Презентация "Игры в традиционном воспитании народа ханты"
методическая разработка на тему

С помощью игрушек ребенок приобретает личный живой опыт, который позволяет ему полнее представить себе реальный окружающий мир народа

В результате  исследований учёными были выявлены более ста народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, которые классифицировали с учетом возрастных особенностей, промысловой деятельности, традиционного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igra1.ppt2.43 МБ
Файл igra_v_traditsionnom_fizicheskom_vospitanii_naroda_hanty.docx45.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры в традиционном воспитании народа ханты. С помощью игрушек ребенок приобретает личный живой опыт, который позволяет ему полнее представить себе реальный окружающий мир народа .


Предварительный просмотр:

  1. Игры в традиционном физическом воспитании  народа ханты.

  1. Классификация  игр, состязаний и самобытных физических упражнений народа ханты.

В последние годы мы все чаще обращаемся к народному опыту физического воспитания как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях физической культуры различных этносов, входящих в состав Российской Федерации. Сегодня можно констатировать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности. В этом контексте весьма существенной проблемой для многих народов Сибири является сохранение, возрождение и развитие национальной воспитательной среды промысловиков и оленеводов как основы самосохранения и саморазвития.

Игры и праздники во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности, в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавшим общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа.

Игры и развлечения выполняли всегда и общественные функции, такие как воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.

Народные игры и состязания всегда занимали особое место в традиционном физическом воспитании коренных малочисленных народов Севера. Легенды и былины, сказки, героические песни донесли до нашего времени сведения о том, что в древности у народа ханты существовали специальные площадки для игр и состязаний "Яhхта хaр", на которых собирались помериться силой прославленные хантыйские богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и "иноземные" силачи - представители других народов. Богатыри состязались в стрельбе из лука, беге, переламывании руками костей различных животных.

Свидетельством того, что в играх и состязаниях ханты принимали участие не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола, является эпизод сказки "Мойтнынг". Героиня этой сказки, участвуя в состязаниях по перетягиванию оленьего рога, веревочки, палочки, побеждает злого хозяина с помощью силы, ловкости и высоких нравственных качеств.

Некоторые данные о народных играх и состязаниях встречаются в сборнике "Мифы, предания, сказки ханты и манси". Например, в мифологической сказке "Мужчина Мось, рожденный из колена женщины" описываются некоторые элементы хантыйской борьбы. В предании "Леший" рассказывается о ритуальном обряде перед состязанием, некоторых основных приемах, с помощью которых можно уложить противника на лопатки.

В результате полевых этнопедагогических исследований учёными были выявлены более ста народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, которые классифицировали с учетом возрастных особенностей, промысловой деятельности, традиционного образа жизни.

Классификация состоит из четырех блоков: 1-й блок - игры детей от 1,5 до 6 лет, 2-й - от 6 до 10, 3-й - от 10 до 14; 4-й - игры, состязания, самобытные физические упражнения молодежи и взрослых.

Игры детей

от 1,5 до 6 лет

Игры детей

от 6 до 10 лет

Игры детей

от 10 до 14 лет

Игры, состязания и самобытные физические упражнения подростков и взрослых

Народные игры народа ханты были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства). Игры для детей от 1,5 до 6 лет способствовали физическому и умственному развитию хантыйских детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, психически закаливали. Большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде игры способствовали развитию навыков ходьбы, бега, лазанья, а также других движений. Играя с традиционными игрушками, дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт.

Детей постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики, ханты готовили к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола.

У народов Севера, и в частности у хантов, по игрушкам очень хорошо просматривается половозрастное разделение труда в быту. Значительная группа игрушек характеризует игровую деятельность мальчиков - будущих промысловиков, оленеводов, наследников хозяйственной деятельности отца.  Внутри этой группы, по утверждению А. Н. Рейнсона-Правдина [1949. С. 113], игрушки делятся на три группы: это игрушки мальчика-охотника; игрушки мальчика-оленевода; игрушки мальчика-рыболова.  

Такое разделение игрушек дает возможность детям значительно лучше и быстрее познать производственную деятельность отца, своего народа, приобщиться к физическому и трудовому совершенству.

