Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамматическое кольцо"
методическая разработка на тему
Игра-путешествие для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_grammaticheskoe_koltso.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района
Ставропольского края
учитель русского языка и литературы
Ложко Е.А.
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«ГРАММАТИЧЕСКОЕ КОЛЬЦО»
Форма проведения мероприятия: игра-путешествие по станциям
Аудитория: учащиеся 5-7 классов
Задачи внеклассного мероприятия:
- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;
- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.
Подготовительная работа:
- формирование команд из учащихся 5-7 классов;
- подготовка инструкторов для различных станций из учащихся 10-11 классов.
Оборудование:
- названия станций;
- карточки с заданиями (Приложение 1);
- «маршрутные листы» (Приложение 2);
- лепестки красного, синего, зелёного и серого цвета.
Правила игры:
После вступительного слова капитанам команд прикалывают эмблемы машинистов и выдают путевые листы, на которых указан «маршрут», т. е. порядок прохождения станций.
Команды отправляются в путь в разных направлениях. Время пребывания на каждой станции – 5 мин. За быстротой и правильностью выполнения заданий строго следят инструкторы – старшеклассники. В маршрутном листе они указывают время, потраченное на выполнение задания, и ставят оценку: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Помимо этого, команды получают лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – «отлично», синий – «хорошо», зеленый – «удовлетворительно», серый – «неудовлетворительно». В конце игры каждая команда составляет из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде.
По сигналу команды расходятся по своим станциям.
Ход соревнования
- Вступление.
Ведущий – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались на увлекательное и познавательное мероприятие- на игру - путешествие по русскому языку
Начать мне бы хотелось со слов Вадима Шефнера «Слово»:
Много слов на земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту,-
Береги изначальную их чистоту…
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной стране. Страна эта - русский язык, она огромна, состоит из отдельных княжеств-разделов. Мы побываем в следующих княжествах: Морфология, Лексика, Фонетика, Словообразование, Синтаксис.
- Выдача командам каждого класса маршрутных листов.
- Задания для команд на каждой станции.
1-я станция «Морфологическая»
Задание для 5 класса.
Составьте словосочетания «сущ. + прил.» со словами:
роль, повидл(о,а), мозоль, тюль, картофель, шампунь, кофе.
Задание для 6 класса.
Исправьте нарушения языковых норм.
Пирожок с повидлой; юбка длиньше; возникнула мысль; ихний пример; не уйду, пока не убедюсь; я тебя победю; ложи на место; я одела шапку; новой шампунью.
Задание для 7 класса.
Образуйте формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа.
Образец: лечь – ляжет, лягут. Ездить - Плескать - Сыпать -
2-я станция «Лексическая»
Задание для 5 класса.
Какой фразеологизм «лишний»? Ответ обоснуйте.
Задрать нос; нос к носу; водить за нос; зарубить на носу; с гулькин нос; из-под самого носа; совать свой нос; повесить нос.
Задание для 6 класса.
Что общего в значениях слов перчатка, перстень, напёрсток ?
Задание для 7 класса.
Даны четыре слова: А, В, С и D. Известно, что слова А и В – синонимы, А и С – антонимы, В и D – антонимы.
В каких отношениях находятся слова С и D ? Проиллюстрируйте задачу примерами.
3-я станция «Фонетическая»
Задание для 5 класса.
Для наименования двух персонажей баллады из сказки Л. Кэрролла переводчица Н.М. Демурова придумала русские аналоги – БАРМАГЛОТ и БРАНДАШМЫГ.
Что в именах этих существ намекает на их характеры?
Задание для 6 класса.
На каком фонетическом явлении строится рифма в стихотворении Д.Д. Минаева?
Иной, заслышав слово ВОРОН,
Решает, что сказали ВОР ОН
И на его, конечно, счёт.
А если кто проговорится
Невинным словом ВОРОБЕЙ,
Он начинает сторониться,
Поймавши звуки ВОРА БЕЙ.
Задание для 7 класса.
Чем можно объяснить наличие в просторечии, в детской речи звуковых вставок в словах типа
[какава] (какао), [рад’ива] (радио), [шп’ий’он] (шпион) и т.п.?
4-я станция «Словообразовательная»
Задание для 5 класса.
Корень -БИР- с разными приставками может дать более 30 глаголов.
А сколько таких глаголов помните вы?
Задание для 6 класса.
Объясните значения иноязычных элементов:
АНТИ-, АЭРО-, БИ-, ГЕО-, МАКРО-, ХРОНО-, ЭКС-, НЕО-.
Задание для 7 класса.
Сколько слов в списке? Как можно разобрать их по составу?
СЛИВКИ, НОРКА, КРЕПОСТЬ.
5-я станция «Синтаксическая»
Задание для 5 класса.
Перед вами текст, состоящий из непонятных слов, но составленный по законам русского языка. Дайте свой вариант его перевода. Объясните, что помогло вам при подборе слов.
Бренцало. Хрюбенькие кувычики дрюмко буркотались и зюнзели. Земко кляснула хлявая кумка, дмыхнул морк, и буры закунялись.
Задание для 6 класса.
Найдите «третье лишнее» предложение.
Всякая птица своё гнездо любит.
Всякая сосна своему бору шумит.
Всякому мила своя сторона.
Задание для 7 класса.
Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.
Правитель перед смертью оставил сыновьям завещание: «ПОСТАВЬТЕ НА МОЮ МОГИЛУ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ЧАШУ ДЕРЖАЩУЮ».
6-я станция «Сообразительная»
Задание для 5,6,7 классов.
В одном африканском племени живёт семья из четырёх человек.
Мать зовут БЕРЕ-РУБО-ТОРО-ДАК (тёмный цветок без запаха).
Отец носит имя КОБО-РУДО-ДИР (большая зелёная гора).
Старшему сыну родители дали имя ДАК-РУБУ-ПЕЛЕ (запах цветочного поля).
Что означает имя младшего сына КОБО-ПЕЛЕ-ТОРО-РУБУ?
- Подведение итогов
Каждая команда составляет из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде.
Определяется победитель.
Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие. Игра путешествие "Грамматическое кольцо"
«Грамматическое кольцо» — командная игра, поэтому перед ее началом необходимо сформировать команды учащихся из 5 человек (4 игрока и капитан). Игра может проводиться в рамках «Недели русского языка» ...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....