Урок чтения 7 класс "Дети подземелья"
методическая разработка (7 класс) на тему

Тема:   В.Г. Короленко  «Дети подземелья ».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей;

развивать творческие способности, речь, критическое мышление, память;

воспитывать милосердие, сострадание, взаимовыручку, гуманное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Чтение» под редакцией  Аксеновой А.К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_7_klass_deti_podzemelya.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

         

                    ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»

                               Урок чтения в 7 классе

 В.Г. Короленко  «Дети подземелья ».

        Подготовила и провела  учитель русского языка и литературы

Кривуля И.Н.

        2017 год

Тема:   В.Г. Короленко  «Дети подземелья ».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей;

развивать творческие способности, речь, критическое мышление, память;

воспитывать милосердие, сострадание, взаимовыручку, гуманное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Чтение» под редакцией  Аксеновой А.К.

                                         ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Добрый день, ребята! Сядьте правильно, спину выпрямите, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы  с вами завершаем  знакомство с повестью  Владимира    Галактионовича  Короленко «Дети подземелья» и  наша задача – понять, какие изменения происходят с Васей после того, как он  завел новых друзей, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из этого произведения. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по – своему. И это действительно так. В жизни каждой семьи не всегда бывает счастье, бывают очень трудные ситуации: болезни, горе, утрата близких… Жила была семья, в которой было двое детей: сын – Вася шести лет, дочь Соня – четырёх лет. Папа работал судьёй и обеспечивал семью. Мама окружала детей материнской лаской, заботой и любовью. Все были счастливы. После тяжёлой болезни умерла мама. И в один момент всё резко изменилось. О том, как сложилась жизнь семьи после этого несчастья, какими стали отношения между близкими людьми, нам рассказал сам Вася. Сейчас мы прослушаем песню и продолжим нашу беседу.

2.Слушание записи песни из кинофильма  «Генералы песчаных карьеров».

Словарная работа                                                                                                             -Что такое трущобы? (посмотрим в толковом словаре значение этого слова)

- Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню?  (Валек, Маруся, Тыбурций)

(Дети вспоминают Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих в старой часовне, а также говорят об отверженных, о голодающих, о людях лишенных крова, вынужденных промышлять мелким воровством ,чтобы  прокормиться . Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

3.Просмотр слайд-шоу под музыку.

Это картины русских художников XIX века: В.Г. Перов  «Спящие дети», «Тройка»,   Ф.С. Журавлев  «Дети-нищие», П.П. Чистяков  «Нищие дети», Ф.А. Бронников  «Старик нищий» и другие.

4.Беседа по картинам.

Учитель: Вы посмотрели на картины, и какие чувства они у вас вызвали? (жалость, грусть, желание помочь бедным)

Учитель: Ребята, как вы думаете, чем люди, изображенные на полотнах русских художников  похожи на персонажей  повести Короленко? 
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки, старая бедная одежда на детях, узелки в руках нищих, печальные глаза деда, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

Учитель: Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? ( Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездомные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. )

5. Беседа по содержанию.

Учитель: Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”? 
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

Учитель:  Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое - грех,  преступление.) 
Учитель: Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможность заработать деньги честным трудом.)

Учитель: Ребята, от чьего имени ведется повествование в рассказе «Дети  подземелья» (от имени семилетнего мальчика Васи)

Учитель: Как складывались отношения Васи с отцом?

 (Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.)

Ученики: Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

 Учитель:  Почему мальчик начал бродяжить?

 Ученики: Герой «не встречал привета и ласки» дома, чувствовал себя ненужным и одиноким, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

 Учитель:  Вася подружился с нищими детьми Валеком и Марусей, давайте кратко о них расскажем.  

Ученик: Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека».
 Ученик: Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе „Знакомство продолжается“. — Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»

6. Работа с учебником.

Учитель: Вася невольно сравнивает Марусю со своей сестренкой Соней, которой тоже было 4 года, найдите этот фрагмент в тексте и прочитайте, какие он видел отличия?
Ученики: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

Учитель: Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
      После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Жалел их. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
      Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Учитель:
Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
      Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Учитель:
 Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

 Ученики:    Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил ей цветы. Вася научился быть милосердным. Он понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют) по необходимости (например, Тыбурций воровал, чтобы прокормить чужих детей) Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Учитель: Вася научился  состраданию. Давайте обратимся к толковому словарю за помощью и узнаем, что обозначает слово сострадание. Словарная работа.

Сострадание-это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Учитель: Кроме детей в часовне живет еще пан Тыбурций Драб, которого автор считает замечательной личностью, расскажите о нем.

Ученик: Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье - Вено. Откуда он пришел в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего «родового гнезда». Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Учитель: В критический момент Тыбурций приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить его отца в чистоте намерений Васи. С помощью Тыбурция отец по-новому посмотрит на своего сына и начнет понимать его.
Учитель: Какой случай изменил отношения Васи с отцом в лучшую сторону? (Эпизод с куклой).       
(После разговора  с Тыбурцием о Васе, когда Тыбурций принес куклу и сказал, что Вася совершил хороший поступок .)

Учитель: Давайте вспомним, почему Вася попросил у Сони куклу?  Найдите этот фрагмент в тексте и зачитайте

(«Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.»

Учитель: Как характеризует Васю этот поступок?

 (Герой предстает перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни.)

Учитель: Была ли в нем необходимость, ведь Маруся все равно умерла?

(«На горе дела были плохи. Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.

Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. Но мы ошиблись! Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни. )

Учитель: Кукла в повести является символом милосердия.               Словарная работа.                                                                                        Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся людям. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи. 

Учитель: Помните, как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня». Как вы понимаете эти слова?

Учитель: Какими качествами или, будем говорить добродетелями,  должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

 (доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, чуткость)

Давайте наделим наши сердца,  качествами, которые должны быть у каждого человека.

(дети пишут на красных картонных сердечках, которые лежали у каждого на парте  качества) А теперь давайте подарим их друг другу.

7. Работа с тестами. Выберите правильный ответ.

Вопрос № 1 
Как звали главного героя повести?

 Валек
Вася

 Ваня

Вопрос № 2 
Кем считали Васю окружающие?

 Бродягой

 отличником
 вором

Вопрос № 3 

Где жили Валек и Маруся?

В старом замке

 В заброшенной часовне

 в приюте

Вопрос № 4 
Какая игрушка сделала "почти чудо" для умирающей Маруси?

 Барби

 Кукла

 паровозик

Вопрос № 5 
Кто помог избежать Васе наказания за взятую без разрешения игрушку?

 Соня

 Тыбурций

 Януш

Вопрос № 6 
В какое время года здоровье Маруси ухудшилось?

 Весной

 Осенью

 летом

Вопрос № 7 
Сколько лет было Соне?

 3

 5

 4

Вопрос № 8 

Кем был отец Васи?

 Судьёй

 Адвокатом

 учителем

Вопрос № 9 
Кто подарил Соне куклу?

 Мама

 Папа

 Бабушка

Вопрос № 10 
Как отец наказал Васю за походы в часовню?

 отлупил ремнём

не выпускал из дома

поставил в угол

8. Домашнее задание (дифференцированное):

 1.придумать продолжение "Если бы Маруся осталась жива...".

2.нарисовать иллюстрацию к повести В.Г.Короленко "Дети подземелья".

9. Итог урока. Выставление оценок.

_ Что нового вы узнали?

_ Чему научились?

  • сегодня я узнал...
  • я понял, что…
  • я научился…

    мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...