Ономастический текст в романе Н.А. Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»
статья на тему

Роман Н.А. Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» является последним произведением из разряда жильблазовских приключенческих романов. Некрасов предпринял попытку актуализировать старую линейную пикарескную фабулу биографическим элементом, что придало произведению реалистический колорит.

Пробуя свои силы в прозе, Некрасов создаёт эклектичное по стилю произведение, в котором проявились классицистический, сентименталистский, романтический стили, а также стиль «натуральной школы». На подобное «разноголосие» обращали внимание В.Г. Белинский и В.В. Виноградов.

Антропонимика в романе продолжает традиции классицизма, так как имена, фамилии и прозвища героев «говорящие»: Тихон (тихий), Тростников (гибкий), Матильда («опасная красота»), Агаша и Параша (исконно русские имена, связанные с бедностью, простотой и сердечностью). Топонимика (единственный изображённый топос – Петербург) указывает на принадлежность романа к натуральной школе. Как известно, знаменитый сборник «Физиология Петербурга» содержит очерки, герои которых действуют в Северной столице России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_15.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ономастический текст в романе Н.А. Некрасова

«Жизнь и похождения Тихона Тростникова»

Как было изложено во второй главе, ономастика представляет собой раздел современного языкознания, комплексную лингвистическую дисциплину, оснащенную своим терминологическим аппаратом, своим кругом проблем, историей исследования и собственными методами исследования. Термин «ономастика» образован от греческого onomastik – «искусство давать имена».

Опираясь на внутреннюю форму слова, положенного в основу фамилий, имён и отчеств героев, названий географических объектов, писатель находит очень яркие и неожиданные выразительные средства, например, «говорящие» имена и фамилии.

Имя главного героя – Тихон Тростников.   «Будучи от природы довольно слабого сложения…» – так  Некрасов внешне описывает персонажа. Тихон – тихий человек. Фамилия Тростников, образована от слова тростник. Герой, тонко понимающий жизнь, даёт точную характеристику окружающих его людей, объясняет их поступки с точки зрения человеколюбия, смирения. Тихон, как и растение, с которым ассоциируется его фамилия, испытывает на себе тяжёлые обстоятельства жизни, но не гнётся от трагических случайностей.

Действует в романе Тихон еще молодой, а пишет о себе Тихон, умудренный жизнью. Но он не филистер, а мудрец, трезво взвешивающий свои былые поиски, заблуждения, иллюзии. Между обоими Тихонами есть связь – то две стадии развития одного и того же человека. Симпатичные черты есть уже в молодом Тихоне, которого описывает старший.

Отец Тихона – мелкопоместный дворянин, но быт и обычаи его чиновничьи, он служит. Это видно из того, как отец лебезит перед губернатором, старается исхлопотать сыну, отъезжавшему в Петербург, «рекомендательное письмо». Отец – традиция, он дает наставления в послушании, угождении начальникам. Тихон отличается двумя чертами: он непрозаичен, незауряден, ему свойственна романтическая настроенность; он с самого начала подозревает, что повседневная жизнь течет не так, и одергивает себя, ставит выше эфемеров: «Я всегда был более человек положительный, нежели мечтатель», «фантазировать натощак мне казалось делом до крайности неблагоразумным» [Некрасов, 1984, т. 8, с. 430]. Упования «строго преданного подчиненности» отца на протекции он иронически отвергает: «Я уверял его, что мне никого не нужно, что сам я найду везде дорогу». Несмотря на титул поэта, «я очень мало был расположен к мечтательности» [Некрасов, 1984, т. 8, с. 435].

И вот Петербург –  крушение всех надежд. Испробовано крайнее средство – протекции. «Весь век прохожу без места, но не соглашусь купить его унижением перед кем бы то ни было» [Некрасов, 1984, т. 8, с. 440].  Тихон посещает генерала – отказ, графиню – отказ, коллежского советника – отказ: «обыкновенная история» с обратным ходом  – с романтизмом покончено, но пропитание не добыто. Тихон не стал чиновником, ему суждено пройти по всей лестнице скорбей до дна жизни.

