Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамматическое кольцо"
методическая разработка на тему

Игра-путешествие для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_grammaticheskoe_koltso.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка          Минераловодского района

Ставропольского края

учитель русского языка и литературы

Ложко Е.А.

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«ГРАММАТИЧЕСКОЕ КОЛЬЦО»

Форма проведения мероприятия: игра-путешествие по станциям

Аудитория: учащиеся 5-7 классов

Задачи внеклассного мероприятия:

- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;

- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;

- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

Подготовительная работа:

- формирование команд из учащихся 5-7 классов;

- подготовка инструкторов для различных станций из учащихся 10-11 классов.

Оборудование:

- названия станций;

- карточки с заданиями (Приложение 1);

- «маршрутные листы» (Приложение 2);

- лепестки красного, синего, зелёного и серого цвета.

Правила игры:

После вступительного слова капитанам команд прикалывают эмблемы машинистов и выдают путевые листы, на которых указан «маршрут»,     т. е. порядок прохождения станций.

Команды отправляются в путь в разных направлениях. Время пребывания на каждой станции – 5 мин. За быстротой и правильностью выполнения заданий строго следят инструкторы – старшеклассники. В маршрутном листе они указывают время, потраченное на выполнение задания, и ставят оценку:  «отлично»,  «хорошо»,  «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Помимо этого, команды получают лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – «отлично», синий – «хорошо», зеленый – «удовлетворительно», серый – «неудовлетворительно». В конце игры каждая команда составляет из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде.                  

По сигналу команды расходятся по своим станциям.

Ход соревнования

  1. Вступление.

Ведущий – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались на увлекательное и познавательное мероприятие- на  игру - путешествие  по русскому языку

Начать мне бы хотелось со слов Вадима  Шефнера «Слово»:

Много слов на земле. Есть дневные слова,-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту,-

Береги изначальную их чистоту…

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной стране. Страна эта  - русский язык, она огромна, состоит  из отдельных княжеств-разделов. Мы побываем в следующих княжествах: Морфология, Лексика, Фонетика, Словообразование, Синтаксис.  

  1. Выдача командам каждого класса маршрутных листов.

Игра-путешествие по русскому языку

«Грамматическое кольцо»

Маршрутный лист команды ___ класса

НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ

ВРЕМЯ

ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ

ФОНЕТИЧЕСКАЯ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ

СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ

  1. Задания для команд на каждой станции.

1-я станция «Морфологическая»

Задание для 5 класса.

Составьте словосочетания «сущ. + прил.» со словами:

роль, повидл(о,а), мозоль, тюль, картофель, шампунь, кофе.

Задание для 6 класса.

Исправьте нарушения языковых норм.

Пирожок с повидлой; юбка длиньше; возникнула мысль;  ихний пример; не уйду, пока не убедюсь; я тебя победю; ложи на место; я одела шапку; новой шампунью.

Задание для  7 класса.

Образуйте формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа.

Образец: лечь – ляжет, лягут.    Ездить -          Плескать -              Сыпать -

2-я станция «Лексическая»

Задание для  5 класса.

Какой фразеологизм «лишний»?  Ответ обоснуйте.

Задрать нос; нос к носу; водить за нос; зарубить на носу; с гулькин нос; из-под самого носа; совать свой нос; повесить нос.

Задание для  6 класса.

Что общего в значениях слов  перчатка, перстень, напёрсток  ?

Задание для  7 класса.

Даны четыре слова: А, В, С и D. Известно, что слова А и В – синонимы, А и С – антонимы, В и D – антонимы.

В каких отношениях находятся слова С и D ? Проиллюстрируйте задачу примерами.

3-я станция «Фонетическая»

Задание для  5 класса.

Для наименования двух персонажей баллады из сказки Л. Кэрролла переводчица Н.М. Демурова придумала русские аналоги – БАРМАГЛОТ и БРАНДАШМЫГ.

Что в именах этих существ намекает на их характеры?

Задание для  6 класса.

На каком фонетическом явлении строится рифма в стихотворении Д.Д. Минаева?

Иной, заслышав слово ВОРОН,

Решает, что сказали ВОР ОН

И на его, конечно, счёт.

А если кто проговорится

Невинным словом ВОРОБЕЙ,

Он начинает сторониться,

Поймавши звуки ВОРА БЕЙ.

Задание для  7 класса.

Чем можно объяснить наличие в просторечии, в детской речи звуковых вставок в словах типа

[какава] (какао),     [рад’ива] (радио),     [шп’ий’он] (шпион)   и   т.п.?

4-я станция «Словообразовательная»

Задание для  5 класса.

Корень -БИР- с разными приставками может дать более 30 глаголов.

А сколько таких глаголов помните вы?

Задание для  6 класса.

Объясните значения иноязычных элементов:

АНТИ-,  АЭРО-,  БИ-,  ГЕО-,  МАКРО-,  ХРОНО-,  ЭКС-,  НЕО-.

Задание для  7 класса.

Сколько слов в списке? Как можно разобрать их по составу?

СЛИВКИ, НОРКА, КРЕПОСТЬ.

5-я станция «Синтаксическая»

Задание для  5 класса.

Перед вами текст, состоящий из непонятных слов, но составленный по законам русского языка. Дайте свой вариант его перевода. Объясните, что помогло вам при подборе слов.

  Бренцало. Хрюбенькие кувычики дрюмко буркотались и зюнзели. Земко кляснула хлявая кумка, дмыхнул морк, и буры закунялись.

Задание для  6 класса.

Найдите «третье лишнее» предложение.

Всякая птица своё гнездо любит.

Всякая сосна своему бору шумит.

Всякому мила своя сторона.

Задание для  7 класса.

Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.

Правитель перед смертью оставил сыновьям завещание: «ПОСТАВЬТЕ НА МОЮ МОГИЛУ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ЧАШУ ДЕРЖАЩУЮ».

6-я станция «Сообразительная»

Задание для  5,6,7 классов.

В одном африканском племени живёт семья из четырёх человек.

Мать зовут БЕРЕ-РУБО-ТОРО-ДАК (тёмный цветок без запаха).

Отец носит имя КОБО-РУДО-ДИР (большая зелёная гора).

Старшему сыну родители дали имя ДАК-РУБУ-ПЕЛЕ (запах цветочного поля).

Что означает имя младшего сына КОБО-ПЕЛЕ-ТОРО-РУБУ?

  1. Подведение итогов

Каждая команда составляет из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде.

Определяется победитель.

Награждение.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие. Игра путешествие "Грамматическое кольцо"

«Грамматическое кольцо» — командная игра, поэтому перед ее началом необхо­димо сформировать команды учащихся из 5 человек (4 игрока и капитан). Игра может проводиться в рамках «Недели русского языка» ...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....