Доклад на тему: «Работа с одаренными и способными детьми на уроках русского языка и литературы».
статья по теме

Степанова Элада Георгиевна

Доклад содержит рекомендации при работе с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odar_deti_-_doklad.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя русского языка и литературы

МБОУ «Болдыревская ООШ» Степановой Элады Георгиевны

на тему: «Работа с одаренными и способными детьми на уроках русского языка и литературы».

Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей. Наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления  творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Но если признаться, то найти «одарённого» именно по своему предмету очень сложно.

ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК ОДАРЁННОСТИ – УСПЕХ, ПРИЗНАНИЕ УСПЕХА!

Стремится САМ глубоко разобраться, его творчество уникально и неповторимо, не признаёт алгоритмов, они допускают хаос, невротичны.

Центр одарённых детей «Сириус» в Сочи, портал талантырф.ру

Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже?

Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое и потеряло…

Современной психологией и педагогикой «одаренность» трактуется как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности.  

Признаки одаренности:

1) новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет открывать новые приемы и закономерности;

2) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции (развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество); 

3) рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий);

4) особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.

Вот задачи, которые учитель должен ставить пред собой перед собой:

  • создать условия для индивидуального развития личности учащихся , соответствующие их способностям и дарованиям, через систему воспитательной работы;
  • проводить диагностику одаренности учащихся на каждом возрастном этапе и поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности;
  • создать условия для осуществления исследовательской деятельности учащихся и педагога в процессе совместной разработки проектов в области профессионального образования.

Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему.

Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:

Урочная деятельность

1) проектная деятельность

2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ-технологий, творческой мастерской, критического мышления и др.

3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

4) работа в группе

Внеурочная деятельность

1) предметные недели

2) научно-практические конференции

3) олимпиады по предмету

4) участие в конкурсах исследовательских работ

5) участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Полиглот»

6) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.

Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. Поэтому постоянно провожу уроки, опирающиеся на фантазию:

урок творчества, урок изобретательства, комплексно-творческий отчёт, урок "удивительное рядом", "урок выставка". Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое, урок-экспедиция. Уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?". Уроки с изменёнными способами организации: урок - лекция, защита идей, урок - встреча.

Например, в 7 классе, проводя цикл уроков «Пейзаж в художественном произведении », учитель имеет возможность использовать и музыку, и стихи, и репродукции известных художников. Ребята читают стихи, посвящённые тому или иному времени года, часто собственного сочинения. Пишут эссе на заданную тему. Каждое стихотворение, эссе сопровождается иллюстрациями. Совместно с увлеченными предметом ребятами собираем работы в тематические альбомы: «Времена года»,«Сказка в гости к нам пришла» , «Родное слово о родной земле», «Литературные герои в рисунках детей» и т.п.

В течение трех лет составляем с учащимися 5-9 классов сборник детских работ под названием «Прошлое и настоящее моей Родины », посвященный памятным датам, которые широко отмечаются в нашей стране: День Победы, День Матери и др.Ребята посвящают свои сочинения, стихи нашему президенту, своей любимой Родине, ветеранам войны, учителям. Наиболее талантливые ребята выступают в творческих конкурсах как в своей школе, так и на муниципальном, областном уровне.

При объяснении нового материала часто использую проблемную технологию, когда учитель не говорит учащимся готовые сведения, а предоставляет учащимся необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы.

Проблемными можно считать и задания типа: являются ли родственными слова «облако» и «Волоколамск», «немец» и «немой»? Не все учащиеся возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ (практикую подобные вопросы в качестве дополнительного домашнего задания). Затем учащиеся выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.

         Как любой учитель, стремлюсь к тому, чтобы домашнее задание было дифференцированным, включало в себя как обязательную часть, так и исследовательскую и творческую. Примеры исследовательских заданий были приведены выше. А в качестве творческого вида работы учащимся предлагается создавать лингвистические сказки, готовить сценки типа «Говорите по-русски правильно», составлять кроссворды, делать иллюстрации. Были случаи, что ребята даже приносили стихи собственного сочинения после изучения  такой темы, как «Имя числительное как часть речи».

        Как  правило,  большой интерес у учащихся вызывает изучение лексики и фразеологии. Изучение фразеологии позволяет осуществлять межпредметные связи, развивает кругозор учащихся. Учащиеся получают задания объяснить значение и  происхождение устойчивых сочетаний типа «танталовы муки», «сизифов труд», «погибоше, яко обры». Для этого им необходимо обратиться к мифологии, истории, справочной литературе.

С огромным удовольствием ребята самого разного возраста откликаются на предложение инсценировать литературное произведение: младшие - сказку, басни, а старшие – эпизод из драматического произведения, диалог героев романа. Так, например, на заключительном этапе изучения романа «Евгений Онегин» ребята с удовольствием участвовали в ролевой игре «Знаешь ли ты роман А.С. Пушкина « Евгений Онегин»? Наибольший интерес у подростков вызвал поединок « Дуэлянты» и « Секунданты», где участники игры демонстрировали свою эрудицию и знание текста романа.