Игрушки хантыйского мальчика, таким образом, заключают в себе определенный воспитательно-образовательный комплекс. Они являются основным средством подготовки ребенка к традиционному труду его предков, который требовал длительного, постепенного формирования у детей нужных качеств и специальных навыков. С помощью игрушек ребенок приобретает личный живой опыт, который позволяет ему полнее представить себе реальный окружающий мир своего народа.

 В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины - хозяйки, будущей матери. Делали акань куклы из дерева, lаhки сух акань  кукла  из беличьих хвостов, васы ух акань   кукла из утиного клюва, маленькие люльки, ай юрmн хот  маленькие чумы, отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями.

Среди девочек сургутских ханты были широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства: рат хaр  очаг, игра в куклы Паkилmли Аhки-Ати  и др.  Основной игрушкой для девочек народа ханты была кукла – аканъ.

Куклы делали мать, бабушка или старшая сестра, а затем, когда девочка становилась старше, она сама уже изготавливала себе кукол, одежду и украшения для них, при этом постепенно обучаясь тонкостям швейного дела.  Каждая девочка имела набор для игры в куклы - маленькие сумочки и мешочки для хранения кукольной одежды, украшений, подушки, одеяльца, берестяные коробочки, деревянную посуду и др. В куклах и в других игрушках девочек поражает стремление точно передать мельчайшие детали национальной или хозяйственной принадлежности этих предметов.

Кукла акань представляет собой сложенный кусок сукна или сверток тряпок. У нее нет лица, рук и ног. Такую особенность хантыйских кукол С. М. Лумпова  [1997. С. 31]  объясняет тем, что иначе «злая сила может вселиться в игрушку, которая должна оберегать ребенка». Отсутствие у куклы лица, по мнению В. Харузиной [1912. С. 130], было вызвано, очевидно, боязнью сделать куклу похожей на изображение духа. Она отмечает, что приделывание кукле лица, даже едва намеченного, ханты считали совершенно непозволительным и кощунственным, а играть и забавляться с такой куклой было для них тяжким грехом.  Обезличенность хантыйской игрушки А. Головнев и С. Лезова [1994. С. 53] объясняют таким образом. Если игрушка с глазами останется без присмотра или потеряется в лесу, в нее вселится злой дух, и она превратится во вредоносное существо пэчак. С такой куклой детям опасно играть далеко от дома или в темноте, их может подстеречь нечистая сила.

Возвращаясь к роли игрушек в целом и детских игр, напомним мнение П. М. Оберталлера [1935. С. 49], он считает, что в играх дети не только воспроизводят повседневную жизнь окружающих, но и вносят много своего, придуманного, воображаемого или остро подмеченного в жизнедеятельности своей семьи.

Так рождаются новые элементы, отдельные переживания некоторых событий. В. Малахиева-Миронич, в свою очередь, более широко раскрывает воспитательно-образовательную значимость игрушки для ребенка, она пишет: «...когда ребенок переходит от простых игрушек к более сложным, он постепенно усиливает свое внимание и терпение, а также развивается и общая его трудоспособность» [1912. С. 159].

Естественно, когда ребенок сам принимает участие в создании своей игрушки, он обязательно начинает проявлять наблюдательность, выбирает наиболее типичные черты и вообще не проходит мимо того, что привлекает его внимание, что красиво и эстетично. Как считает В. Малахиева-Миронич, все это закладывает основы другой душевной потребности - пытливости.

А жизнь среди природы способствует развитию любви и бережному отношению к ней, что формирует здоровую нравственность ребенка, подростка. Конечно, прав А. Н. Рейнсон-Правдин [1949. С. 114], когда говорит, что главное назначение игрушки - «служить образцом для самостоятельного творчества».

Особенно остро это проявляется, когда ребенок, например, начинает мастерить ловушку сам, стараясь всеми силами осмыслить и освоить технику изготовления данного предмета. Нельзя не назвать и такую функцию игрушки, как передача традиций национального бытового искусства, художественного оформления вещи. Например, угадывание животных форм в орнаменте и украшении собственных игрушек имеет большое значение для развития у детей художественного вкуса.

Большинство игрушек народа ханты - уменьшенные копии промысловых орудий и предметов домашнего обихода. Это говорит о том, что игрушки народа ханты являются не только средством развлечения и вхождения во взрослую жизнь, но и орудием воспитательного процесса.

