Работа с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы
статья по теме

Лыткина Сайына Вячеславовна

Статья отражающая работу с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы. Для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одарёнными и способными детьми

на уроках родного языка и литературы»

Лыткина Сайына Вячеславовна,

учитель родного яыка и литературы

МБОУ «Хайырская СОШ

им. В.И. Барабанского»

Проблема работы с одарёнными детьми в наше время  актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны,  растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному  поведению. Поэтому одним из приоритетных направлений должно стать  совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности.  Бытует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одарённый ребёнок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Реализация индивидуальности, возможностей каждого одарённого ребёнка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребёнка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности. Хочется поделиться своим опытом в решении данного вопроса.

Современной психологией и педагогикой «одарённость» трактуется как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности.  По работе с одарёнными детьми я, как педагог, прежде всего, должна уметь видеть одарённых учащихся. Поэтому как любой учитель, стремлюсь к тому, чтобы обучающиеся раскрыли свои потенциалы, прежде всего, как личность. На 2017-2018 учебный год выбрала направление  повышения интереса к родному языку и литературе с уклоном научно-исследовательской работы.

В моей работе по родному языку большой интерес у учащихся вызывает изучение лексики и фразеологии. Изучение фразеологии позволяет осуществлять межпредметные связи, развивает кругозор учащихся. Учащиеся получают задания объяснить значение и  происхождение устойчивых сочетаний типа «Олох долгунугар оҕустарда», «Тилэх баттаһан», «Тэбэр сүрэхтээх, тардар тымырдаах, оонньуур хааннаах». Изучение лексики позволяет ученику знакомиться красотой и глубиной родного языка. Позволяет работать со словарём, что очень необходимо для обучающихся.

Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии,  именно она призвана адаптировать к возможностям и потребностям каждого ученика, позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым,  в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности. В прошлом учебном году учащиеся 8-ых классов подготовили презентационные проекты по группам. Были даны такие направления проектной работы: биография писатедей-юбиляров, проект по различным тематикам произведений нескольких писателей (на выбор обучающихся). Например, «Семён Данилов», «В.И. Барабанскай-Мэмээл сиэнэ», «П.А. Ойуунускай», «В.М. Новиков-Күннүк Уурастыырап», «Дьахтар поэзията», «Сэрии ыар алдьархайа», «Ырыа буолбут хоһооннор» и т.д. Учащиеся 6 классов сделали интересный проект на тему «С.А. Саввин-Күн Дьирибинэ – үгэһит суруйааччы», где обучающиеся сравнили басни якутского писателя Степана Афанасьевича Саввина-Күн Дьирибинэ и русского баснописца Ивана Крылова. Составили сравнительный анализ басен по темам, сюжету, по образам басен.  Обучающиеся 6, 8 классов сделали свои сборники по темам: «Алампа төрөөбүт дойдута», «Дьыл кэмэ», «А.Е. Кулаковскай-Өксөкүлээх Өлөксөй», «Ырыа куттаах суруйааччы» и т.д. Данные виды  работ были направлены на развитие не только лингвистических и коммуникативных умений и навыков изучения родной литературы, но и на повышения интереса к истории и культуре родного края. Защита этих проектов прошла очень успешно. На уроке родного языка обучающиеся 6 класса сняли свои репортажи на разные темы: «Олох бүгүҥҥүтэ, сарсыҥҥыта», «Айылҕалыын алтыһыы», «Экология киртийиитэ». Обучающиеся всегда рады таким заданиям.

Домашние задания бывают дифференцированными, включают в себя как обязательную часть, так и исследовательскую и творческую. Примеры исследовательских заданий были приведены выше. А в качестве творческого вида работы учащимся предлагается создавать сказки, готовить сценки, сценарии мероприятий, стихи, рассказы, например, «Олоҥхо үс дойдута», «Саха тылын эн таптаа», «Ийэ», «Өндөрүүскэ мүччүргэннээх сырыылара», «Олох иһин охсуһуу», составлять кроссворды, делать иллюстрации, ребусы.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели родного языка и литературы (выпуск газет писателям-юбилярам, конкурсы, викторины, олимпиады, конкурс проектов по писателям, театральные постановки, литературные вечера), уже традиционной стала в школе игра «Толкуйдаа, оонньоо, кыай», где учащиеся и родителя принимают активное участие. Командная игра проходит по этапам: начиная с простых вопросов касающиеся родного края, из историия Якутии, языка и литературы, заканчивая угадыванием песен артистов якутской эстрады. Еще одной традицией можно считать Тотальный диктант населения поселка Хайыр, где охват желающих принять участие с каждым годом увеличивается. Самая ожидаемая часть недели родного языка и литературы является «Кинокабинка», где обучающиеся играют роль кинокритиков. После просмотра якутского фильма обучающиеся критикуют фильм, обсуждают самые интересные факты, что им понравилось, что можно было бы изменить. Сопоставляют произведение автора и фильм режиссера. Такой вид работы очень интересен и результативен начиная с средних классов. Обучающиеся учатся выражать свои мысли, сопоставить произведение с работой режиссера, учатся критиковать аргументируя, развиваются прежде всего как индивидуальная личность.  

С 2015 учебного года руковожу кружковой деятельностью «Первые шаги в науку», где посещают обучающиеся интересующиеся родным языком, литературой и научно-исследовательской работой. Несколько обучающиеся посещающие кружок с 2015 года работают над своей темой и по сегодняшний день. С каждым годом дополняют, находят новые факты, анализируют свою научно-исследовательскую работу. Каждый год побеждают в школьном и муниципальном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет-проекты по предметам. Так обучающиеся под моим руководством в прошлом учебном году довольно успешно выступили в заочной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского, проведённой в рамках Дней А.Е. Кулаковского в Оймяконском улусе. Приняли активное участие и заняли призовые места в заочном республиканском научно-практическом конференции «Критик Николай Рыкунов», «Сардаана Егинова ааҕыылара» и т.д. в республиканском Интернет-сайте для учителей и учащихся Р.Н. Каженкина.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одарённой личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...

Доклад на тему: «Работа с одаренными и способными детьми на уроках русского языка и литературы».

Доклад содержит рекомендации при работе с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы....