Урок "Категория состояния как часть речи". 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

lusia0993

Урок по теме "Категория состояния как часть речи" для 7 класса по учебнику М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова

Конспект + презентация 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Признаки действий оно означает. Всем любопытным оно отвечает Как? и Когда? Почему? Отчего? Где? и Кода же? Зачем? и Для чего? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. Степень сравнения может иметь, Как его имя, скорее ответь?

Слайд 2

Наречие Грамматическое значение Морфологические свойства Синтаксические функции Пример Признак действия, признака Не изменяется Обстоятельство Я ответил вено. Нас встретили тепло.

Слайд 3

Веселье Грусть

Слайд 5

Они встретили нас тепло Это одеяние удобно и тепло В квартире тепло

Слайд 6

В квартире тепло Тепло – сказуемое в безличном предложении, состояние окружающей Это одеяние удобно и тепло Тепло – сказуемое в двусоставном предложении, признак предмета Они встретили нас тепло Тепло – обстоятельство в двусоставном предложении, признак действия

Слайд 7

Наречие Краткое прилагательное Категория состояния Грамматическое значение Морфологические свойства Синтаксические функции Пример Сказуемое в безличном предл. Сказ. или часть сказ. В двусоставном предложении Изменяется по числам, в ед. ч. по родам Все это неприятно Признак предмета Мне неприятно это слушать Не изменяется Состояние природы, человека или окр . среды Признак действия, признака Не изменяется Обстоятельство Я ответил вено. Нас встретили тепло.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: Категория состояния как часть речи.

Вид урока: изучение нового материала.

Цель: узнать о категории состояния как части речи; Показать отличия категории состояния от других частей речи (краткое прилагательное, наречие); выявить морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

Оборудование: проектор, учебник, доска

Задачи:

Образовательные. Дать представление о словах категории состояния, их отличия от наречий   при изучении поэтических форм, использовании разговорной речи, описании произведений искусства.

Развивающие. Вырабатывать орфографическую зоркость через словарную работу, при работе с текстами.

Воспитательные. Сформировать любовь к слову, русскому языку через раскрытие   значения слова.  

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний

Слово учителя. В тетрадях запишите сегодняшнее число (пятнадцатое февраля), классная работа. Первый урок мы начнем с синтаксического разбора предложения

Огромный корабль медленно отчалил от берега, и пассажиры, столпившиеся на палубе, не расходились.

Повеств., невоскл., слож., сложносоч. (1. Двусост, распр., неосож.;        2. Двусост., распр., ослож. обособ. опр-ем)

[-=], и [-, |         |=]

Хорошо, теперь давайте взглянем на доску. На ней написана загадка, которую вам нужно разгадать

Сайд 1. 

Признаки действий оно означает.

Всем любопытным оно отвечает

Как? и Когда? Почему? Отчего?

Где? и Кода же? Зачем? и Для чего?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь?

Как вы думаете, какая это часть речи? (наречие)

Сайд 2.

Конечно, это наречие, откройте, пожалуйста, тетради по теории и запишите таблицу, которую видите на доске. Давайте вместе ее заполним.

Наречие

Грамматическое значение

Признак действия

Морфологические свойства

Не изменяется

Синтаксические функции

Обстоятельство

Пример

Я ответил вено. Нас встретили тепло.

Теперь посмотрите на экран, Сайд 3 рассмотрите фотографии детей, как вы думаете, что бы они ответили, если бы их спросили: «Почему у тебя такое лицо?» (мне весело, мне грустно)

Верно, о чем говорят слова весело и грустно?  (эмоции, состояние человека)

Отлично, теперь взгляните на Сайд 4, что изображено на картинках? (темно, светло).

Верно, а что передают слова темно и светло? (состояние природы)

Отлично, давайте посмотрим на эти слова в предложении. Сайд 5, на доске вы видите 3 предложения, в каждом из них есть слово тепло, давайте найдем грамматические основы этих предложений и укажем чем является слово тепло, то есть какую выполняет синтаксическую роль. 

  1. Они встретили нас тепло
  2. Это одеяние удобно и тепло
  3. В квартире тепло

Первое предложение, какая грамматическая основа? (они встретили), по составу предложение какое? (двусоставное), хорошо, а слово тепло здесь? (обстоятельство).

Отлично. Во втором предложении грамматическая основа одеяние удобно и тепло, тепло это сказуемое, по составу предложение двусоставное.