Роман делится на две части: в первой – Тихон действующий, бросаемый как щепка волнами жизни, во второй – Тихон мыслящий, нашедший свою «волну», которая поднимает его на гребень выше любого разночинного героя эпохи «натуральной школы». Тихон проходит несколько стадий мытарства, закономерно готовящих его взлет. Герой живет у тетки, знакомится с Матильдой  – это его первая любовь. Службы нет, определенных занятий нет. Тихон разорен, последние гроши прожиты. Он съезжает с квартиры в ночлежный дом, в котором ютилась беднота. Это и есть эпизод, изображенный в знаменитых «Петербургских углах». Жизнь в ночлежке – крайняя стадия житейских унижений Тихона. На этом «дне» обычно и погибали, не выдержав борьбы, менее стойкие герои-разночинцы. Но Тихон не потерял вкуса к жизни, благорасположения к людям. Здесь, как и в истории с Матильдой, но гораздо в большей мере, проявляются благородные качества его души. Он разглядел и среди жителей ночлежки жертв судьбы, интересных людей.

Тихон в этой части романа мало рассуждает, но его гуманизм просвечивает в каждой детали, реплике, легкой иронии. Его соседями по ночлегу оказались: «хороший человек с паспортом» (не какой-нибудь бродяга, по понятиям хозяйки); разорившийся подрядчик, строивший полковнику казармы и обманутый бессовестным образом; аккуратный и сердечный Кирьяныч, промышляющий краденными у господ собачками — голь на выдумки хитра; дворовый, отпущенный на оброк, мастер на все руки, который, как все русские, «любит петь про барыню» (это он и поет знаменитую некрасовскую песенку «В понедельник Савка мельник, а во вторник Савка шорник...»); здесь обретается и «зеленый господин», «бывший человек», выгнанный из гимназии за пьянство.

У Тихона рождается желание пойти в университет. Оно только кажется случайным на самом деле это решение подготавливается исподволь, всем опытом его жизни. На гроши Тихон скупает нужные книги, готовится к вступительным экзаменам. Он учит азбуке сына хозяина квартиры, ростовщика. От ростовщика Тихон переходит к инженерному офицеру –  это уже «общество порядочных людей». Тихон выдерживает экзамен, объявлен студентом, но не попадает на «казенный счет»: не оказалось «вакансии». Счастье опять ускользает от него. Тихон с сарказмом восклицает: «Итак, источник пищи духовной, наконец, предо мною раскрыт. Я могу черпать из него сколько угодно, но где же ты, вожделенный источник пищи телесной?.. Ужели еще и долго ли суждено мне скитаться?..» [Некрасов, 1984, т. 8, с. 477].  Но он выстоял и пошел вверх, пошел, выводя за собой «из мрака заблужденья», нищеты многих павших, сирых, униженных, оскорбленных. Он не просто оказывается владельцем «тысячи душ», он добр по отношению ко многим. Он достигает не того, чего первоначально хотел,— «доходного места». Нет, самый смысл жизни у него изменился

Вторая часть посвящена восхождению Тихона, но уже на другом поприще  – литературном. Тихон становится литератором, сначала близким к «литературной тле», а потом к кругу своего автора, то есть Некрасова. Рост разночинца показан во всем идеологическом значении. Это не просто новое слово после Акакия Акакиевича Башмачкина и недовольного смиренномудрием Макара Девушкина. Университет не удался, но Тихона учили университеты жизни и побуждали выразить то, что кипело в душе. Тихон сам способен написать повесть о бедных людях. Тихон близок натуральной школе. Кроме того, разночинному герою присвоен тот интеллектуализм, в котором он всегда уступал героям из дворян. Характер героя и сам роман очень сложны, универсальны. Натуральная школа стремится к энциклопедизму изображения русской жизни, хотя и в форме «похождений» новейшего Жиль Блаза.

Приобретают особый интерес все стадии падения и возвышения Тихона Тростникова. Он не просто испытывает приключения, но и внутренне меняется.

