Категория состояния как часть речи, 7 класс
материал по русскому языку (7 класс)

Томан Ксения Дмитриевна

Данный конспект урока поможет учителю грамотно и доступно объяснить детям, как же отличить категорию состояния от наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kategoriya_sostoyaniya.docx31.11 КБ
Файл kategoriya_sostoyaniya_kak_chast_rechi.pptx356.48 КБ

Предварительный просмотр:

Категория состояния как часть речи. Отличие категории состояния от наречий.

Урок русского языка в 7 классе

 ( под редакцией Т.А. Ладыженской)

Цели урока

  1. Обучающие

1) Знания: повторить знания о наречии как части речи, о краткой форме прилагательных, актуализация знаний о  синтаксической  роли  наречия и кратких прилагательных. 

2)         Умения: совершенствовать умения лингвистических разборов (синтаксический, лексический, пунктационный разборы), формировать умение определять краткую форму прилагательных, умения опознавать слова категории состояния  как выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их.

3) Навыки: формирование навыка определять формы слов категории состояния, в которых возможны ошибки в образовании в написании, определять группы по значению слов категории состояния.

4) Развитие речи: развитие всех видов речевой деятельности: изучающее чтение, говорение (диалог), слушание (глобальное), развивать коммуникативные умения, связанные с речеведческими понятиями (выделить основную тему стихотворения).

5) Стилистический аспект: работа с научным подстилем (учебник), научным стилем (толковый и орфографический словари).

II. Развивающие: создавать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.

1)Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, развивать умение обобщать информацию, делать выводы, и рефлексировать;

2)Познавательные УУД: умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации;

3)Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в группе, разрешать конфликты.

III. Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка. Воспитывать трудолюбие и аккуратность, толерантное отношение друг к другу.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи урока направлены на достижение результатов обучения: в течение урока закрепить умение  распознавания  краткой формы прилагательного, правописание прилагательных с основой на шипящий.

Раздаточный материал: таблицы для заполнения.

Этапы урока

Деятельность урока

Деятельность ученика

УУД

( Универсальные учебные действия)

  1. Организационный

момент.

Добрый день, ребята.

Как ваше настроение?

Это очень хорошо

Отличное.

Коммуникативные

( использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний  с целью планирования, контроля и самооценки).

  1. Проверка домашнего задания

А кто мне напомнит, какое было ваше домашнее задание?

Есть ли какие-то вопросы по домашнему заданию? Если нет вопросов, то тетрадочки вы сдадите мне в конце урока, и я проверю ваше домашнее задание. И выставлю по нему оценку. Также на уроке я буду оценивать ваши устные ответы.

На дом у нас было задано упражнение 285. Вопросов по нему нет.

  1. Актуализация знаний

Запишите, пожалуйста, число и классная работа. Тему урока пока не записываем.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать, какая же это часть речи? Вы совсем недавно её изучали, и должны обязательно отгадать загадку.

Признаки действий оно означает.

Всем любопытным оно отвечает

Как? и Когда? Почему? Отчего?

Где? и Кода же? Зачем? и Для чего?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь?

 Конечно, это Наречие. Давайте вместе назовем основные признаки наречия.

Совершенно верно. Молодцы.

И вот вам ещё загадка.

Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.

Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.

Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.

И КРАСИВ кленовый лист.

КАКОВО моё оконце?

ШИРОКО, в нём видно солнце!

Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,

Ночью мышкам не ВИДНЫ.

Все подобные слова -

Форма прилагательных.

Нам КАКОВ и КАКОВА -

Скажут обязательно!

Какая же это форма прилагательных?

Конечно же. Но я не просто так задала вам эти загадки. Они будут связаны с нашей сегодняшней темой урока.

Это наречие.

Обозначает признак действия

отвечает на вопрос  Как? и Когда? Почему? Отчего? Где? и Кода же? Зачем? и Для чего?, не изменяется, не имеет рода, не склоняется, но имеет степень сравнения.

Это краткая форма прилагательных.

Познавательные  

(объяснить языковые явления, процессы, связи отношения).

III.         Тема урока и целеполагание.  

На слайде вы видите стихотворение.( Слайд 1)

Ель рукавом мне тропинку завесила.

 Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

                                  (А.А. Фет)

Кто-нибудь прочитайте, пожалуйста, данное стихотворение.

Как вам стихотворение? Какие эмоции вызывает? Глядя на это стихотворение, что вы можете сказать об авторе?

Афанасий Афанасьевич Фет - известный русский поэт переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга.

Посмотрите на выделенные слова, что они обозначают в данном стихотворении?

Верно. Ещё что вы можете сказать?

И скажите мне, к какой части речи оно относится?

А почему ты решил что наречие?

А может это краткое прилагательное? Ведь оно отвечает на вопрос каково? Грустно?

Мы с вами повторили признаки наречий, кратких прилагательных.

