Конспект урока по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока (7 класс) на тему
На уроке учащиеся работают в группах. На основе исследовательской работы групп составляется общая таблица по рассказу. Эта таблица - "бесценный клад" для подготовки аргументов к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности обучающиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несёт ответственность за своих питомцев?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся,умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Формирование мотивации к самосовершенствованию , толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: овладеть умениями монологической речи, уметь работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни.
• формирование потребности в чтении.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Ход урока.
1.Этап мотивации.
Просмотр видеоролика о жизни брошенных собак.
- Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик?
2. Целеполагание.
- Сформулируйте тему нашего урока, продолжив выражение: «Мы в ответе за тех…(«Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери)
Теперь мы с вами можем определить круг вопросов, над которыми мы можем поразмышлять сегодня. Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, саформулируйте цели и задачи.
3. Актуализация знаний.
-Ребята , а мы уже встречались с образом собаки в литературе?
Игра «Вспомни литературного героя»( По цитатам из прочитанных ранее книг – инд.домашнее задание - учащиеся вспоминают героев книг.) Проверка по эталону с экрана. Самооценивание.
4. Работа по теме урока.
Обсуждение первичного восприятия рассказа Л.Андреева «Кусака».
-Кто является главным героем рассказа? (собака Кусака)
Работа в группах.
-Обсудите в группе и составьте ассоциативный ряд к слову собака(1,2 группы), Кусака (3,4 группы) (Обмен и дополнение )
Представление готовых ассоциаций.
Проблемный вопрос: Как получилось, что любовь и защита переросли в боль и злость? На этот вопрос мы сможем ответить, углубившись в рассказ. На какие композиционные части можно разделить рассказ?(«Одинокая жизнь Кусаки» , «Встреча с дачниками», «Расставание», «Снова одиночество»)
Каждая композиционная часть и будет объёктом вашего анализа. При помощи просмотрового чтения происследуйте каждый эпизод из жизни Кусаки и заполните каждый свою графу в таблице.
(На работу отводится 2 минуты – сигнал)
Обсуждение в группе и заполнение таблицы (На работу отводится 2 минуты – сигнал)
5 участник группы оформляет цветопись эпизода, прикрепляет к доске, затем комментирует. В итоге должна получиться цветовая цепочка, отражающая чувства героев.
Обмен информацией между группами (эксперт от группы выступает, а остальные группы заполняют таблицу)
Озаглавьте эпизод словами из текста | 2.Чувства собаки. Какие ключевые слова характеризуют душевное состояние Кусаки? | 3. Образы людей. Как они относятся к собаке? | 4. Пейзаж. Как описание природы перекликается с чувствами Кусаки? | |
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа |
1 группа .
– Какой была жизнь Кусаки до встречи с дачниками? ( Выступления группы N1)
2 группа.
- Но не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились красивые, добрые люди. Проследим, как складывались взаимоотношения собаки с этими людьми
( Выступления участников группы 2)
-Как изменилась жизнь Кусаки с приездом дачников?
- Как изменилась она сама внешне и внутренне?
- Каково ваше отношение к Лёле?
- группа. ( Выступления участников группы 3)
- Изменилось ли ваше отношение к Лёле?
4 группа. ( Выступления участников группы 4)
– Рассмотрите иллюстрации, приготовленные вашими одноклассниками, и по ним восстановите чувства Кусаки, ее внутреннее состояние «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества». (Злоба, страх; недоверие к людям; злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье; тревога, глухая тоска).
- Давайте обобщим информацию таблицы и сделаем выводы. Какой вывод можно сделать,сопоставив цитатные названия эпизодов?
Какой вывод можно сделать, сопоставив информацию второй и третьей колонок таблицы?
-Какую роль в рассказе выполняет пейзаж?
– Какое одиночество в жизни Кусаки страшнее? Почему?
(Возвращение к двум ассоциативным рядам собака – Кусака.)
- В чём причина, что в душе собаки вновь обида и злость?
- Какой ответ на этот вопрос даётся в песне? Прослушиваем песню «Собака бывает кусачей» в исполнении одноклассниц.
- Почему же собака становится кусачей? А у человека может быть собачья жизнь? От кого же зависит наше общее сосуществование?
(Всё в твоих руках)
Просмотр презентации с фотографиями ребят и их питомцев.
(Возвращение к теме урока)
– Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки? Попробуйте отразить свои мысли в синквейне.
5.Домашнее задание.
Задания по выбору:
1. Написать рассказ «Сон Кусаки».
2.Составьте правила для людей, приручающих животных.
3. Выступить с рекламой книги о собаке.
Устный журнал «Знаешь ли ты?» (+ дополнительное задание на оценку)
6. Самооценивание и комментирование оценки.
7. Рефлексия.
Предлагается рефлексивный экран с началом фраз, нужно продолжить.
-Что вы знали по теме урока раньше и что узнали нового?
- Я ( задумался, понял, научился)…
- Кого и за что вы хотели бы поблагодарить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-62285-1449596167.jpg)
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123579-1350060709.jpg)
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/04/picture-2908.jpg)
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...