Роман Некрасова «сшивной», в нем много сырых, авантюрных эпизодов, плохо связанных между собой, представляющих как бы роман в романе (например, история с Матильдой: падшую дочь ювелира любил Тихон; потом героиня жила с разными любовниками и, наконец, оказалась «замурованной» в шкафу на квартире по соседству с Тихоном; Тихон явился спасителем своей бывшей возлюбленной, когда услыхал тяжелые вздохи жертвы). Главная линия похождений Тихона, сначала ведущих его «на дно», а потом выводящих «из мрака заблужденья», перебивается неверными штрихами, свидетельствующими о постепенности созревания в сознании самого автора характера изображаемого героя.

Некрасов по неопытности несколько портил развитие интриги, прибегал к слишком дешевому трюку под влиянием «неистовых», романов диккенсовской манеры, хорошо известных в среде натуральной школы,  – он облегчил скитания Тихона. Герой получил после смерти отца наследство и, хотя не сделался богат, все же материально стал независимым. Тихон не изменился внутренне. Но в построении образа Некрасов допустил явную непоследовательность. Разорвалась единая цепь материального и духовного скитальчества. Мысль романа была бы глубже, если бы герой пробился на верхи жизни вполне самостоятельно. В результате осталось только полтемы: одна духовная жажда героя, утоление которой теперь облегчено. Мысль о герое-демократе еще не вполне выношена Некрасовым. Правда, Тихон тратит средства на помощь бедным, но он им помогал и без гроша в кармане.

Став обеспеченным, Тихон не мельчает в духовном отношении  – наоборот, сейчас-то он быстро и сравнительно легко достигает своих заветных целей. Характерно начало второй части: «Я не принадлежал к числу людей, удовлетворяющихся положительными житейскими целями, –  пишет Тихон. – Несмотря на горячность, с которою бедность заставляла меня им предаваться, я чувствовал, что стремления к ним недостаточны для наполнения моей жизни и что в достижении их я не обрету того счастия, которого темное чувство постоянно жило в душе моей... Мне хотелось какой-нибудь цели выше тех, которые обыкновенно поглощали мою деятельность, но какой именно – сам я не знал». «Всеми помыслами души стремился я к литературной славе...» [Некрасов, 1984, т. 8, с. 459].  

Тихон издает свои стихи – Некрасов вводит автобиографическую черту, припоминая историю публикации своего сборника «Мечты и звуки» и отклики критики. Самая способность Тихона метко характеризовать «литературную тлю» (Ф. Кони, Сенковского, Шевырева), от которой он едва отделался, показывает степень его разборчивости в людях и журнальных партиях. «Но всего более огорчила и оскорбила меня критика журнала, — писал Тихон, — в котором участвовали люди, недовольные настоящим порядком вещей и стремившиеся к идеалу какой-то другой, более истинной и плодотворной литературы» [Некрасов, 1984, т. 8, с. 497] (имеется в виду «партия» «Отечественных записок»). Любопытно, что Тихон сразу же констатирует оппозиционный либерализм этой «партии». Дальше Тихон с полным пониманием излагает свое кредо.

В сложной мозаике с курсивами имитируются коренные литературные «правила», почти «прописи» Белинского, высказанные в многочисленных статьях, вскользь передается резюме его отзыва о «Мечтах и звуках», впрочем без прямых цитат. Тихон напряженно раздумывал, к какому же берегу в журналистике пристать. Пришлось перешагнуть через обиды и самолюбие. Он начал сближаться с лагерем «порядочных литераторов».

В начале произведения начинающий литератор Тихон носил фамилию Мотовилов (от слова мотать, менять деятельность). Она соответствовала его характеру, он прислушивался к мнению старших, уважал порядки, установившиеся в обществе. Отец его, желая продвинуть его на литературное поприще, пишет рекомендательное письмо губернатору Закобякину (фамилия образована от слова «кобениться – сопротивляться просьбам, ломаясь и рисуясь, упрямо упираться, заставляя себя упрашивать» [Ефремова, 2000, с. 587]). Это указывает на то, что положительного результата начинающему литератору не достичь.

В романе есть ещё несколько «говорящих» фамилий и имён. Матильда («опасная красота» [Петровский, 2000, с. 378]) – первая женщина, встретившаяся на пути литератора, в действительности женщина пылкая, доверчивая, потому часто и обманутая сильной половиной общества.

