Литературный турнир (7 класс; Коровина)
классный час по литературе (7 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Внеклассное мероприятие "Литературный турнир" для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_turnir.docx752.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района Томской области

Районный конкурс методических разработок

Номинация: «Внеклассное мероприятие»

Литературный турнир

в 7 классе

Разработала: Шихранова Мария Олеговна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Дубровская СОШ» Зырянского района

Дубровка 2014

Аннотация

В наше время, к сожалению,  очень мало ребят увлекается литературой. Темп современной школьной жизни очень высок и не позволяет детям остановиться и присмотреться к наиболее ценным понятиям, принципам человеческой жизни.  Форма мероприятия направлена на то, чтобы вызвать интерес к литературе, к внимательному и вдумчивому чтению текста и способствовать развитию творческих задатков детей. Данное мероприятие можно проводить в конце 3 четверти, когда 7 класс заканчивает изучение литературы XX века, а также литературный турнир в рамках предметной недели.

Цель: закрепить знания по пройденному материалу.

Задачи:

  1. обучающие: закрепить знания по пройденным разделам литературы (устное народное творчество, древнерусская литература, литература 18, 19 и 20 веков), расширить область знаний в литературе;
  2. развивающие: способствовать становлению навыков культурного общения и времяпрепровождения,  презентационных компетенций, формирование коммуникативных компетенций учащихся;
  3. воспитывающие: воспитывать умение слушать и уважать собеседника.

Список использованной литературы:

  1. Литература. 7 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. В.Я. Коровина. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 303 с.

Литературный турнир

Учащиеся делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан. В роли ведущего выступает учитель, в роли жюри – другие учителя, либо учащиеся 11 класса (2 – 3 человека). За каждый правильный ответ в первом туре команда получает по 1 баллу, во втором туре – 3 балла, в третьем – 4 балла, четвёртом – 6 баллов. Конкурс капитанов оценивается в 5 баллов.

Материалы к внеклассному мероприятию: иллюстрации к произведениям В.Маяковского «Необычайное приключение…» (рисунок Д.Бурлюка), «Хорошее отношение к лошадям», А.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (художник В.М. Васнецов) и «Станционный смотритель» (художник М.Добужинский), М.Лермонова «Песня про… купца Калашникова» (художник В.М. Васнецов), А.Чехова «Хамелеон» (художники Кукрыниксы, 1941), М.Горького «Детство» (художник Б.Дехтерев), Н.Гоголя «Тарас Бульба» (художник Д.Шмаринов), игровое поле и карточки к игре «Русское лото», раздаточный материал (отрывок из «Оды спорту» Пьера де Кубертена).

Оборудовние: проектор с экраном.

1 тур.

Разминка. Назовите фамилию русского писателя или поэта, определив её по имени и отчеству.

Александр Сергеевич… (Пушкин)

Михаил Юрьевич… (Лермонтов)

Антон Павлович… (Чехов)

Лев Николаевич… (Толстой)

Михаил Васильевич… (Ломоносов)

Владимир Владимирович… (Маяковский)

Сергей Александрович… (Есенин)

Николай Васильевич… (Гоголь)

Гавриил Романович… (Державин)

Иван Сергеевич… (Тургенев)

Иван Андреевич… (Крылов)

2 тур.

«Города»

Все вы знаете игру «Города». Смысл игры заключается в том, чтобы называть города России или зарубежья, но каждое новое слово должно начинаться с той буквы, на которую оканчивалось предыдущее. Ваша задача: по очереди называть литературные термины, понятия, фамилии писателей и произведения литературы. Например: классицизм – Метафора – Анапест – Трагедия – Ямб – и т.д. В вашем распоряжении всего две минуты. Побеждает та команда, которая назовёт наибольшее количество терминов и понятий литературы.

 «Русское лото»

Следующим заданием для вас станет распределение пословиц и поговорок по карточкам. Я раздаю вам игровые поля: по одному каждой команде. И каждой команде даю горсть карточек. Обратите внимание, что игровое поле разбито на секторы, в каждом из которых находится начало той или иной русской пословицы или поговорки. На карточках же написано окончание этих пословиц. Вам нужно закрыть секторы нужными карточками, правильно продолжив пословицу. И наоборот. Вспомните, как начинаются пословицы, окончания которых уже записаны на оставшихся карточках, не вошедших в секторы.

Для первой команды:

Мели, Емеля…

Своя земля…

Терпенье и труд…

У страха…

Не было печали…

Вот тебе, бубушка…

Семь пятниц…

Любишь кататься…

…люби и саночки возить.

…и Юрьев день.

…на неделе.

…глаза велики.

…и в горсти мила.

…твоя неделя.

…всё перетрут.

…так купила баба порося.

Для второй команды:

Всё на завтра отложил…

Собака лает…

Пришла беда…

На чужой роток…

Труд человека кормит…

Рыбак рыбака…

Глупа та птица, которой…

Вешний день…

…ветер носит.

…целый год кормит.

…видит издалека.

…своё гнездо не мило.

…не накинешь платок.

…откуда не ждали.

…а безделье портит.

        …понапрасну день прожил.

3 тур

«Угадай-ка»

А сейчас мы проверим вашу начитанность. Я буду зачитывать отрывки из различных произведений, а вы должны будете назвать автора и название произведения.

