказом Ю. Нагибина «Жена Румянцева».

1

Урок-практикум, языковой анализ

Комплексный анализ текста, осознание роли биографии и творчества Нагибина в литературе

55

Чтение текста

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Выразительное чтение, внимание к слову, анализ

56 -57

Анализ текста. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

2

Комплексный анализ

Выразительное чтение, внимание к слову, анализ

58 -59

Учимся писать сочинение. Тема, основная мысль, заголовок сочинения. Подбор материала к сочинению.

Р.р. Редактирование текста.

1

1

Развитие речи

Создание, редактирование текста

60

61

62

63 -64

Сочинение – описание.

Сочинение-повествование.

Сочинение – рассуждение.

Р.р. Сочинение – рассуждение «В чем счастье человека».

1

1

1

2

Развитие речи

Создание, редактирование текста разного типа, соблюдение особенностей

Русский язык в диалоге языков и культур (4 ч.)

65 -66

Русский язык и межкультурное общение.

Стихотворение Р. Гамзатова «Родной язык»

2

Комплексный анализ

Сознание роли русского языка в диалоге языков

67

68

В созвездии Пушкина

Литература как искусство слова

1

1

Коллективная групповая, парная, индивидуальная, разноуровневая

Осознание величия Пушкина и его творений в литературе как искусстве слова

Тематическое планирование уроков в 10 классе

 Тема

Кол-во

часов

В том числе

КР

Р.р.

Система языка и его функционирование.

63

1.

Язык и его функции.

1

2.

Речь. Культура речи.

1

3.

Стилистика и синонимические средства.

1

4.

Повторение.

4

5.

Лексика и лексическая стилистика.

7

1

6.

Состав слова и словообразование.

2

7.

Грамматика и грамматическая стилистика.

42

8.

Имя существительное.

10

1

2

9.

Имя прилагательное.

3

1

10

Имя числительное.

3

11

Местоимение.

3

12

Глагол.

7

1

1

13

Причастие.

4

1

1

14

Деепричастие.

4

1

15

Наречие.

3

16

Служебные части речи.

4

17

Междометие.

1

18

Язык и культура.

5

3

19

Резервные уроки.

2

Итого

70

3

10

Тематическое планирование уроков в 11 классе

 Тема

Кол-во

часов

В том числе

КР

Р.р.

1.

Введение

1

2.

Синтаксис  

38

3.

Словосочетание

1

4.

Предложение

35

5.

Простое предложение

12

1

3

6.

Осложненное предложение

12

3

6

7.

Сложное предложение

11

2

8.

Текст

25

1

4

9.

Русский язык в диалоге языков и культур

4

Итого

68

7

13



Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе

по родному языку и литературе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Ишемгул

Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено и принято на заседании                                                         «Согласовано»                                                    «Утверждаю»

ШМО учителей гуманитарного цикла»                                        Заместитель директора по УВР                                Директор МОБУ СОШ с.Ишемгул                                                                                                                                                                       Протокол №  1  от «___»августа 2016г                                         МОБУ СОШ с.Ишемгул                                         М Р Зианчуринский район РБ

Руководитель МО_________/Файзуллина З.Р./                              _________/Аминев Ф.Ф./                                       _________/Тулибаев А.М./

                                                                                                                    «___» августа 2016г                                       Приказ № ____  от «___» августа 2016г

02-20

Календарно-тематическое планирование

 учителя высшей квалификационной категории

Файзуллиной Зили Рафиковны

 по родному языку и литературе

 для  10 класса

 на 2016 - 2017 учебный год


Тема урока

Кол. ч.

Дата проведения

По плану

Фактическая

Язык и речь (3)

1

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

1

1 четверть05.09.

2

Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».

1

08.09.

3

Стилистика и синонимические средства языка.

1

15. 09.

4

Фонетика. Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке.

1

19.09.

5

Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».

1

22.09.

6

Пунктуация.

1

26.09.

7

Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева.

1

29.09.

Лексика и лексическая стилистика (7)

8

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

1

03.10

9

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

1

06.10.

10

Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе.

1

10.10.

11

Исконно русские и заимствованные слова.

1

13.10.

12

Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).

1

17.10.

13

Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.

1

20.10.

14

Р.р. Лингвистическое сочинение  о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы.

1

24.10.

Состав слова и словообразование (2)

15

Словообразование и стилистика.

1

27.10.

16

Этимология. Этимологические словари.

1

31.10.

Грамматика и грамматическая стилистика (42)

17

 Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.

1

2 четверть

07.11

18

Морфология и стили речи.

1

10.11

19

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.

1

14.11.

20

Части речи и их происхождение.

1

17.11.

Имя существительное (10)

21.11.

21

Имя существительное и его роль в художественных текстах.

1

24.11

22

Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе.

1

28.11.

23

Род имен существительных.

1

01.12

24

Число имен существительных.

1

05.12

5,6.12

25-26

Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.

2

08.12, 08.12

8

27

Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.

1

12.12

   

28

Имена существительные в речи и в художественном тексте.

1

15.12

29

Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится.

1

19.12

30

Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1

22.12

31

Контрольная работа по теме «Имя существительное».  Тестирование.

1

26.12

Имя прилагательное (3)

32

Трудности в употреблении имен прилагательных.  

1

29.12

33

 Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.

1

3 четверть

16.01.2017 г.

34

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных

1

19.01.

Имя числительное (3)

35

Имя числительное как часть речи.

Система исчисления в родном и русском языках.

1

23.01.

36

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

1

26.01.

37

Обобщающий урок по теме «Числительное».

1

30.01.

Местоимение (3)

38

Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений.

1

02.02

39

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

1

06.02

40

Обобщающий урок по теме «Местоимение».

1

09.02

Глагол (7)

41

Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях.

1

13.02

42

Употребление глаголов в связной речи.

1

16.02

43

Глаголы речи.

16.02

44

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».

1

20.02

45

 Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

1

02.03

46.

Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.

1

06.03

47.

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

09.03

Причастие (4)

48

Правописание причастий.

1

13.03

49

Употребление причастий в речи и в художественной литературе..

1

16.03

50

Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)

1

20.03

51

Творческий диктант. (Упр.170)

1

23.03

Деепричастия (4)

52

Деепричастие как часть речи.

1

4 четверть

03.04

53

Употребление деепричастий в фольклоре и  литературе.

1

03.04

54

Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и  башкирского эпоса «Урал-Батыр».)

1

06.04

55

Р.р. Сочинение о коне с использованием материала из русской и родной литератур.

1

10.04

Наречие (3)

56

Правила написания наречий.

1

13.04

57.

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

1

17.04

58

Обобщающий урок по теме «Наречие».

1

17.04

Служебные части речи (4)

59

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

1

20.04

60

Союз. Употребление союзов в речи.

1

24.04

61

 Употребление частиц в художественной литературе.

1

27.04

62

Правописание частиц.

1

04.05

63

Междометие. Употребление междометий в литературе.

1

08.05

Язык и культура (5)

64

Языковая картина мира.  К.Д.Ушинский. «О родном языке».

1

11.05

65

Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России.

1

15.05

66

Р.р. Слово как концепт культуры. Концепт «Родина».

1

18.05

67

Р.р. Сочинение «Мой родной край »  

1

22.05

68

Р.р. Концепт «Добро».

1

23.05

69

Резервный урок.

1

25.05

70

Резервный урок.

1

29.05

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...