Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_7_progr.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы_____________Чечётина Н.П.
«_____»__________________________2014г.
Рабочая программа по
русскому (родному) языку.
Чтение и развитие речи.
на 2014-2015 учебный год
для 7 б класса
(УОД)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2014г. зам.директора по УВР________Федотова Т.А.
Руководитель ШМО_______________ «____»_____________________________2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 7)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – русский (родной) язык, чтение и развитие речи
Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы Воронковой В.В. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета чтение и развитие речи отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).
По учебному плану школы в 7 классе отведено 3 часа в неделю, (102 часа в год).
Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению предмета в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект: Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с., Чтение. 7 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образов. учреждений VIII вида / авт.-сост. А.К.Аксёнова. – 8-е изд.– М.: «Просвещение», 2014. – 287 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе), иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся, оригинальные тексты произведений различных авторов, практические упражнения творческого характера
Программа адресована учащимся 7 б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Такие уроки будут проводиться внутри изучения каждого раздела, количество уроков – 19. Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения многих авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе, а сам список несколько расширен. Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- научить школьников правильно и осознанно читать вслух с соблюдением норм литературного произношения и «про себя» тексты;
- работа над беглостью и выразительностью чтения ;
- учить читать «про себя» с выполнением заданий;
- учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку, передача содержания иллюстраций к произведению;
- формирование внимания к авторскому слову;
- формирование читательской самостоятельности школьников;
- заучивание наизусть стихотворений;
- повышение уровня общего развития учащихся;
- формирование нравственных качеств школьников;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура, биология, география, природоведение, окружающий мир, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: ежедневный опрос, беседы, обсуждения, дискуссии по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения, творческие работы (изложения. сочинения, иллюстрации).
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, мировосприятия, пространственного восприятия. Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учеб ных часов (в авторской программе) | Кол-во учеб ных часов (в рабочей программе) |
I | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 0 | 8 |
Вводное занятие. | 0 | 3 | |
Сказки. | 0 | 1 | |
Внеклассное чтение. Сказки. | 0 | 1 | |
Былина. | 0 | 1 | |
Народные песни. | 0 | 1 | |
Пословицы. Загадки. | 0 | 1 | |
II | ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 0 | 35 |
Александр Сергеевич Пушкин. | 0 | 7 | |
Михаил Юрьевич Лермонтов. | 0 | 2 | |
Иван Андреевич Крылов. | 0 | 4 | |
Николай Алексеевич Некрасов. | 0 | 3 | |
Лев Николаевич Толстой. | 0 | 7 | |
Внеклассное чтение. Лев Николаевич Толстой. | 0 | 1 | |
Антон Павлович Чехов. | 0 | 2 | |
Внеклассное чтение. Антон Павлович Чехов. | 0 | 1 | |
Владимир Галактионович Короленко. | 0 | 6 | |
Внеклассное чтение. Владимир Галактионович Короленко. | 0 | 2 | |
III | ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 0 | 59 |
Максим Горький. | 0 | 7 | |
Внеклассное чтение. Антон Семёнович Макаренко. | 0 | 2 | |
Михаил Васильевич Исаковский. | 0 | 3 | |
Константин Георгиевич Паустовский. | 0 | 3 | |
Внеклассное чтение. Константин Георгиевич Паустовский. | 0 | 2 | |
Михаил Михайлович Зощенко. | 0 | 2 | |
Внеклассное чтение. Лев Абрамович Кассиль. | 0 | 2 | |
Константин Михайлович Симонов. | 0 | 3 | |
Внеклассное чтение. Алексей Александрович Сурков. | 0 | 2 | |
Валентин Петрович Катаев. | 0 | 2 | |
Внеклассное чтение. Валентин Петрович Катаев. | 0 | 2 | |
Николай Иванович Рыленков. | 0 | 4 | |
Юрий Иосифович Коваль. | 0 | 6 | |
Внеклассное чтение. Аркадий Петрович Гайдар. | 0 | 2 | |
Юрий Яковлевич Яковлев. | 0 | 4 | |
Радий Петрович Погодин. | 0 | 4 | |
Внеклассное чтение. Лазарь Иосифович Лагин. | 0 | 2 | |
Анатолий Георгиевич Алексин. | 0 | 2 | |
Константин Яковлевич Ваншенкин. | 0 | 3 | |
Литература XX века. Повторение и закрепление. | 0 | 1 | |
Итоги года. | 0 | 1 | |
итого | 0 | 102 часа |
Список литературы для внеклассного чтения
№ п/п | Автор | Название произведения |
1 | Русский народ | Русская народная сказка. |
2 | Л. Н.Толстой. | «Детство» |
3 | А. П. Чехов. | Спать хочется. Каштанка. |
4 | В.Г. Короленко. | Купленные мальчики. |
Чудная. Последний луч. | ||
5 | А. С. Макаренко. | Педагогическая поэма (отрывки). |
6 | К. Г. Паустовский. | Ручьи, где плещется форель. Старый повар. |
Степная гроза. Жильцы старого дома. | ||
7 | Л. А. Кассиль. | Ночная ромашка. |
Огнеопасный груз. Солнце светит. | ||
8 | А.А. Сурков. | Стихотворения из цикла победители. |
9 | В. П. Катаев. | Хуторок в степи. |
10 | А. П. Гайдар. | Судьба барабанщика (отрывки из повести). |
11 | Л. И. Лагин. | Старик Хоттабыч. |
В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Чтение».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...