Современные технологии обучения родному языку
статья (11 класс) на тему

Акашина Ниля Мухамедовна

Все знают , что рождение языка в человеке - природный процесс. он не связан со знанием изи незнанием основ грамматики того или иного языка. язык рождается толкь в общении. Коммуникативно - развивающая методика предполагает , например, составление диалогов . Технологии ,которые помогают интенсивном изучению и повышению качества знаний много. Цель учителя - не потеряться в потоке новой информации и найти лучшие варианты. тнновационные технологии помогают усвоить 80 % знаний, тогда как традиционные 40 %

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологиии обучения родному языку

Технология обучения общению

Технология обучения общению основана на опыте обучения общению на  материале обучения иностранному языку.

 Принципы коммуникации, заложенные Е.Н.Пассовым:

1)                 направленность обучения на развитие речи (обучение через общение);

2)                 одновременное усвоение лексических и грамматических форм в процессе обучения;

3)                 новизна речевой ситуации;

4)                 ситуативность (организация речевого общения в процессе обучения);

5)                 взаимосвязь в коллективе (взаимное общение детей друг с другом);

6)                 лингвокультурологический минимум;

7)                 личностная направленность общения.

При обучении по данной технологии, материалы по развитию речи, по общению имеют особое важное значение.

Технология предполагает неограниченность времени при формировании лексических навыков. Рисование, пересказ текста содержания текста также имеют место при обучении по данной методике.

             

Технологии, активизирующие познавательную деятельность учащихся

Коммуникативные технологии

Все знают, что рождение языка в человеке - природный процесс. Он не связан со знанием или незнанием основ грамматики того или иного языка. Ребенок, начинающий говорить, никогда не задумывается над формами предложения. Если бы рождение языка шло сначала через изучение отдельных слов, затем через изучение отдельных грамматических форм, это был бы сложный путь. Язык рождается только в общении. Грамматический анализ можно делать только, когда знаешь язык. Основная цель - запомнить грамматически связанные фразы. Через коммуникацию изучаются и разделы языка.

Коммуникативно-развивающая методика предполагает, например, составление диалогов (при встрече, расставании, знакомстве и.т.д).

Задания могут быть следующего характера:

     составьте диалог с товарищем, с которым вы встретились по дороге в школу, побеседуйте с ним).

    поздравьте друг друга  с началом учебного года; с хорошим летним отдыхом

    составьте диалог с репликой- приглашением;

    побеседуйте друг с другом о переводе татарской письменности на латинскую графику и.т.д;

    сравните книгу с журналом;

    прослушайте и скажите, как вы понимаете изречение;

Напишите небольшие отзывы (после просмотра спектаклей, видеоматериалов    составить диалоги).

 

Игровые технологии

Игровые технологии особенно эффективны при обучении детей, не владеющих родным языком.

С. Селько делит игры на следующие виды:

1)                 дидактические игры (нравственное воспитание, здоровый образ жизни);

2)                 игры развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления);

3)                 коммуникативные.

 

Ролевая игра

Каждому ученику в течение урока предоставляется возможность выступить в какой - либо роли в зависимости от тематики и содержания занятий. В младших классах это могут быть роли из сказок. В старших классах - конференции, диспуты, интервью, встречи гостей, походы. В условиях игры учащиеся упражняются в многократном повторении речевых образцов, формируют психологическую готовность к речевому общению, тренируются в выборе нужного речевого варианта. Если игра используется в качестве тренировки при первичном закреплении, ей отводится 15-20 минут. В дальнейшем эта игра служит своеобразным повторением уже пройденного материала и, что также немаловажно, эмоциональной разрядкой.