  1. …Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошёл

и вижу

глаза лошадиные…

(В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»)

  1. …Но прежде малой этой,

Скрытнейшей из примет, –

Ку-ку, ку-ку, – макушка, –

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет…

 (А.Твардовский «Июль – макушка лета»)

3) Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну, на, ешь, на, подавись, на, – начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, – на, душегубец окаянный, пей христианскую кровь, пей…»

Лесник обернулся.

– Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!

– Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? – заговорил с изумлением лесник. – С ума сошёл, что ли?

– Пьян! …не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!

– Ах ты… да я тебя!

– А мне что? Всё едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так – всё едино. Пропадай всё: жена, дети, – околевай всё… А до тебя, погоди, доберёмся!

(И.Тургенев «Бирюк»)

4) С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на своё место, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.

(Л.Андреев «Кусака»)

5) Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смерны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите. Но не давайте ей власти над собой. Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

(«Поучение» Владимира Мономаха)

6) Всплеснули кухарки руками, увидевши. Какие у них генералы стали сытые. Белые да весёлые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство и столько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать! Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пяток серебра: веселись, мужичина!

(М.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

7) Как орет в поле оратай посвистывает,

А бороздочки он да пометывает,

А пенья-коренья вывертывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у неё шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

(Былина «Вольга и Микула Селянинович»)

8) Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

(А.К. Толстой «Благовест»)

«Венгерский кроссворд»

А сейчас вам нужно будет за 5 минут найти и зачеркнуть как можно больше фамилий русских писателей и поэтов, которые прячутся в этих кроссвордах. Фамилия Ломоносова обозначена как образец. Лишних букв остаться не должно. Побеждает та команда, которая найдёт большее количество фамилий.

Е

Н

И

Ф

Г

О

Г

А

Ж

О

С

Ш

К

Е

Т

Л

О

Б

Н

В

Е

У

П

А

Х

Ь

П

Р

И

Й

Н

И

Н

Т

М

А

У

Е

В

И

Й

О

Т

О

О

Т

К

Ч

Ц

К

Ц

В

С

Л

В

Т

Ю

Т

О

О

Т

Е

К

Л

А

В

З

О

Л

Т

А

Л

О

Е

Х

О

А

Б

В

Р

Е

Б

К

С

Е

Л

О

Н

О

А

В

А

О

В

Ч

О

М

О

С

Б

А

В

Т

О

В

Е

Т

П

У

Ш

Ж

И

Н

Л

Ц

Й

А

Н

И

К

Р

Е

Д

С

Т

О

Е

В

Н

О

В

Е

Д

О

В

М

А

А

О

С

С

О

Т

С

О

Л

Я

О

М

О

К

И

Й

Н

Т

Е

К

Л

В

В

Н

И

П

О

М

Р

О

В

Е

Н

П

В

Р

С

К

И

Й

С

Г

Е

А

Ш

И

В

Н

Й

И

К

Р

У

У

С

Т

О

И

Н

Е

С

Е

Т

Конкурс капитанов

Капитаны обеих команд, прошу вас пересесть за отдельную парту! Вам предстоит нелёгкое испытание, в котором вы должны будете продемонстрировать вашу способность к сочинительству стихотворений. Попробуем приобщиться к главному событию этого года – Олимпийским играм в Сочи. Поэтому я раздаю вам тексты оды Пьера де Кубертена (отрывок из оды). Внимательно прочитайте и вдумайтесь в смысл этих строк. Первая ваша задача – выразительно прочитать отрывок «О спорт! Ты – мир!». Ваше выступление будет оценивать жюри по 5-бальной шкале. Второй вашей задачей станет написание собственной оды, в которой вы можете воспевать сборную команду России или любимый вид спорта. Объём, стихотворный размер – на ваше усмотрение. На эту часть задания отводится 5 минут, и оценивается оно так же, по 5-бальной шкале. Вы имеете право дважды обратиться к своей команде за помощью (подсказать рифму, синоним к слову и т.д.). Итак, удачи!

Пьер де Кубертен

IX.   О СПОРТ! ТЫ — МИР!

Ты устанавливаешь хорошие, добрые,

дружественные отношения между народами.

Ты — согласие.

Ты сближаешь людей, жаждущих единства.

Ты учишь разноязыкую, разноплеменную

молодежь уважать друг друга.

Ты — источник благородного, мирного,

дружеского соревнования.

Ты собираешь молодость — наше будущее,

нашу надежду — под свои мирные знамена.

О спорт!

Ты — мир!

4 тур

«Иллюстрации к произведениям»

        Вам предстоит  вспомнить, к каким произведениям относятся эти иллюстрации. Называем по очереди. Если команда даёт неправильный ответ или затрудняется ответить, то возможность заработать 4 балла получает команда-противник. Если же ни одна из команд не в состоянии дать правильного ответа, я озвучиваю его и переходим к следующей иллюстрации.

                              

                         

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина...

Литературный турнир. 10 класс.

Литературный турнир по романам И. А. Гончарова "Обломов" и И. С. Тургенева "Отцы и дети"...

«Литературный турнир по произведению И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе

Урок-обобщение по произведению Тургенева И.С. "Муму". 3-й урок в теме....

Литературный турнир "Хотим всё знать!" 5 класс

Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать!" проводится с целью проверки знания текстов и героев художественных произведений, поэтов и писателей....

Литературный турнир "Хотим всё знать" 7 класс

Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать" проводится с целью развития интереса учащихся 7 класса  к чтению программных произведений....

Литературный турнир "Хотим всё знать!" 11 класс

Цель внеклассного мероприятия "Литературный турнир": проверить знание учащимися изученных в 10-11 классах произведений....

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...