Теперь давайте посмотрим на третье предложение какая тут гр. основа? (тепло), то есть какое это предложение по составу? Односоставное, безличное.

Посмотри дальше, что означает слово тепло в каждом предложении, то есть каково его грамматическое значение?

  1. Признак действия
  2. Признак признака
  3. Состояние окружающей среды

Что же у нас получилось. Слайд 6. 

  • Они встретили нас тепло

Тепло – обстоятельство в двусоставном предложении, признак действия

Какой частью речи является слово тепло? Наречием, конечно

  • Это одеяние удобно и тепло

Тепло – сказуемое в двусоставном предложении, признак предмета

Здесь слово тепло является? Да, кратким прилагательным

И, наконец, третье предложение

  • В квартире тепло

Тепло – сказуемое в безличном предложении, состояние окружающей

Как вы думаете, что за часть речи слово тепло? Это не наречие (по грам. знач.) и не краткое прилагательное. Это слово категории состояние, сегодня мы будем подробнее знакомится с этой частью речи и научимся различать КС, наречие и краткое прилагательное.

Итак, КС – это самостоятельная часть речи, которая обозначает, как мы выяснили, что? Состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека).

Как вы думаете, что объединяет СКС и наречия? Давайте попробуем поставить СКС в муж или жен род. Слова категории состояния не изменяются

И самое важное, что вам нужно запомнить и что отличает КС от других частей речи, это то, что в предложении КС является чем? А в каком предложении? (Безличном).

Отлично, давайте попробуем найти КС в предложения. (у доски). Я диктую предложения, вы записываете и определяете, что перед вами СКС, наречие или краткое прилагательное и укажите разряд КС и наречий

  • Он поступил странно. Сколько –н- в слове странно? (наречие, образа действ)
  • Она смотрела тепло и ласково (наречие, образа действ)
  • Сумка легче чемодана (кр прил)
  • Мне тепло (КС, сост ч-ка)
  • Сегодня солнце светит ярче (наречие, образа действ)
  • Эта каша вкуснее (кр прил)
  • От сирени стало темнее (КС, окр среды)
  • Стыдно, и горько, и больно было ей (КС, сост ч-ка)

Проверяем

Хорошо, теперь попробуйте составить по 3 предложения, где слова весело (мне весело, он был весел, мы провели время весело), мрачно (на улице мрачно, маша мрачно отнеслась ко мне, он тепло, день был мрачен)

Отлично. теперь давайте вернемся к нашей таблице и заполним ее всю Слайд 7

Наречие

Краткое прилагательное

Категория состояния

Грамматическое значение

Признак действия

Признак предмета

Состояние природы, человека или окр. среды

Морфологические свойства

Не изменяется

Изменяется по числам, в ед. ч. по родам

Не изменяется

Синтаксические функции

Обстоятельство

Сказ. или часть сказ.  В двусоставном предложении

Сказуемое в безличном предл.

Пример

Я ответил вено. Нас встретили тепло.

Все это неприятно

Мне неприятно это слушать


Давайте теперь вспомнить правописание наречий, когда не с наречиями на –о, -е пишется слитно? (без не- не употребляется, можно заменить синонимом). Когда раздельно? (противопоставление, к нар относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не.) работа у доски

  • Это неизбежно должно произойти (без не нельзя)
  • Вы ведете себя нелепо (без не нельзя)
  • Он немного попросил у меня (синоним)
  • Он негромко позвал меня (синоним)
  • Он говорил не громко не тихо, а совершенно так, как следует (противопоставление)
  • Доказательство звучит нисколько не убедительно (нисколько не)
  • До остановки недалеко (синоним)
  • Он говорил не громко, а тихо (противопоставление)

Упр. 319 определить разряд КС

Упр. 314

Домашнее задание упр. 317


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент занятия русского языка в 7 классе по теме «Категория состояния как часть речи»

Технологическая карта фрагмента занятия, проведённого в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2015"...

Презентация к фрагменту занятия по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи"

Данная презентация сопровождает проведение фрагмента занятия по указанной теме...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Категория состояния как часть речи, 7 класс

Данный конспект урока поможет учителю грамотно и доступно объяснить детям, как же отличить категорию состояния от наречий....

Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния как часть речи"

Тема урока: Категория состояния как часть речи.Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цели урока:Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия:  н...