Литературная деятельность и учёба у начинающего литератора успеха не имела, он нищенствовал, икал себе пропитание и кров, встречался с простолюдинами. Они, в основном, имён собственных не имели, а только нарицательные: «бородач» (угрюмый, неразговорчивый человек), «зелёный человек» (пьяница, но человечный), «дворовый человек» (прислуга). Также используется сокращённое отчество (Кирьяныч), что создаёт некую пренебрежительность и незначимость их общественного положения.

В эпизоде, когда Тихон продаёт свои стихи, чтобы их напечатали, книгопродавец советует ему взять псевдонимы тех людей, стихи которых разбирают читатели: Свистунов («хвалят его да спрашивают»), Ежов, Ершов – «совсем одинаковые фамилии», «книжечки у них маленькие» [Некрасов, 1984, т. 8, с. 450]. На такой бессовестный поступок, как присвоить чужой псевдоним, Тихон не идёт. В главе «Необыкновенный завтрак» издатель под аббревиатурой Х.Х.Х., что означает его обезличивание, желание остаться незамеченным, чтобы не платить за литературные труды.  А друзья у него – князь Зезюкин (от слова зюзюкать (шепелявить), Кудимов, Анкудимов (фамилии, не имеющие русских корней),  Хапкевич (от слова хапать).

Женские исконно русские имена – Параша, Агаша, отношение к ним у Тростникова святое, он ценит духовные мир женской души, поэтизирует их образы. Его отношение к женщине разделяет и хозяин трактира. Имя его возлюбленной Амалия (незапятнанная, чистая), хотя она обманула доверчивого литератора. Значение её имени противопоставлено её поступкам.

Ещё одно женское прозвище Дурандиха (по фамилии мужа Дурандин).

Она, униженная трудной жизнью женщина, олицетворяла суровую женскую долю во времена Некрасова. Страсть к деньгам превратила её в «настоящую фурию». Агаша (хорошая, добрая) – племянница её, существо нежное, любящее, стала очень близкой Тростникову.

***

Как видно, проанализированный роман Н.А. Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» является последним произведением из разряда жильблазовских приключенческих романов. Некрасов предпринял попытку актуализировать старую линейную пикарескную фабулу биографическим элементом, что придало произведению реалистический колорит.

Пробуя свои силы в прозе, Некрасов создаёт эклектичное по стилю произведение, в котором проявились классицистический, сентименталистский, романтический стили, а также стиль «натуральной школы». На подобное «разноголосие» обращали внимание В.Г. Белинский и В.В. Виноградов.

Антропонимика в романе продолжает традиции классицизма, так как имена, фамилии и прозвища героев «говорящие»: Тихон (тихий), Тростников (гибкий), Матильда («опасная красота»), Агаша и Параша (исконно русские имена, связанные с бедностью, простотой и сердечностью). Топонимика (единственный изображённый топос – Петербург) указывает на принадлежность романа к натуральной школе. Как известно, знаменитый сборник «Физиология Петербурга» содержит очерки, герои которых действуют в Северной столице России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сложные эпитеты в романе И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева"

В работе освещена проблема эпитетов художественной речи, описаны особенности художественного языка ....

"Жизнь и творчество Тихона Николаевича Хренникова"

В презентации рассказывается о жизни и творчестве нашего земляка Тихона Николаевича Хренникова,помещены фотографии композитора, награды....

Интеграция ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: Иллюстрация к роману Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»

Интеграция урока  ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок  в 7 классе: по теме "Слово и изображение. Искусство иллюстрации"...

Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложе

Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся  жизнь»  (Сжатое изложение)"...

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Написание изложения с элементами сочинения по тексту Д. С. Лихачёва "Молодость - вся жизнь".

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом. 2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать...

Комплексный анализ художественного текста (по роману Б.Л.Васильева «Генерал Скобелев»)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на основе прочитанного текста (по роману Б.Васильева «Скобелев, или Есть только миг»)...

Вопросы викторины (на знание текста) по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

А С Пушкин "Дубровский" вопросы на занание текста. С ответами...