Мальчики играли луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек. В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми, заменяя рыбу древесными гнилушками, "ловили" ее, связывали в связки, развешивали для сушки.

Суровые жизненные условия Севера и промысловая деятельность народа ханты требовали уже с 6 - 7-летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитания специфических двигательных навыков.

С этого возраста дети уже всерьез привлекались к хозяйственной деятельности. Велось их специальное целенаправленное обучение промыслам, а основными средствами этого процесса были разнообразные игры.

От игр детей 1,5-5 лет игры 6 - 7-летних отличаются тем, что дети находятся на более высокой ступени игровой деятельности. Это период, когда дети начинают играть по правилам. Их игры становятся разнообразными по содержанию и организационным формам поведения. Все это связано с быстрым физическим и умственным развитием детей на данном этапе.

В возрасте 10 - 14 лет хантыйские дети уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры все чаще имеют промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию всех физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем.

Исследования показали, что у детей ханты в этом возрасте большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями: "Кто из нас быстрее?", "Оленья упряжка", "Деревянная нога", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", "Выбей чурочку", "Игра с кольцом" и др.

К 14 - 15 годам хантыйские подростки становились практически полноценными промысловиками. В связи с этим существенно менялась роль народных игр, состязаний: требовалось уже не только развить физические качества и обучить навыкам промысловика, но и совершенствоваться в них дальше.

Народные игры, состязания в этом возрасте служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой изнурительной работы в лесу, на реке ("Бег на подволоках", "Прыжки через лодки", "Прыжки с валиком", "Метание аркана на хорей", "Метание чурбана" и мн. др.). Игры промысловой направленности в это время отличаются большой физической нагрузкой, сложными правилами и рассчитаны на то, что игроки обладают определенными знаниями и навыками ведения охоты, рыболовства и оленеводства.

У ханты существовало много состязаний, в которых ребенок или взрослый должен показать находчивость, силу, ловкость, мужество и проявить стойкость в борьбе с соперником. После подвижных игр состязания фактически являлись как бы вторым этапом развития и совершенствования физических и психических качеств будущего промысловика. Наиболее распространенными и любимыми среди хантов были следующие виды состязаний: "Гонки на лодках (обласах)", "Борьба", "Перетягивание палки", "Перетягивание петли", "Борьба ногами", "Стрельба из лука" и др.

Необходимо отметить, что очень часто в общих играх и состязаниях принимали участие девочки и женщины, поскольку для выполнения тяжелой физической работы в условиях полукочевой и кочевой жизни им необходим был соответствующий уровень физического развития и двигательной подготовленности. Кроме того, у женщин и девочек были свои, особые игры, в основном направленные на эстетическое воспитание.

Итак, игры и состязания народов Севера, в том числе и хантов, характеризуются комплексностью и универсальностью своего воздействия на ребенка. Главная их социальная функция - подготовка подрастающего поколения к труду. Именно с этих позиций у северных этносов строился воспитательно-образовательный и оздоровительный процесс, включая и физическое воспитание с использованием игр и состязаний, он был неразрывно связан с целенаправленной передачей опыта от старших к младшим во всех сферах материальной и духовной жизни.  В историческом плане игра соединяет опыт многих поколений в одно целое, служит основой создания ценностных ориентации ребенка. А процесс усвоения подростком веками спрессованного в игре социального опыта своего народа - это не что иное, как процесс становления и развития его духовности, формирования целостной личности.

До настоящего времени в отечественной и зарубежной литературе игровые средства хантыйского народа не нашли своего отражения в силу своей малоизученности. Представляемый материал, собранный авторами за долгие годы полевых исследований, а также при изучении литературных источников, показывает, что игровые воспитательно-образовательные средства хантыйского народа - это бесценный этнический опыт, применение которого в наши дни позволит существенно повлиять на консолидацию молодого поколения хантов, на его самосознание.

  1.   Этнопедагогические  условия  эффективного использования народных игр.

Исследования учёных показали, что народная педагогика ханты не только выработала средства воспитания подрастающего поколения, но и параллельно сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в этих целях.

В современной педагогике педагогические условия представляют собой специально создаваемую воспитателями среду, обстановку, в которой возникает и развивается то или иное педагогическое явление.

