Рабочая программа
рабочая программа (7 класс) на тему

Петренко Любовь Анатольевна

Рабочая программа (ФГОС) для 7 класса по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

        

«Рассмотрено»:

на заседании ШМО

учителей  

Протокол №____

«____» _________ 2017г

«Согласовано»

Зам директора по УВР

Е.Н.Рыбакова

«____» _________ 2017г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №6»

__________Е.Б.Комисаренко

«____» _________ 2017г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «…Литература…….» для 7 класса основной школы на основе ФГОС

                                                                                                                                        Составитель: учитель первой

                                                                                                                                            квалификационной категории

                                                                                                                    Петренко Л.А.

г.Югорск

2017г.

Содержание  программы:                                                                                                                                        Стр.

Аннотация  -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1

1.Планируемые результаты обучения и освоения учебного предмета -------------------------------------------------------------------4 - 10

2. Содержание курса учебного предмета  ------------------------------------------------------------------------------------------------------11 - 17

3. Тематическое планирование -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------18 - 25

Аннотация       

  Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2010г.).

            В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

                    Курс литературы основного общего образования направлен на достижение следующих целей:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

                       Изучение курса «Литература»  должно :

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать  умения анализа текста с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

1.Планируемые результаты обучения и освоение учебного предмета

Личностные результаты

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-умение планировать пути достижения цели;

-умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

-умение устанавливать целевые приоритеты;

-умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;

Коммуникативные УУД:

-умение работать как индивидуально, так и в группе;

-умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

-умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

-умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;

-умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Познавательные УУД:

-умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;

-умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

-умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

-умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность: видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез; структурировать текст; делать выводы;

-умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

-владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового чтения.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления."

Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик  получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

2.Содержание тем учебного курса «Литература» 7 класса  (70 часов)

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности

«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века

М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХVIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра

Теория литературы. Стихотворения в прозе

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.

СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ, или «УРОКИ ЩЕДРИНА»

М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальное представление).

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..

СМЕШНОЕ и ГРУСТНОЕ РЯДОМ, или «УРОКИ ЧЕХОВА»

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)

Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!»

Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века(24ч)

М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др.

Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа

Теория литературы. Литературные традиции

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ, или СМЕХ Михаила Зощенко

М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века

Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

 Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку

)О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.

Из литературы родного края

Жанровое своеобразие художественных произведений хантыйских и мансийских писателей.

                                                                                     

3. Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

Скорректированная дата

1.

Введение. Изображение человека в художественной литературе.

2.

Понятие о былине.  «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

3.

«Илья Муромец и Соловей - разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций.

4.

Вн. чт. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. Тематическое различие Новгородского и Киевского циклов былин. Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин».

5.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

6.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Формирование традиций  уважительного отношения к книге.

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» . Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.

8.

Рр. Подготовка к домашнему сочинению «В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?».

9.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Стихи «К статуе Петра Великого» и «Ода на день восшествия на престол….». Мысли автора о родине, русской науке и ее творцах.

10.

Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

11.

В.А. Жуковский. Слово о поэте.  «Лесной царь» как художественный перевод баллады И.В. Гете. Выражение средневекового миросозерцания в балладе. Фольклорные мотивы.

12.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл 12.  

13.

А.С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к родине.  Прославление деяний Петра1. Образ автора в отрывке из поэмы.

14.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге » и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

15.

Рр. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина».

16.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина».

17.

Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

18.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про Ивана Васильевича….» Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

19.

Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

20.

Вн. чт. М. Ю. Лермонтов. Стихи «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

21.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Нравственный облик Тараса и его товарищей: широта души, самоотверженность, способность к боевому товариществу и подвигам во имя родины.

22.

Смысл противопоставления  Остапа и Андрия. Особенности изображения природы и людей  в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое

23.

Рр. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Анализ ключевых эпизодов.

24.

Рр. Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» :             1) Авторская оценка Тараса Бульбы..   2) Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести .          3) Роль картин природы в понимании человеческих характеров.

25.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк». «Бирюк » как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

26.

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк». Художественные достоинства рассказа.

27.

Вн. чт. Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.  Роль картин природы в рассказе. Юмор автора.

28.

Рр. Тургенев. Стихотворения  в прозе.  «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

29.

Н.А. Некрасов . Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

30.

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Подготовка к домашнему сочинению.

31.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». «Вчерашний день часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

32.

М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества.

33.

Вн. чт. М.Е. Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

34.

Рр. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина».

35.

 Контрольная работа по творчеству  Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова -Щедрина.

36.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

37.

 Главный герой повести Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. Анализ образа главного героя.

38.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

39.

И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

40.

Вн. чт. И.А.Бунин. Стихи и рассказы. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

41.

Рр. Классное сочинение «Золотая пора детства в произведениях Толстого и Бунина».

42.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе. Развитие понятия о юморе.

43.

Вн. чт. Смех и слезы в рассказах Чехова «Злоумышленник», «Размазня». Чтение и анализ рассказов.

44.

Рр. Стихи русских поэтов 19 века  о родной природе. Обучение анализу стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 века

45.

М. Горький.  «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение мерзостей жизни. Дед Каширин. Изображение быта, характеров.

46.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

47.

Рр. Обучение анализу эпизода  повести М. Горького «Детство».

48.

В.В. Маяковский. «Необычное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора.

49.

Вн. чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немного нервно» и др. стихи. Сложность и тонкость внутреннего мира человека. Понятие о лирическом герое.

50.

Вн. чт. Л.А. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа.

51.

А.П. Платонов. Слово о писателе.»Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота героя. Призыв к состраданию и уважению человека.

52.

Мастерство Платонова в рассказе «Неизвестный цветок». Анализ поступков главной героини рассказа.

53.

Рр. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века).

54.

Вн. чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского. Выразительное чтение и анализ стихов.

55.

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно -  психологические проблемы рассказа.

56.

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова.

57.

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

58.

Е. И.Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

59.

Вн. чт. Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

60.

Вн. чт. Стихи поэтов 20 века о родине, о природе, о восприятии окружающего мира.  Единство человека и природы

61.

А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Стихотворения «Братья», «Спасибо, моя родная», «Снега потемнеют синие» и  др. Философские проблемы в лирике Твардовского.

62.

Вн. чт. Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

63.

Р.Бернс. слово о писателе. «Честная бедность» и другие стихотворения. Своеобразие лирики Бернса..

64.

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению

65.

Японские хокку. Особенности жанра.

66.

 Дж. Олдридж. Слово о писателе. «Последний дюйм». Взаимоотношения отца и сына. Нравственные качества героев

67.

 О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

68.

Литература родного края.

69.

Литература родного края.

70.

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года, задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...