конспект урока
план-конспект урока (8 класс) на тему

Сыркина Елена Дмитриевна

уроки с использованием современных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_duhovnogo_stanovleniya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сыркина Е.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Покровская основная школа»

Урок литературы в 8 классе.

Тема урока: Путь духовного становления.

                           Путь Петра Гринева »

                         (По повести А.С. Пушкина  «Капитанская  дочка»).

                 

Оформление : Фрагменты фильма «Капитанская дочка» (1975 г.);

                           Компьютерная презентация «Дороги, которые мы выбираем».

                         Эпиграф – слова Ф. Абрамова;  

           Иллюстрации Д. Шмаринова, П. Соколова, С. Герасимова к  повести.

Оснащение: ПК, мультимедиа – проектор, телевизор, видеомагнитофон.

Цели.

  1. Проследить по тексту повести путь духовного становления Петра Гринёва.
  2. В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести; под влиянием встреч с Пугачёвым.

Эпиграф.

Совесть – это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека эгоизм, затхлость. И без неё не будет обновления, перемен в жизни.

                           Ф. Абрамов

        

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

        Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», проследим по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва, путь его духовного становления.

Проблема выбора: Выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

Шоссе, что лежит по равнине,

Маршрут каравана в пустыне,

Путь воина к славе Отчизны,

И путь человека по жизни.

( В. Остен «Дорога»).

Итак, жизненная дорога. Какой она бывает? От чего зависит? Давайте рассмотрим на примере жизненной дороги  Петра Гринёва. Это и будет темой нашего урока.

         

2.Беседа по тексту.

Формирование характера Гринёва начинается в родительском доме.

- Расскажите о жизни Гринёва в родительском доме.

- Кто оказал большое влияние на формирование личности Гринёва?

- Какие уроки получает Гринёв от отца? Давайте проследим по тексту.

Наказы отца.

  1. Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
  2. Служи верно, кому присягнёшь.
  3. Береги платье снову, а честь смолоду.

Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы.

- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

(Пересказ эпизода из 1 главы – «Встреча с Зуриным»).

- Какой вывод из этого мы можем сделать?

Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

- Скажите, а были в вашей жизни такие моменты, когда вам становилось стыдно?

 -Да, были.

- Значит, душа ваша ещё жива.

Итак, продолжается путь духовного становления  Петра Гринёва. Дорога его лежит в Белогорскую крепость, где он знакомится с простой и доброй семьёй капитана Миронова, с их дочерью Машей и со Швабриным, сосланным туда за «смертоубийство». Именно этот человек ещё сослужит Гринёву «хорошую службу».

Начинается новый этап в жизни Гринёва.

Гринёв служит в Белогорской крепости.

- Расскажите, как протекает его служба?

- Что же послужило причиной и поводом к ссоре между Гринёвым и Швабриным?

(Выразительное чтение эпизода по ролям из 4 главы со слов « Я уже сказывал…»  до слов  «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник….., то советую действовать не песенками»).

- Какие черты характера проявляются у героев в этом эпизоде?

(Учащиеся осуждают циничное, грубое отношение Швабрина к девушке, отмечают в Гринёве доброе, уважительное отношение, желание защитить её честь и достоинство).

- Почему Гринёв согласился на дуэль, ведь они были запрещены, за них наказывали, они считались «смертоубийством»?

(Он заступился за честь любимой  девушки. Автор осуждает своего героя за дуэль со Швабриным, хотя его заступничество за честь любимой девушки не может не внушить уважение читателю. Гринёв опять поступает по совести).

 Таким предстаёт перед нами Гринёв накануне грозных исторических событий. Жизненный путь героя продолжается, и судьба сводит его с Пугачёвым. Обратимся теперь к истории отношений Гринёва с Пугачёвым, т.к. в них скрываются важные черты характера героя, потому что и здесь Гринёву приходится делать выбор, рискуя жизнью.