Под этнопедагогическими  условиями мы понимаем специально создаваемую среду, свойственную тому или иному этносу, в которой происходило воспитание детей и подростков посредством народных игр.

Результаты теоретического анализа и полевых этнопедагогических исследований учёных позволили выделить и обосновать совокупность этнопедагогических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы эффективно использовать народные игры в традиционном физическом воспитании ханты.

Первое условие  эффективного  использования  народных   игр - это  реализация  в педагогическом  процессе духовного потенциала носителей традиционных  знаний о содержании, правилах  игр,  передаваемых  от  одного  поколения  к  другому. В  каждом хантыйском   селении  находились  добровольные  наставники  и  судьи   разнообразных игр и состязаний. Обычно это были представители старшего поколения (старики, родители), но часто любители игр встречались  и среди молодежи, и, как  показали исследования  учёных, эту  любовь  к  игре  они сохранили до самой глубокой старости.

Второе условие - системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности   ханты  (промыслы,  школа,   домашнее  хозяйство, быт,  праздники  и т.д.). Так,  например, охотники после удачной охоты на  лебедя,  медведя,  перед открытием  охотничьего  сезона  состязались в перетягивание палки, веревки, в прыжках в высоту и длину. Рыбаки состязались и играли в различные игры после ледохода (май), во время плетения морд для ловли рыбы, после строительства водозабора.

Оленеводы соперничали в метании арканов (тынзянов), в  прыжках через  нарты, в перетягивание веревки, перед тем как уйти на весенние  маршруты с оленями (март), и осенью, когда пригоняли стада оленей с гор.

У народа ханты  был  и еще ряд причин, в связи с которыми устраивались игры и состязания. Это работа в лесу, заготовка дров, сбор кедровых шишек, вечерний досуг, священные праздники. Организаторами и инициаторами этих мероприятий обычно были любители сразиться в силе, быстроте, ловкости и выносливости.

Третье условие - использование традиционной технологии организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности). У ханты существовала система самобытных приемов обучения и воспитания детей посредством игр и упражнений.

Так, например, детей шурышкарских  ханты  вначале учили метать тынзян на колышки, на носки нарт, на укороченный хорей, и только по мере  развития силы, ловкости родители подключали их к метанию арканов  на  настоящий хорей, постепенно увеличивая расстояние до цели.

Казымские ханты обучали детей управлению лодкой  вначале на  специально изготовленных моделях долбленок (лодок), а по мере развития навыков у мальчиков и девочек им все чаще доверяли управление настоящей лодкой.  Почти все игры детей ханты проводились на открытом воздухе, в лесу, у реки. Это, несомненно, способствовало их закалке и укрепляло организм.

Четвертое условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, спортивного оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов. Инвентарь для игр, состязаний изготавливался  из природных материалов (дерева, камня, кожи, шерсти, кости и т.д.), что было удобно и достаточно экономно, а также всегда находилось под рукой. Инвентарь бережно хранили в специальных мешочках (камешки, косточки) или в ящичках (игральные палочки).

Очень часто инвентарь мастерили во время работы. Например, кольца для игры "Кусы" казымские ханты делали во время плетения морд для рыбной ловли, диски для игры "Корки мэнру санрам" сургутские ханты мастерили во время работ по заготовке дров в лесу.

Иногда в качестве инвентаря использовались те или иные части орудий для рыбной ловли или хозяйственной деятельности. Так, шурышкарские ханты использовали для игры "Кусы" металлические грузила от рыболовецких сетей и шесты для их просушки, а ваховские ханты прыгали в высоту с помощью шестов (хореев) для управления оленями во время езды на нартах.

Ханты обычно играли на ровных, расчищенных площадках возле домов. Здесь практиковалось проведение таких игр, как "Сёл (Городки)", "Догонялки (Пэнкинат)" и др. На песчаных берегах рек, больших лесных полянах ханты состязались в метании мяча, в стрельбе из лука на дальность полета стрелы, в метании сосновых шишек, стрелы-лопатки и пр.  В зимнее время для гонок на охотничьих лыжах ханты использовали окраины деревень, бегали по глубокому снегу.  Очень часто играли на речном льду, иногда - на дороге, в загоне для оленей, а в некоторые игры могли играть и в помещении. Например,  Нgрmм ими   Болотная женщина.

