Рабочая программа по чтению и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (6 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_6_progr.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                             «_____»__________________________2013г.

Рабочая программа по

русскому (родному) языку.

Чтение и развитие речи.

на 2013-2014 учебный год

для 6 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2013г.        зам.директора по УВР_____________________

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2013г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 6)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык, чтение и развитие речи

       Данная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на  основе  программы Воронковой В.В. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета чтение и развитие речи отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 6 классе   отведено  4 часа в неделю, (136 часов в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению предмета в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010; чтение: учеб. для 6 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений  VIII вида / И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение», 2006.

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе), иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся, оригинальные тексты произведений различных авторов. практические упражнения творческого характера 

 

Программа адресована учащимся 6б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является необходимым, способствующим формированию внимания к чужому  (авторскому) слову, когда ребёнок должен не только прочитать его, но и провести анализ полученной информации: выделить и объяснить непонятные слова (с помощью учителя), найти слова и предложения, характеризующие события, героев; выбрать и объяснить образные слова и выражения, определить отношение автора к своим героям и событиям. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения наблюдать, видеть, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, делать выводы. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. С целью более полного раскрытия предлагаемых тем, расширения кругозора, образовательных способностей детей, формированию читательской самостоятельности в течение всего учебного года запланированы уроки внеклассного чтения. Данные уроки будут происходить по иной нежели в авторской программе схеме. Так такие уроки будут проводиться практически после изучения каждого небольшого раздела или внутри него, а количество уроков будет увеличено до 32 против 9 в авторской программе). Список предлагаемой литературы для внеклассного чтения включает произведения многих авторов, что соответствует списку рекомендуемой литературы в авторской программе, а сам список несколько расширен. Обучение чтению в С(К)ОШ VIII вида носит элементарно-практический характер.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

     

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • научить школьников правильно и осознанно читать вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
  • работа над беглостью и выразительностью чтения ;
  • учить читать «про себя» с выполнением заданий;
  • учить работе с текстом на новом уровне: разбор текста по вопросам, выделение темы и идеи произведения, прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации, выделение частей текста, озаглавливание их, полный и частичный пересказ произведения по плану, оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку, передача содержания иллюстраций к произведению;
  • формирование внимания к авторскому слову;
  • формирование читательской самостоятельности школьников;
  • заучивание  наизусть стихотворений;
  • повышение  уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура, биология, география, природоведение, окружающий мир, профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: ежедневный опрос, беседы, обсуждения, дискуссии  по прочитанному, увиденному, задания для контроля техники, осознанности, выразительности чтения, творческие работы (изложения. сочинения)

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Урок чтения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений.

  Обучающиеся должны уметь:

  • читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • определять основные черты характера действующих лиц;
  • пересказывать текст по плану полно и выборочно.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Вводный урок. День Знаний

0

1

2

Наша родина - Россия

0

4

3

Человек и природа

0

17

4

Будь человеком

0

5

5

Страницы зарубежной классики

0

8

6

Страницы русской истории

0

11

7

Спешите делать добро

0

12

8

Зима

0

26

9

Весна

0

14

10

Рассказы про зверей

0

20

11

Праздник со слезами на глазах

0

5

12

Страницы русской и  зарубежной классики

0

13

итого

0

136 часов

Список литературы для внеклассного чтения

№ п/п

Автор

Название произведения

Кол-во часов

1

Разные авторы

Стихи о Родине русских поэтов

1

2

В.Бианки.

Дробинка. Птичья песенка. Голубые лягушки. Сумасшедшая птица. Морской чертёнок.

2

3

А.П.Гайдар

Тимур и его команда.

3

4

Дж. Родари

Путешествие голубой стрелы.

3

5

Н.Носов

Приключения Незнайки и его друзей

3

6

Н.Носов

Незнайка в солнечном городе

2

7

Н.Носов

Незнайка на Луне

2

8

Е.Пермяк

Волшебные истории

1

9

Е.Пермяк

Голубые белки. Лесной.

1

10

Е.Пермяк

Волшебная правда…

1

11

В.Астафьев

Васюткино озеро.

1

12

В.Астафьев

Белогрудка. Злодейка.

1

13

Г.Скребицкий

Длинноносые рыболовы

1

14

Г.Скребицкий

Замечательный сторож

1

15

Д.Н.Мамин-Сибиряк

Сказка про Воробья Воробеича

1

16

К.Паустовский

Кот-ворюга

1

17

М.Пришвин

Кладовая солнца

1

18

М.Пришвин

Барсук. Лесной доктор

1

19

С.Маршак

Почта военная

1

20

Л.Кассиль

Улица младшего сына

2

21

А.М.Волков

Огненный бог марранов

1

22

А.М.Волков

Жёлтый туман

1

итого

32 ч.

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Чтение»

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

Чтение: учеб. для 6 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений  VIII вида / И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. – М.: «Просвещение», 2006.

Дополнительная литература для внеклассного чтения (согласно списку, предложенному в рабочей программе).

Иллюстративный материал подобранный к содержанию произведений индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учащихся.

Оригинальные тексты произведений различных авторов.      

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  9  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...