Конспект урока по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Паранёва Ольга Владимировна

На уроке учащиеся работают в группах. На основе исследовательской работы групп составляется общая таблица по рассказу. Эта таблица - "бесценный клад" для подготовки аргументов к ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rasskazu_kusaka.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности обучающиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несёт ответственность за своих питомцев?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся,умения  работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Формирование мотивации к самосовершенствованию , толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные:

Познавательные:  уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: овладеть умениями монологической речи, уметь работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

• понимание литературы как особого способа познания жизни.

• формирование потребности в чтении.

• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.

                              Ход урока.

1.Этап мотивации.

Просмотр видеоролика о жизни брошенных собак.

- Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик?

2. Целеполагание.

- Сформулируйте тему нашего урока, продолжив выражение: «Мы в ответе за тех…(«Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери)

Теперь мы с вами можем определить круг вопросов, над которыми мы можем поразмышлять сегодня. Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, саформулируйте цели и задачи.

3. Актуализация знаний.

-Ребята , а мы уже встречались с образом собаки в литературе?

Игра «Вспомни литературного героя»( По цитатам из прочитанных ранее книг – инд.домашнее задание - учащиеся вспоминают героев книг.) Проверка по эталону с экрана. Самооценивание.

4. Работа по теме урока.

Обсуждение первичного восприятия рассказа Л.Андреева «Кусака».

-Кто является главным героем рассказа?  (собака Кусака)

Работа в группах.

-Обсудите в группе и составьте ассоциативный ряд к слову собака(1,2 группы), Кусака (3,4 группы) (Обмен и дополнение )

Представление готовых ассоциаций.

Проблемный вопрос: Как получилось, что любовь и защита переросли в боль и злость? На этот вопрос мы сможем ответить, углубившись в рассказ. На какие композиционные части можно разделить рассказ?(«Одинокая жизнь Кусаки» , «Встреча с дачниками», «Расставание», «Снова одиночество»)

Каждая композиционная часть и будет объёктом вашего анализа.  При помощи просмотрового чтения происследуйте каждый эпизод из жизни Кусаки и заполните каждый свою графу в таблице.

(На работу отводится 2 минуты – сигнал)

Обсуждение в группе и заполнение таблицы (На работу отводится 2 минуты – сигнал)

5 участник группы оформляет цветопись эпизода, прикрепляет к доске, затем комментирует. В итоге должна получиться цветовая цепочка, отражающая чувства героев.

Обмен информацией между группами (эксперт от группы выступает, а остальные группы заполняют таблицу)

  1. Название

Озаглавьте эпизод словами из текста

2.Чувства собаки. Какие ключевые слова характеризуют душевное состояние Кусаки?

3. Образы людей.

Как они относятся к собаке?

4. Пейзаж.

Как описание природы перекликается с чувствами Кусаки?

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1 группа .

– Какой была жизнь Кусаки до встречи с дачниками? ( Выступления  группы N1)

2 группа.

- Но не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились красивые, добрые люди. Проследим, как складывались взаимоотношения собаки с этими людьми

( Выступления  участников группы 2)

           -Как изменилась жизнь Кусаки с приездом дачников?

  • Как изменилась она сама внешне и внутренне?
  • Каково ваше отношение к Лёле?
  1. группа. ( Выступления  участников группы 3)

- Изменилось ли ваше отношение к Лёле?

4 группа. ( Выступления  участников группы 4)

– Рассмотрите иллюстрации, приготовленные вашими одноклассниками, и по ним восстановите  чувства Кусаки, ее внутреннее состояние «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества». (Злоба, страх; недоверие к людям; злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье; тревога, глухая тоска).

- Давайте обобщим информацию таблицы и сделаем выводы. Какой вывод можно сделать,сопоставив цитатные названия эпизодов?

Какой вывод можно сделать, сопоставив информацию второй и третьей колонок таблицы?

-Какую роль в рассказе выполняет пейзаж?

– Какое одиночество в жизни Кусаки страшнее? Почему?

 (Возвращение к двум ассоциативным рядам собака – Кусака.)

- В чём причина, что в душе собаки вновь обида и злость?

- Какой ответ на этот вопрос даётся в песне?  Прослушиваем песню «Собака бывает кусачей» в исполнении одноклассниц.

- Почему же собака становится кусачей? А у человека может быть собачья жизнь? От кого же зависит наше общее сосуществование?

(Всё в твоих руках)

Просмотр презентации с фотографиями ребят и их питомцев.

(Возвращение к теме урока)

– Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки? Попробуйте отразить свои мысли в синквейне.

5.Домашнее задание.

Задания по выбору:

1. Написать рассказ «Сон Кусаки».

2.Составьте правила для людей, приручающих животных.

3. Выступить с рекламой книги о собаке.

Устный журнал «Знаешь ли ты?» (+ дополнительное задание на оценку)

6. Самооценивание и комментирование оценки.

7. Рефлексия.

Предлагается рефлексивный экран с началом фраз, нужно продолжить.

-Что вы знали по теме урока раньше и что узнали нового?

- Я ( задумался, понял, научился)…

- Кого и за что вы хотели бы поблагодарить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник

Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева  “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"

Разработка урока для учащихся 7 класса....