- Как же поступает Гринёв в той или иной ситуации?

3.Анализ и сопоставление эпизодов.

Давайте посмотрим два фрагмента из фильма и сопоставим их.

1-ый фрагмент – «Сцена казни» (глава 7).

- Проследим за поведением Гринёва, как он ведёт себя в этой сцене?

( Он ведёт себя очень мужественно, стойко. Он смело глядел на Пугачёва и готовился «повторить ответ великодушных моих товарищей». Он не признаёт в Пугачёве государя, т.к. присягал на верность императрице. Долг для него превыше всего).

- Ребята, а как вы понимаете значение слова великодушный?

Словарная работа

Великодушный – обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами. ( С. Ожегов. Словарь русского языка).

Гринёв поступил, как подсказывала ему совесть и долг. И уже приготовился умереть, А вот у Швабрина давно созрела мысль перейти на сторону «разбойника». И вот мы видим его в казацком кафтане, остриженного в кружок, около Пугачёва.

Итак, принять смерть перед товарищами кажется легко. Как говорят в народе: « На миру и смерть красна ». А вот как вести себя наедине с Пугачёвым. Для Гринёва это труднее, это опять выбор, важное решение. Очень трудно не слукавить, не оказаться малодушным.

- Как же Гринёв ведёт себя один на один с Пугачёвым?

2-ой фрагмент – «Разговор Гринёва с Пугачёвым» (глава8).

(Он искренне говорит правду, не лукавит. Бесстрастие всегда ценится в человеке. Такими качествами наделил автор и своего героя: «Голова моя в твоей власти; отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья, а я сказал тебе правду». Гринёв сумел победить минутную слабость. «Чувство долга восторжествовало над минутной слабостию».

Таким образом, в этом нравственном поединке Гринёв оказался на высоте. Он оценил свою человеческую дворянскую честь, как он её понимал, выше жизни).

4.Беседа по тексту.

На протяжении урока мы говорили с вами о воинском долге Гринёва. Он не нарушить присягу, данную императрице. Но он не мог пренебречь и человеческим долгом по отношению к любимой девушке.

- Когда же Гринёв пренебрегает воинским долгом?

- Как отнёсся генерал Р. К просьбе Гринёва о спасении дочери капитана Миронова?

- Как поступил Гринёв?

- Правильно ли он сделал, что нарушил воинский долг?

(Он решает отправиться в Белогорскую крепость, чтобы спасти Марью Ивановну. Но Гринёв стоит перед выбором: нарушить воинский долг или поступить, как подсказывает ему совесть, т.е. спасти любимую девушку, оказавшуюся в руках Швабрина. И он уезжает из Оренбурга, нарушая приказ. В этом поступке покоряет нас смелость, доброта, благородство, великодушие Гринёва).

- Обратим внимание на момент приезда Пугачёва и Гринёва в Белогорскую крепость.

Опять мы видим Швабрина. И Гринёв и Швабрин ведут себя по- разному. Мы видим разные дороги этих героев.

- О чём это говорит?

И потом, уже на суде, когда Гринёва арестовали по наговору Швабрина, Пётр мог бы спастись, но не сделал этого. Почему? (гл. 13-14).

- Итак, какой вывод мы можем сделать?

Вывод. Понятие чести, достоинства для Гринёва превыше всего, потому что он помнит наказ отца: «береги честь смолоду».

5.Заключение.

Мы проследили путь духовного становления Петра Андреевича Гринёва. Что же можно сказать о дороге, которую прошёл главный герой?

Вывод. Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.

И в заключение мне бы хотелось обратиться к эпиграфу урока, к словам Ф. Абрамова.

- Можно ли эти слова отнести к образу Гринёва?

(Ответы детей, комментарий).

6.Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Объяснить, почему пословица «Береги честь смолоду» является эпиграфом ко всей повести.

Пугачёв и пугачёвское восстание (подобрать материал по главам 8-12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...