Народные игры, состязания в каждом возрастном периоде развития хантов имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Они не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к промысловой, хозяйственной деятельности в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Народная педагогика ханты выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения.

Использование народных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях позволяет обогатить духовную жизнь не только ханты, но и других народов Севера и в целом России.  

Кроме того, в народной педагогике игры, наиболее эффективно как раз то, чего недостает часто официальной педагогике, - формы самоорганизации, свободного творчества, гармоничности цельного развития человека на всех этапах его жизненного пути, национального самоопределения и т.д. Опора на народную педагогику игры помогает образовательным учреждениям соответствовать национально-региональным особенностям и запросам общества.

  1. Заключение.

Для успешного усвоения языка важна не дисциплина и прилежание ученика, а собственная его активность. Учебный процесс должен активизировать  имеющийся у каждого ученика интеллектуальные способности, эмоции, настроение, развивать его личные параметры.

Учебный процесс так строить, чтобы ученик испытывал потребность. Имел возможность реализовывать свои собственные намерения.

Важно, чтобы система обучения раскрепостила ученика, освободила его от каких – либо манипуляций со стороны учителя. Это значит, что процесс обучения должен исключить мало осознанную активность учащихся на уровне. И, следовательно, развивать способность осуществлять коммуникацию самостоятельно.

Создавать ситуации для общения и говорения. Научить творчески, пользовать языком, т. е. говорить, можно только в ходе общения и взаимодействия учителя и ученика на изучаемом языке.

Что же я делаю для этого? Стараюсь, чтобы на уроках учащимся было интересно, чтобы они с увлечением занимались вопросами родного языка и литературы. Поэтому  я  на своих занятиях  использую разные виды деятельности: индивидуально-групповую работу, деловые игры, проектные технологии и т.д.  Связывать теорию с практикой, провожу уроки с применением современных достижений педагогической науки и компьютерной техники, развития умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

В течение всех лет обучения наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся: все ученики осваивают программу родного языка.  Контроль знаний по хантыйскому языку оценивается путем тестов, контрольных работ. Результаты контрольных срезов показывают, что учащиеся знают хантыйский алфавит, владеют навыком письма, умеют бегло читать на родном языке. Так процент успеваемости составляет – 100%, а качества  с 2004г. -  60  %, вырос на 16%. Ребята, изучающие родной язык, из фольклорной  группы «Нях Мулah» побывали на фестивале в Болгарии, где заняли третье место. Ребята  представляли обычаи, песни, танцы, игры народа ханты.

Игра имеет такое же значение в жизни ребенка, какое у взрослого производственная деятельность, работа. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

 Для учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Учителю надо так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способный захватить подростка, и он с увлечением работает, весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания». 

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов.

Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как
индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно
судить о быте, правах и навыках данного общества.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период
ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает
особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра
является тем видом деятельности, в которой формируется его личность.

Что даёт игра детям?

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.
Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень
ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет
тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент
неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно
вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и
глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и
после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым
интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы
победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с
максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство.

Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива,
поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в
игре.

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие
навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи,
одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания
новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра
создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир
нужно прочитать предварительно о других.

Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры
обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и
анекдотов.

Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который
так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Использование игровых приёмов позволяют разнообразить учебную
деятельность, полнее учитывать особенности школьников и удовлетворять
естественную тягу детей к играм. А игра, как известно, носит и
воспитывающий, и обучающий, и развивающий характер.
Учитывая то что, создание единой игровой образовательной системы
невозможно, то игровые приёмы должны соответствовать возможностям
учащихся. При этом учитывать определённые требования при
создании игровой ситуации на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

«Югра Древняя». Посвящается 80-летию Ханты-Мансийского автономного округа

Посмотри на мир глазами художника…Цели: Знакомство с творчеством когалымских художниковЗадачи:формирование знаний о многообразии видов изобразительного искусства, в которых работают художники...

Доклад «Этнокультурное образование детей через знакомство с традиционными праздниками народов ханты и манси»

В данной статье рассматривается этнокультурное образование детей на примере детского традиционного праздника "Трясогузки"...

Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)

Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа  XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского о...