Главные вкладки

    Урок и презентация по теме Род имен существительных 5 класс
    презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

    Иванцова Ольга Ивановна

    Разработка урока и презентация по теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rod_imen_sushchestvitelnyh_5_klass.doc56.5 КБ
    Office presentation icon rod_imen_sushchestvitelnyh_5_klass.ppt243.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата:

    Класс: 5

    Тип урока: закрепление изученного

    Тема урока: «Род имени существительного»  

    Цели:

    1.Коррекционно –образовательные:

    - закрепить умение различать мужской, женский и средний род имён существительных;

     - активизировать активный словарь обучающихся;

         

    2. Коррекционно-развивающие:

    - развивать память, наблюдательность, внимание

    .-  корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию);

     - корригировать зрительную память (на основе узнавания и различения);

    3.Коррекционно-воспитательные:

    - воспитывать интерес, любовь к родному языку.

    - воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими обучающимися класса;

    -  воспитывать  учебную мотивацию.

     Оборудование: таблицы, предметные картинки, карточки для индивидуальной и групповой работы с обучающимися, компьютер, проектор.


    Ход урока:

            
           I Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку,  эмоциональный настрой обучающихся на работу, организация внимания воспитанников, контроль за осанкой.

    - Для успешной работы нам с вами нужно внимательно слушать, вспоминать пройденный материал, а также  очень необходима поддержка и помощь друг другу.                       

    Психологический настрой:

    А чтобы урок пошел каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

    (СЛАЙД №1)

    - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    II. - Вспомним, что мы с вами учились определять у имен существительных на прошлом уроке. (СЛАЙД №2)

    А с помощью каких слов мы это делали?  (СЛАЙД №3)

    - проверка домашнего задания.

    - 104, упр. 256. ( выборочный устный опрос: назови род второго по счету слова в упр., … слов, обозначающих  домашних  животных, род у слова ( он бывает очень сильным порывистым, сбивающим с ног), род у слова ( к нему мы ходим в гости по грибы да по ягоды, да и просто на прогулку).

    III. Работа по теме урока.

    Сегодня мы продолжим  учиться определять род имен существительных. И сделаем это в увлекательной форме, форме небольшого путешествия  в страну  самого драгоценного дара нам с вами, всем людям    - в страну Здоровья.

     В этой стране живут замечательные люди, они ежедневно делают зарядку, они любят чистоту и порядок во всем, что их окружает, они тщательно следят за своим внешним видом, правильно питаются и вовремя ложатся спать, занимаются спортом и заботятся о здоровье не только своем, но и о здоровье окружающих. Хотите ли вы увидеть эту волшебную  страну Здоровья? Тогда нам нужно активно поработать,  обязательно помогая друг другу.

     

    1. Первое задание для желающих жить в стране Здоровья: «Покажи правильную карточку».

    У детей карточки со словами: он, она, оно. 

    Учитель демонстрирует предметные картинки.

    Дети поднимают соответствующую карточку, объясняют.

    Картинки:  мыло, расческа, щетка, паста, полотенце, душ, кран.

    2. Работа с учебником. Здоровое тело и здоровый дух должны быть в любое время года. Напишите названия времен года, определите род этих существительных и составьте с ними предложения на спортивную тему.  Стр. 105, упр. 261.

    - Для нашего здоровья важно правильное питание - ежедневное употребление овощей, фруктов. (СЛАЙД №4)

    Ученики по очереди  называют  овощи, указывают их род.

    Если нарезать мелко все названные вами овощи, какое блюдо получится?

    3. Словарная работа. 

      -  На доске выставляется слово     САЛАТ.

       - Звуко-буквенный разбор слова.

    салат–5 зв., 5 б., 2 гл., 3 согл., 2 слога (са - лат).  /Один ученик работает у доски/.

    В стране Здоровья без  физминуток нельзя. Физминутка. «Лепим снежки»

    -Любимая игра детей, когда выпадает первый снег. Слепим 1   снежок из чистого  листа бумаги, возьмем его в руку. Поднимаем медленно, поочередно правую и левую руки, следим глазами за снежком. Аналогично передвигаем поочередно правой и левой  вытянутыми руками слева  направо.

    - Рисуем в воздухе. Учитель называет цифру, дети вытянутой рукой  рисуют цифру, следя глазами за пальцем.

           4. И еще одно задание для тех, кто мечтает жить в стране Здоровья. А приготовил нам его  известный  Мойдодыр, «умывальников начальник и мочалок командир», из стихотворения К.И. Чуковского. Без правильных отгадок не бывать нам в стране Здоровья.

    – Утром я по распорядку
    Делаю всегда ….(
    зарядку)

             -  – Помогает нам всегда
    Солнце, воздух и ….(
    вода).

    – Дождик теплый и густой.
    Этот дождик не простой.
    Он без туч, без облаков
    Целый день идти готов. (
    Душ.)

    Ты весь мир обогреваешь
    И усталости не знаешь,
    Улыбаешься в оконце,
    А зовут тебя все ...
     (солнце)

    Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. 
    Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем (воздух).

    IV. Итоги урока.

    Дети читают стихотворение:

    Женский род – запомню я

    И скажу: « Она моя».

    И запомню род мужской,

    И опять скажу: «Он мой».

    Средний род «Оно моё»

    Это правило моё!

    - Мы выполнили много заданий. Как вы думаете, примут ли нас с вами в страну Здоровья?

    - Чему   мы  учились сегодня  на уроке?

    - Какие слова помогали определить род существительных?

    - Какое задание понравилось больше всего?

     Оценка работы  учеников на уроке с комментариями педагога.

    Объяснение и запись домашнего задания.

    - Страница 106, упражнение 263.

