Система уроков по проекту "Писатели Бурятии -детям"
методическая разработка на тему

Балтатарова Ольга Андреевна

Система уроков по проекту "Писатели Бурятии -детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_urokov_3.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по учебному проекту

"Писатели Бурятии – детям».

Тема проекта: «Писатели Бурятии – детям».

Предметная область: литература

Учебная тема: «Творчество детских писателей Бурятии».

Ключевые понятия: жизненный и творческий путь писателей, художественный мир писателей, основные мотивы их творчества, этапы творческого пути.

Образовательные цели: 

  • познакомить с  жизненным и творческим путем писателей Бурятии;
  • выявить особенности художественного мира писателей Бурятии;
  • приобщить учащихся к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы Бурятии.  
  • обобщить и анализировать полученные знания и информацию;
  • углубленное изучение учебного материала по теме «Литература Бурятии»;

Развивающие цели:

  • развитие у учащихся такой компетентности как этнокультурная толерантность;
  • способствовать формированию информационной компетенции учащихся;
  • формирование у школьников интереса к культуре народов региона, чувства  к национальным традициям, обычаям;
  • усвоение идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого предмета – литературы.
  • развитие исследовательских умений  (умений выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
  • развитие навыков применения ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессии;
  • развитие интереса к предмету;
  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, формирование эмоциональной отзывчивости.

Воспитательные цели:

  • способствовать формированию коммуникативной культуры;
  • формировать нравственные отношения между обучающимися при работе в группах;
  • воспитание информационной культуры учащихся;
  • воспитание самостоятельности (самостоятельный поиск и отбор материала для проекта);
  • воспитание умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению своих товарищей;
  • воспитание дисциплинированности учащихся;
  • воспитание интереса к чтению.

СИСТЕМА УРОКОВ

Урок 1. “Мозговой штурм”.

Цели:

-Сформировать у учащихся представление о проекте, показать им, каков может и  должен быть результат.

-Подготовить учащихся к реализации проекта.

-Пробудить интерес учащихся к чтению литературы Бурятии.

Оформление уголка «Литература учит  чувствовать и думать».

За полтора месяца до реализации проекта вывешивается приблизительный список книг, которые будут представлены в электронном пособии. На стенде вывешивается бюллетень с вопросами, над которыми учащимся предлагается поразмышлять:

- Какие писатели Бурятии  сочиняли  для детей?

- Какие произведения понравились?

- О творчестве каких писателей хотелось бы узнать больше?

- Каких современных писателей Бурятии ты знаешь?

- Хотел бы ты стать писателем? И почему?

Основываясь на знании учащихся особенностей литературного анализа. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на творчество писателей  XX века и на творчество современных писателей.  

Затрагиваются темы философского характера, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся  и есть интерес к философским вопросам.

Основополагающими являются обширные, всеобъемлющие вопросы, на которые нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы.

Итак, основополагающие вопросы нашего проекта:

Почему стоит изучать литературу Бурятии?

Какая основная цель нашего проекта?

На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения воспроизводит ее на интерактивной  доске).

Проблемные вопросы

Темы исследования

Какие писатели Бурятии создавали свои произведения для детей?

Творчество бурятских писателей.

Каких писателей Бурятии XX века вы знаете?

Биография.

Художественный мир бурятских писателей XX века.

С творчеством каких современных писателей Бурятии вы знакомы?

Биография.

Художественный мир современных писателей.

Каково своеобразие художественного мира писателей Бурятии?

Тематика произведений:

фольклорные мотивы в творчестве писателей,

мотив дружбы, тема семьи, любовь к родной природе и др.

Герои произведений.

Домашнее задание:  продумать содержание работы, подумать над созданием рабочих групп, их названием.

Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.

Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов.  Учитель указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием, разбирает на примерах возможные ошибки.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя “цепочку” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий презентации, оказывает консультативную помощь.

Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.

Деление на группы и распределение ролей.

За полтора  месяца до создания электронного пособия класс делится на 2 группы – по направлениям: писатели первой половины XX века и современные писатели.  В уголке «Литература учит чувствовать и думать» вывешиваются задания для «специалистов».

Задания можно напечатать и раздать каждому специалисту.

Для каждой группы «специалистов»  проводится «производственное совещание», на котором они получают дополнительные  задания. Эти консультации может проводить учитель литературы, группа учителей-консультантов (преподаватели  изобразительного искусства, информатики) или учащиеся – консультанты, имеющие опыт проектной и  исследовательской работы. На первом совещании учащиеся сами могут составить для себя инструкции. Такая форма работы позволяет не только развивать навыки исследовательской и проектной деятельности, но и активизирует учащихся, помогает осуществить индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его возможностей, дифференцировать задания по уровню сложности.