Использование игровой ситуации на уроке способствовало более глубокому пониманию содержания книги о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах . Важно и то, что ребята проявили свои творческие способности , изображая героев произведения.

Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Какую роль играет проектная деятельность для одаренных детей – это прежде всего развитие и познавательных ,и творческих способностей.

Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Некоторые примеры из опыта работы учителей:
1. Задание для групповой работы (работа в парах): «
Я озвучиваю не свой ответ» - 5 класс – русский язык

Н-р: даются предложения из упражнения учебника или другого источника, не столь важно, в которых есть слова с пропущенными буквами – безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением.

--- Ученики работают в парах. Каждый член группы своему товарищу дает объяснение, какую орфограмму он здесь видит, как писать слово, и объясняет правила написания. 
Казалось бы, работа очень простая, 
но: учителю докладывает ученик не свой вариант ответа, а тот вариант, который он выслушал от товарища. Таким образом, отвечающему приходится оценивать качество ответа товарища, соглашаться - и почему, не соглашаться – и почему, если не соглашаться, то в таком случае -корректировать ответ товарища.
Подобная работа 
позволяет сильному ученику услышать ответ ученика, провести собственный анализ, дать оценку ответа слабого ученика и помочь товарищу понять его ошибку, тем самым укрепляя свои позиции в знаниях.
Слабому ученику придется воспроизвести ответ сильного ученика, тем самым заставляя себя услышать свои ошибочные ответы и попытаться их исправить.

ЛИТЕРАТУРА – 5 класс

2.Изучаем басни Крылова, например, «Ворона и Лисица». Ученик прочитал наизусть басню и не столь выразительно, не убедил учителя, что умеет выразительно читать.

Учу использовать свой эмоциональный компонент:

Задание: попробуй показать эмоционально, как Лиса льстит Вороне, но только в отношении учителя, то есть попробуй так льстить, как героиня басни, и попробуй убедить учителя, что ты говоришь искренне.
3. Преемственность среднего и старшего звена

РУССКИЙ ЯЗЫК

Форма: Ученики 5 класса готовят задание для выпускников 9 класса в рамках ОГЭ

Цель: -- организация групповой работы в 5 классе в рамках ФГОС;

-- предварительная подготовка к итоговой аттестации;

-- формирование у учеников среднего звена осмысленного восприятия учебного материала;

-- формирование умения увязать учебный материал с будущей итоговой аттестацией

Задание:

1. По пройденному материалу учебника русского языка для 5 класса ребята - пятиклассники составляют ряд заданий для учеников 9 класса, выбирая, на их взгляд, самые опасные места в темах по предмету, которые могут быть прописаны в тестах ОГЭ.

Условия подготовки:

Материал подбирается из учебника русского языка 5 класса в разрезе тех тем, которые уже были изучены учащимися – пятиклассниками.

Предварительно учитель показал ученикам 5 класса тесты ОГЭ, с наличием пройденного на сегодняшний день материала в тестах ОГЭ для 9 класса.

Класс разделен на группы, в каждой группе есть научный руководитель.

Функции каждого участника: на свое усмотрение подобрать материал;

обосновать его важность и уместность;

совместно с руководителем группы оформить материал своей группы.

Вывод: ученики более осознанно воспринимают требования учителяу них формируется ответственность ненавязчивая, а самостоятельная, так ребята на практике увидят применение своих знаний и навыков.

Ученики 9 класса получают разработанный учениками 5 класса материал и в присутствии учащихся 5 класса дают ответы по предложенным заданиям.

Ребята 9 класса благодарят учеников 5 класса за участие в их подготовке к итоговой аттестации. Выпускники также прорабатывают отдельные вопросы с пятиклассникамипросят их выразить свое мнение, согласиться с их ответом (ответом ученика 9 класса) или нет и почему, то есть дополнительно закрепляется материал и ребятами 5 класс.
Дети готовы 
использовать приобретенные навыки в жизненной ситуации – на предстоящей итоговой аттестации.

4. Практически на всех уроках русского языка ученики выводят правило самостоятельно.

5. На уроках литературы учителем часто предлагаются выводы, совершенно противоположные логике по результатам анализа произведения; ученики должны доказать неправильность своего суждения или согласиться, тогда учитель всегда имеет возможность «разбить» неверное суждение доводами. И все это совершается с привлечением учеников всего класса, и каждый выступает согласно своим способностям, каждый должен защитить свой ответ доводами.

6. Лингвистическая задача: предлагается слово (дети уже приучены обращать внимание на этимологию слова, на особый состав слова), и ученик должен разработать целую научную теорию по поводу рождения слова, его связи с другими языками и т.д.( например: благословить, спасибо, мама и т.д.), но научное обоснование неотъемлемо.

Вывод:

Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы проблемного обучения. 
Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя, потому что 
жизнь – это и есть проблемное обучениек которой ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...

Работа с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы

Статья отражающая работу с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы. Для педагогов...

Презентация на тему "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"

-даны основные подходы в работе с одаренными детьми-показана система уроков-даны премены уроков и заданий по работе с одаренными детьми...