    Черничкин Иван, Крикунов Саша выполняют  слова 1-5.

     V. Подготовка к перемене.

     Обязательно выходим дышать свежим воздухом.


    Урок русского языка в 5 классе
    Тема: Род имен существительных
    Цель: Дать представление о роде имен существительных
    Задачи: образовательная – учить определять род имен существительных;
      коррекционная – способствовать развитию речи, мышления;
      воспитательная – усидчивость, интерес к предмету.
    Оборудование: опорная таблица «Род имен существительных», карточки «Федорино
      горе», медиапроектор, экран, учебник Русский язык 5 класс. В.В.Воронкова, 
      М: Просвещение, 2005г.

    Ход урока
    I. Оргмомент.

    - Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. (дети садятся)
    - Сегодня мы отправляемся в путешествие по морю Имя существительное. (слайд3) Нас ждет увлекательное путешествие полное приключений и испытаний. Давайте возьмем с собой тетрадь, куда будем записывать самое важное, и книгу. Запишем в тетрадь число и отправимся в путешествие. Поплыли!
    II. Орфографическая пятиминутка.
    Чтобы узнать куда мы держим путь, вам надо правильно выполнить первое задание (слайд4). Вставить пропущенные безударные гласные:
    Ос..нь, г..ворить, с..стра, т..мнеть, н..чало, св..сток, р..чной, гр..за, отб..жать, б..лезнь, в..сна, д..рогой.
    - Проверим вашу работу.
     
    III. Словарная работа.
    - Если вы соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили букву е, то получите слово. Это пункт нашего назначение. (слайд5)
    Остров

    - Слово остров словарное, его надо запомнить. В путешествие вы взяли магнитофон и фотоаппарат? Запишем на магнитофон слово остров (дети произносят вслух) и сфотографируем (дети записывают слово в тетрадь).
    - Что означает слово остров? (остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой)

    IV. Сообщение темы урока.
    -Мы плывем на остров, который называется Род имен существительных. (слайд6) Все существительные на острове разделены на три группы – три рода: мужской, женский, средний. Соотнесем картинки и таблички. (слайд7)
    Чтение правила стр.103
    - Теперь мы знаем куда плывем! 

    Физминутка для глаз (слайд8)
     
    V. Работа по теме урока.
    -Чтобы попасть на остров, надо научиться правильно определять род имен существительных.
    1. Письменное выполнение упражнения 254 стр. 104
    Индивидуальная работа.
    - Пишем аккуратно, соблюдаем орфографический режим.
    2. Устно. «Найди лишнее»
    - Ребята, мы тонем. Надо выбросить за борт «лишние» вещи. (слайд,9,10,11)
    Ножи, вилка, ложки, стаканы. (число)
    Стекло, пальто, стул, ведро (род)
    Кукла, мячик, щенок, свисток (одушевленные)
    3. Работа по карточкам.
    - Мы подплываем к острову. Смотрите домик. Интересно, чей он? (слайд12)К.Чуковский написал чудесное стихотворение. Я прочту строчки из него, а вы скажите, как оно называется.
    А посуда вперед и вперед
    По полям, по болотам идет.
    И чайник шепнул утюгу:
    «Я дальше идти не могу».
    И заплакали блюдца6
    «Не лучше ль вернуться?»
    И зарыдало корыто:
    «Увы, я разбито, разбито!»
    Но блюдо сказало: «Гляди,
    Кто это там позади?»
    И видят: за ними из темного бора
    Идет – ковыляет Федора.
    - Помогите Федоре навести порядок в доме. Разложите вещи по родам. (слайд13)
     (дети работают по карточкам)
     
    Женский род Мужской род Средний род
    Физминутка для рук. (слайд14)
     
    Дом, домище, домок
    Закрываем на замок.
    Вот калитка для друзей, 
    Заходи сюда скорей!
    И калитку на замок ,
    Чтобы волк зайти не смог.
    4. Устно. (слайд 15)
    - Ребята, смотрите на слова упала клякса. Остались только последние буквы. Какие же слова были написаны? Какого рода были слова?
      
    VI. Итог урока. Оценки.
    - Наше путешествие подошло к концу. (слайд16) Мы еще несколько дней погуляем по этому острову. А вам нужно подготовиться к путешествию и выполнить домашнее задание упр. 256 стр. 104
    Помните, как он назывался? Что вы узнали о роде имен существительных?



     

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!!

    Слайд 2

    РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    Слайд 3

    М.Р. ОН (МОЙ) Ж.Р. ОНА (МОЯ) С.Р. ОНО (МОЁ)

    Слайд 5

    Что растет на грядке?

    Слайд 6

    С А ЛАТ

    Слайд 7

    ЗАГАДКИ МОЙДОДЫРА

    Слайд 8

    Женский род – запомню я И скажу: « Она моя». И запомню род мужской , И опять скажу: «Он мой». Средний род «Оно моё» Это правило моё!

    Слайд 9

    СТРАНА ЗДОРОВЬЯ СТРАНА ЗДОРОВЬЯ

    Слайд 10

    МО-ЛОД-ЦЫ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

    Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

    Урок русского языка по теме"Род имен существительных"

    Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...

    Презентация на тему "Склонение имен существительных"

    Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе для детей с ОВЗ, по теме "Склонение имен существительных"Цели: 1) уточнить знания детей об имени существительном, его признаках, падежах;   ...

    Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5

    Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....

    Технологическая карта и презентация по теме "Словообразование имен существительных" 6 класс

    Урок разработан по учебнику "Русский язык" 6 класс; автор:О.М.Александрова, по теме "Словообразование имен существительных"...

    Презентация по теме "Склонение имен существительных в немецком языке"

    Особенности склонения существительных в немецком языкеСклонение во множественном числеПрактические задания на закрепление...