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

В каждой группе распределяются роли: биографы, исследователи, актеры,  оформители, медиа-группа. Лучше распределить роли по желанию учащихся. Можно использовать и другие приемы распределения обязанностей. 

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

На первом совещании учащиеся сами могут составить для себя инструкции.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. Косвенно руководит деятельностью учащихся

Биографы выбираются из числа учащихся, которые хорошо владеют навыками отбора и компоновки материала и навыками пересказа. Они готовят пересказ о жизни и творчестве писателя в рамках темы проекта.

Подготовить устное  выступление и биографический комментарий.

Инструктаж

  • Подбери нужный биографический материал о писателе.
  • Отбери тот материал, который относится к теме.
  • Напиши биографический материал для стенда.

Исследователи  назначаются (лучше, если это сделает сам учитель) из числа учащихся, хорошо умеющих анализировать художественный текст, выделять самое главное и делать выводы на основе прочитанного. Они готовят презентации книг и представляют  собранный материал остальным участникам проекта.

Подготовить аргументированное высказывание по теме «Художественный мир писателей Бурятии».

Инструктаж.

  • Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, создавая те или иные образы?
  • Какие темы можно выделить в творчестве детских писателей?
  • В чем, на ваш взгляд, заключается своеобразие творчества писателей?
  • Подобрать отрывки из текста, подтверждающие твои тезисы.  
  • Напиши критическую статью, рецензию или эссе.

Актерами становятся дети эмоциональные, артистичные, владеющие  навыками выразительного чтения, с хорошей дикцией. Они по рекомендации исследователей готовят «разметку» отрывка для выразительного чтения.

Подготовить выразительное чтение отрывка из произведения.

Инструктаж.

  • Какие чувства, настроения, мысли передает автор в отрывке?
  • Сделай «разметку»  отрывка.
  • Перед зеркалом прочитай отрывок вслух.
  • Поработай над мимикой, жестами, голосом, продумай костюм.
  • Представь свою работу на художественном совете.

Оформители – художники-иллюстраторы, каллиграфы.

Они занимаются проектом оформления стенда «Диалоги о сокровенном» и систематизацией и представлением материала самого проекта.

Спроектировать и создать макет стенда «Писатели Бурятии. Диалоги о сокровенном».

Инструктаж.

  • Классифицируйте материал, собранный в процессе исследовательской и проектной деятельности.
  • Разработайте макет стенда.
  • Обсудите макеты и выберите лучший.
  • Оформите стенд.
  • Подготовьте плакаты с цитатами и продумайте, как расположить их в аудитории.  

Медиа-группа -  учащиеся, имеющие навыки работы на компьютере, со сканером, принтером, мультимедийной установкой. Разрабатывают проект компьютерной презентации материалов и воплощают его. Обеспечивают техническую и информационную поддержку.

Создать компьютерную презентацию проекта.

Инструктаж.

  • Как и где найти материал по творчеству писателей?
  • Какие программы необходимы в создании электронного пособия?
  • Что нужно распечатать?
  • Что нужно сканировать?
  • Какое музыкальное сопровождение можно использовать?
  • Разработать техническую карту проекта.
  • Создание тестов, презентаций

Домашнее задание:  сбор материала по теме исследования.

Урок 3, 4.  “Мозговой штурм”.

Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию.

Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования.

Урок 5. Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа в группах.

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Домашнее задание: подготовка материалов  по отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который может  сопровождаться компьютерной презентацией, чтением и анализом отрывков из произведений писателей по выбору учащихся).

Уроки 6, 7. Защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение, которое организуется в виде игры “черное – белое” оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – “черное” оппонирование, на светлой – “белое”. “Черный” оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, “белый” задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Например, с помощью “белого” вопроса развернуть интересную часть своей работы, а с помощью “черного” восполнить недостаток. Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным, запоминающимся. Поэтому, ответ лучше начать с таких речевых формул, как: “Спасибо, что вы обратили внимание на…”, “Большое спасибо за интересный вопрос”. “Вы правы, однако мы полагаем…” и подобных. Таким образом, каждая группа отвечает на 2 вопроса. Работа учащихся организована. Они вовлечены в активную деятельность. С правилами игры учитель знакомит в начале урока перед защитой.

Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой – тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы «Художественный мир детских писателей Бурятии». Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены.

Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки).

Однако главный результат – это осознание, что подготовленные материалы  могут быть использованы на других уроках в других классах.

Но их главное достоинство в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Система уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"

Урок  –  презентация  мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"...

Урок по истории Бурятии 9 класс: Межконфессиональные отношения в Верхнеудинске (конец XIX – начало ХХ вв.).

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Урок пресс-конференция...

Урок-викторина "Республика Бурятия – частица России" по географии в 8-х классах

Современной школе в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, ...

Описание проекта "Писатели Бурятии - детям"

Исторически сложилось так, что школа, обучая ученика, работает, прежде всего со знаниями и информацией, а информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписавшись в процессы ...