Посмотрите внимательнее на это слово. Мы можем изменить его по родам?

Следовательно, это не краткое прилагательное.

Разве эти слова обозначают признак какого-то действия?

Верно. Для того, чтобы описывать душевное и физическое состояние человека или животного, состояние природы, оценку действий, в русском зыке есть такая часть речи как категория состояния.

На слайде появляется тема урока, но в слове категория пропущены гласные буквы. Но не торопитесь записывать данную тему. Посмотрите  на слайд, что здесь не так?

Слайд 2

  К_т_г_р_я состояния как часть речи.

Как вы напишите данное слово?

Учитель записывает слово на доске, дети ему подсказывают.

Верно.

Оставьте место для темы, и на следующей строчке напишите это слово.

Давайте проведём словарно- орфографическую работу над этим словом.

А что обозначает данное слово? Слово категория?  Как вы думаете?

Перед вами на столе лежат орфографические словари, найдите это слово.  

И зачитайте мне его лексическое значение.

Например, возрастная категория.

Поставьте ударение в слове.

И подчеркнём ошибкоопасные места, то есть где мы можем допустить ошибку. 

Учитель вместе с детьми ставит ударение, подчёркивает ошибкоопасные моменты.

Категория – существительное,  изменяемая часть речи, основа производная.

 И оформляет всё это на доске.

Запомните, пожалуйста, как пишется данное слово.

Как вы думаете, с какой целью мы будем изучать данную часть речи?

Всё верно.

Проектор выключается.

Один из учеников читает стихотворение.

Автору жутко и грустно в лесу одному.

Они выражают состояние души писателя.

Наречие.

Ну, слово отвечает на вопрос как? Обозначает признак

действия.

Нет

Нет. Они обозначают состояние писателя, когда тот находится  один в лесу в лесу.

Категория

Один из учеников читает определение данного слова.

Категория – 1. Научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. 2. Группа,  разряд.

Категория  

Чтобы применять слова данной части речи на письме, уметь отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных.

Регулятивные

( осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные

( объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления и применения алгоритма выполнения задания)

Физкультминутка

«Поднимает руки класс»

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

IV.        Открытие нового материала

Итак, мы с вами сформулировали тему нашего сегодняшнего урока и даже записали её. Но прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте откроем учебник на странице 128, в голубой рамочке у вас есть определение, что же такое категория состояния, и основные признаки этой части речи.

Также я добавлю, что от  слов состояния могут зависеть глаголы в форме инфинитива.

Например, больно смотреть, жаль расставаться.

Посмотрите, пожалуйста, чуть выше правила, у вас есть два предложения, которые сравниваются между собой. Давайте посмотрим их. Нам нужно посмотреть в этих предложениях, чем же наречия отличаются от слов категории состояния.  

На странице 128  предложены два предложения,  с помощью которых учитель показывает, как отличить наречие от категории состояния.

Один из учеников читает правило.

Коммуникативные

( использовать адекватные языковые средства для отображения в  форме  речевых высказыванийс целью планирования, контроля и самооценки.

  1. Первичное Закрепление изученного материала

Для того, чтобы уметь различать слова состояния от наречий, я предлагаю заполнить вам сравнительную таблицу. Она уже лежит у вас на партах.

Учитель раздаёт детям готовые распечатанные таблицы,  которые нужно будет заполнить.

В первом столбике вы видите вопросы, на которые мы с вами должны найти ответы.

Итак, к какому слову относится наречие?

Категория состояния?

На какой вопрос отвечает наречие?

Категория состояния?

Что обозначает?

Каким членом предложения является?

Молодцы, оставьте себе эту таблицу, в будущем она вам пригодиться.

Сейчас мы с вами будем делать упражнение 315(упражнение 1 типа) на странице 128. Прочитайте задание.

Мы сделаем таким образом, два человека пойдут к доске и выпишут по одному примеру. Первый вариант выписывает те предложения, в которых слова состояния обозначают состояние природы, окружающей среды, а 2 вариант выписывает те предложения, в которых описывается душевное состояние человека. На эту работу я даю вам 5 минут. И не забудьте подчеркнуть грамматическую основу.

Те, кто выполнили, поднимают руку.

Ребята, объясните мне, пожалуйста, причину постановки запятой в первом предложении? Что она соединяет?

После выполнения упражнения учитель вместе с учениками проверяет данное упражнение.

 

К глаголу, прилагательному, или другому наречию.

Не зависит от других слов

Как? Где?

Как? Каково?

Наречие – признак действия, признак другого признака.

Категория состояния – состояние природы, человека, оценку действия.

Наречие – обстоятельством

Категория состояния – сказуемым.

Нужно выписать предложения состояния, которые обозначают состояние природы, окружающей среды и состояние человека. И подчеркнуть грамматические основы.

Два ученика выполняют упражнение (по одному примеру) на доске. За что им ставится оценка.

