Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (7 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_7_progr.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                             «_____»__________________________2014г.

Рабочая программа по

русскому (родному) языку.

Чтение и развитие речи.

на 2014-2015 учебный год

для 7 б класса

(УОД)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2014г.        зам.директора по УВР________Федотова Т.А.

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2014г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 7)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык, чтение и развитие речи

       Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на  основе  программы Воронковой В.В. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета чтение и развитие речи отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).  

По  учебному плану школы  в 7 классе   отведено  3 часа в неделю, (102 часа в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению предмета в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект: Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с., Чтение. 7 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образов. учреждений  VIII вида / авт.-сост. А.К.Аксёнова. – 8-е изд.– М.: «Просвещение», 2014. – 287 с.

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе), иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся, оригинальные тексты произведений различных авторов, практические упражнения творческого характера 

 

Программа адресована учащимся 7 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому  (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Такие уроки будут проводиться внутри  изучения каждого раздела, количество уроков –  19. Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения многих авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе, а сам список несколько расширен. Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

     

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • научить школьников правильно и осознанно читать вслух с соблюдением норм литературного произношения и «про себя» тексты;
  • работа над беглостью и выразительностью чтения ;
  • учить читать «про себя» с выполнением заданий;
  • учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку, передача содержания иллюстраций к произведению;
  • формирование внимания к авторскому слову;
  • формирование читательской самостоятельности школьников;
  • заучивание  наизусть стихотворений;
  • повышение  уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура, биология, география, природоведение, окружающий мир, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: ежедневный опрос, беседы, обсуждения, дискуссии  по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения, творческие работы (изложения. сочинения, иллюстрации).

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, мировосприятия, пространственного восприятия.  Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений.

  Обучающиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • характеризовать главных  действующих лиц;
  • пересказывать содержание прочитанного.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учеб ных часов (в авторской программе)

Кол-во учеб ных часов (в рабочей программе)

I

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

0

8

Вводное занятие.

0

3

Сказки.

0

1

Внеклассное чтение. Сказки.

0

1

Былина.

0

1

Народные песни. 

0

1

Пословицы. Загадки.

0

1

II

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

0

35

Александр Сергеевич Пушкин.

0

7

Михаил Юрьевич Лермонтов.

0

2

Иван Андреевич Крылов.

0

4

Николай Алексеевич Некрасов.

0

3

Лев Николаевич Толстой.

0

7

Внеклассное чтение. Лев Николаевич Толстой.

0

1

Антон Павлович Чехов.

0

2

Внеклассное чтение. Антон Павлович Чехов.

0

1

Владимир Галактионович Короленко.

0

6

Внеклассное чтение. Владимир Галактионович Короленко.

0

2

III

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

0

59

Максим Горький.

0

7

Внеклассное чтение. Антон Семёнович Макаренко.

0

2

Михаил Васильевич Исаковский.

0

3

Константин Георгиевич Паустовский.

0

3

Внеклассное чтение. Константин Георгиевич Паустовский.

0

2

Михаил Михайлович Зощенко.

0

2

Внеклассное чтение. Лев Абрамович Кассиль.

0

2

Константин Михайлович Симонов.

0

3

Внеклассное чтение.  Алексей Александрович Сурков.

0

2

Валентин Петрович Катаев.

0

2

Внеклассное чтение.  Валентин Петрович Катаев.

0

2

Николай Иванович Рыленков.

0

4

Юрий Иосифович Коваль.

0

6

Внеклассное чтение. Аркадий Петрович Гайдар.

0

2

Юрий Яковлевич Яковлев.

0

4

Радий Петрович Погодин.

0

4

Внеклассное чтение. Лазарь Иосифович Лагин.

0

2

Анатолий Георгиевич Алексин.

0

2

Константин Яковлевич Ваншенкин.

0

3

Литература XX века. Повторение и закрепление.

0

1

Итоги года.

0

1

итого

0

102 часа

Список литературы для внеклассного чтения

№ п/п

Автор

Название произведения

1

Русский народ

Русская народная сказка.

2

Л. Н.Толстой.

«Детство»

3

А. П. Чехов.

Спать хочется. Каштанка.

4

В.Г. Короленко.

Купленные мальчики.

Чудная. Последний луч.

5

А. С. Макаренко.

Педагогическая поэма (отрывки).

6

К. Г. Паустовский.

Ручьи, где плещется форель. Старый повар.

Степная гроза. Жильцы старого дома.

7

Л. А. Кассиль.

Ночная ромашка.

Огнеопасный груз. Солнце светит.

8

А.А. Сурков.

Стихотворения из цикла победители.

9

В. П. Катаев.

Хуторок в степи.

10

А. П. Гайдар.

Судьба барабанщика (отрывки из повести).

11

Л. И. Лагин.

Старик Хоттабыч.

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Чтение».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  9  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...