Игры очень полезны для поддержания у школьников интереса к знаниям

Успех игры во многом зависит от простых и ясных инструкций учителя, который вначале должен:

   убедиться, все ли необходимое имеется для игры;

   определить оптимальное число участников;

   дать возможность ученикам самим выбрать своего лидера;

   учитель может  быть участником игры или руководить этой игрой, но не диктовать свои условия; условия или правила игры должны быть заранее оговорены;

   предложить учащимся самим придумать игру;

   предоставить учащимся какие- либо предметы материальной культуры родного народа;

   напомнить учащимся о пройденных речевых оборотах, общеупотребительных фразах.

Учитель должен обратить свое внимание, прежде всего, на коммуникативную направленность игр.

Такая форма учебной деятельности позволяет большому количеству учащихся принимать активное участие в происходящем на уроке. Учителю необходимо подготовить такие задания для парной работы, чтобы ученики не потеряли интерес к предмету. Для этого должно быть четкое представление о том, какова цель их работы. Лучше, если это будет что-то конкретное: «Ты врач спроси у своего пациента, правильный ли образ жизни он ведет? Когда он встает после сна, делает ли зарядку, проветривает ли комнату?».

 

Проблемное обучение

Проблемное обучение опирается на учения американского ученого XIX века Джоржа Дьютона. Большой вклад в рост теории внесли А.М. Матюшкин и М.И. Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В. Кудрявцев. Проблемное обучение предполагает совместно с учащимися разрешение проблемной ситуации. В результате у  учащихся формируется прочные знания и растет мыслительная способность.

 Основные пути, этапы создания проблемной ситуации:

1)                 взгляд на речевой материал с разных точек зрения;

2)                 конкретизация ситуации( объяснение, исправление ситуации, обозначение проблем);

3)                 постановка вопросов (исходя из целей);

4)                  деловой характер заданий проблемного характера;

5)                  постановка проблемных заданий и задач;

6)                  обобщение.

В последние годы в школах преобладает проблемно- компьютерное обучение.

Знания усваиваются в форме диалога через проблемные ситуации

 

Компьютерные технологии получения знаний

Компьютер - одно из средств обучения, применяемых весьма активно и эффективно:

1)                 при объяснении нового материала;

2)                  при моделировании различных ситуаций;

3)                 при усвоении языковых явлений;

4)                 при диалогах;

5)                 в процессе поиска, нужного для усвоения знаний;

6)                 при развитии речи и формировании навыков говорения;

7)                 при проверке степени полученных знаний и навыков и при оценивании.

8) при составлении текстов и редактировании их.

Технология интенсивного обучения

При работе по данной технологии язык усваивается за короткий срок. Основы технологии интенсивного обучения заложил болгарский врач психотерапевт Георгий Лозанов. Он изучает иностранные языки при помощи активизации внутренних возможностей. Обычно такие уроки вызывают живой интерес  учащихся. В России эта технология получила распространение через опыт Г.Лоданова и Г.А. Китайгородской.  Интенсивное обучение иностранному языку требует взаимосвязи обучающихся, группового изучения. В таком случае за сравнительно короткий срок можно изучить  объемный материал.  Именно  обычное общение дает высокие результаты.

По мнению А. Китайгородской через активизацию работоспособности отдельного ученика растут возможности группы. Технология интенсивного получения знаний отличается, тем что

1) при применении  технологии в процессе общения на иностранном языке исчезают психологические преграды;

2) появляется интерес к изучаемому языку и формируется соответствующий  психологический микроклимат.

 В Татарстане сделаны первые шаги по интенсификации обучения татарскому языку граждан других национальностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения немецкому языку

Личночтно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.Проектная технология в обучении немецкому языку.Возможные проблемы в работе с проектом, пути их решения....

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современные технологии обучения иностранным языкам....

Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательном пространстве

Современные  технологии  обучения  английскому  языку как  иноязычной коммуникативности на "пороговом  уровне"  в  едином  образовательномпространств...

Современные технологии обучения французскому языку

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных педагогических технологий с точки зрения их применения на практике, новизны и преемственности педагогических технологий, их взаимосочета...

Современные технологии обучения иностранному языку

Применение ИКТ на уроках английского языка...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...