Эта запятая соединяет две части сложного предложения.

Познавательные

( объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения слов категории  состояния).

Регулятивные

( осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции). 

  1. Вторичное закрепление материала

 

 Ребята, посмотрите на слайд, вы видите на нём несколько предложений.  Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями.

Сначала вы делаете это сами меняетесь с вашим соседом тетрадями и проверяете, а мы вместе проверим.

Слайд № 3

  1. Мне грустно.
  2. Он грустно улыбнулся.
  3. Сочинение интересно написано.
  4. Мне душно и жарко.
  5. Он пел громко.
  6. Она старалась говорить шёпотом.

Давайте проверим, что у вас получилось. Я буду называть предложение, а вы мне будете называть часть речи выделенных слов.

Молодцы, ребята. Спасибо.

На слайде появляются части речи, в то время когда учитель проверяет вместе с детьми.

Проектор  выключается.

  1. Мне грустно, здесь категория состояния, так как состояние человека.
  2. Он грустно улыбнулся – наречие, так как здесь оно обозначает признак действия.
  3. Сочинение интересно написано – наречие
  4. Мне душно и жарко – категория состояния.
  5. Пел громко – наречие
  6. Говорить шёпотом – наречие.

Коммуникативные

( формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы).

  1. Подведение итогов урока.

Итоговая рефлексия.

               

Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо потрудились. Надеюсь, что наш урок был полезен для вас, и вы узнали много нового для себя, что-то повторили.

Назовите мне ещё раз, пожалуйста, тему нашего урока.

Что вы сегодня нового узнали?

  Что ещё вам запомнилось в нашем сегодняшнем уроке?

Что было интересным для вас? Что было неинтересным?

Тема нашего урока

Категория состояния как часть речи

Сегодня на уроке мы узнали новую часть речи : категория состояния.

Таблица, которая поможет нам в дальнейшем выполнять упражнения.

Всё было интересно.

Регулятивные

( осознавать самого себя как движущую силу, коррекция, оценка действия).

  1. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание

Это будет упражнение 316 на странице 129.

Спасибо за урок. Мне хотелось, чтобы вам было интересно. Если у вас возникли вопросы, я попытаюсь на них ответить.

Список литературы

Лингвистические источники

  1. Русская грамматика: В 2 т. / Под ред. И.Н. Барская, Н.Г. Герасимова. Т.1.– М.: Русская грамматика, 1980. - 1496 с.
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация. 2-е изд., перераб. М.: Оникс: Мир и Образование, 2006. 368 с.

Учебные источники

  1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся/Г. Г. Граник, С . М . Бондаренко, Л . А . Концевая. - М .: Просвещение, 1991 .–  222 с.
  3. Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс: учеб.  для общеобразоват. организаций/  Т.А. Ладыженская , М.Т. Баранов – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.

Методические источники

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Методика обучения русскому языку: учебник. – М.: Центр.
  2. Дейкина А.В., Львов В.В. О домашних заданиях по русскому языку // статья опубликована в журнале «Русский язык в школе». 1984. №6. С. 11-16.
  3. Лазарев М.  И. Интернет – урок. Ру  [Электронный ресурс].  //  Уроки по основным предметам школьной программы. https://interneturok.ru
  4. Марьянова Т. И. Инфоурок. Ру  [Электронный ресурс]. // Категория состояния как часть речи.

Словари и специальная литература

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: словарь терминов и фразеологических выражений/ Под. ред. Проф. Л.И. Скворцова. – М.: Мир и Образование, 2016. – 736 с.   Фразеологический словарь современного русского языка. — М.:«Аделант»,2014.—512с.
  2. Система универсальных учебных действий // Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2001. С. 66 – 70.
  3. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Фёдоров; Под ред. А.И. Молоткова. – М.: Рус. яз., 1986. – 543 с.  

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер . В лесу одному Шумно , и жутко, и грустно, и весело ,- Я ничего не пойму. (А.А. Фет)

Слайд 2

К_т_г_р_я состояния как часть речи.

Слайд 3

1. Мне грустно . 2. Он грустно улыбнулся . 3. Сочинение интересно написано. 4. Мне душно и жарко . 5. Он пел громко . 6. Она старалась говорить шёпотом .

Слайд 4

1. Категория состояния 2. Наречие 3. Наречие 4. Категория состояния 5. Наречие 6. Наречие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент занятия русского языка в 7 классе по теме «Категория состояния как часть речи»

Технологическая карта фрагмента занятия, проведённого в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2015"...

Презентация к фрагменту занятия по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи"

Данная презентация сопровождает проведение фрагмента занятия по указанной теме...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок "Категория состояния как часть речи". 7 класс

Урок по теме "Категория состояния как часть речи" для 7 класса по учебнику М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. ТростенцоваКонспект + презентация...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния как часть речи"

Тема урока: Категория состояния как часть речи.Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цели урока:Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия:  н...