Открытый урок в 5 классе по теме "Времена глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Афанасьева Елена Леонидовна

Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием технологии Педагогического мониторинга.

На уроке реализованы принципы обучения:

принцип деятельности: учащиеся участвовали в повторении, обобщении знаний, что способствовало успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

принцип психологической комфортности: создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Применение фронтальной и индивидуальной работы способствует проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого ученика, учит обучающихся слушать и слышать мнение других, выбирать верное решение.

Использование парной работы позволяет решить следующие задачи:

возрастает глубина понимания материала, познавательная активность;

меняется характер взаимоотношений между обучающимися, исчезает безразличие;

учащиеся приобретают знания, необходимые для жизни в обществе, умение строить свое поведение с учетом позиций другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_glagola._otkrytyy_urok.docx57.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1(123). 5 класс  по учебнику М.М.Разумовской              

Тема. Времена глагола.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цели.

Предметные:

- формулировать правило образования временных форм глагола;

- уметь определять время глагола;

- уметь образовывать временные формы глагола;

- уметь использовать разновременные глаголы в тексте (устном и письменном);

- правильно произносить глаголы.

Метапредметные:

- овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

- уметь вести самостоятельный поиск информации;

- уметь преобразовывать, сохранять и передавать информацию.

ХОД УРОКА.

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Мотивационный блок.

I. Актуализация темы.

-У вас на столах лежат карточки с отрывками из стихотворений русских поэтов. Прочитайте их, найдите и подчеркните в них глаголы. О каких временных событиях идёт речь в стихотворениях?

1.Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

 ( А.К.Толстой)

2. Дождя отшумевшего капли

Тихонько по листьям текли,

Тихонько шептались деревья,

Кукушка кричала вдали.

 (А.К.Толстой)

3. Вдаль посмотрю - загадаю желание.

День на исходе, но мне не до сна.

Я словно в сказке живу ожиданием.

Скоро наступит весна.

(Алиса Кожикина)

- Определите тему урока исходя из указанных признаков глаголов.

- Молодцы. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

II. Целеполагание.

- Какие цели мы с вами можем поставить на сегодняшний урок?

- Чтобы мы с вами могли отслеживать результаты своего труда, предлагаю вам фиксировать каждый этап своих действий в листах обратной связи. С листами мы будем работать несколько уроков, поэтому сегодня на уроке мы работаем только с 1 строкой.

Деятельностный блок.

III. Проблемное объяснение нового знания.

1) - Посмотрите на предложения, которые записаны на доске:

Много веков россияне (отмечать) Масленицу.

Определите вид этого глагола. Глагол дан здесь в неопределенной форме, преобразуйте предложение так, чтобы наш глагол оказался в форме прошедшего времени. //буд.времени//наст.времени. Запишите глаголы в таблицу.

Женщины (испечь) из теста фигурки жаворонков.

Определите вид этого глагола. Глагол дан здесь в неопределенной форме, преобразуйте предложение так, чтобы наш глагол оказался в форме прошедшего времени. Запишите этот глагол в соответствующую ячейку нашей таблицы. //буд.времени//наст.времени. Запишите.

Наст. вр.

Прош. вр

Буд. вр

несов. вид

отмечают

отмечали

Отметят

Будут отмечать

сов. вид

испекли

испекут

- Запишите вывод по таблице, в предложенный текст, вставляя нужные слова на месте пробелов.

Глаголы………………………… наклонения ……………….вида

Имеют……………формы времени:………………………, ……………………, ………………………………

А глаголы……………………………………наклонения ………………………вида имеют ………….вида времени:………………………,………………………………….

………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………..

- Зачитайте ваш вывод.

А теперь давайте проверим, верно ли вы сформулировали правило.

2) Изучение основного теоретического материала на стр. 226. Приём инсерта.

Кто для себя открыл что-то новое? (т.е. у вас стоит -). Кто сомневался в чём-то? А у кого все плюсы? Какой информации у нас не хватает в выводе по таблице? Дополните ваше правило примерами из учебника. Проговорите  его в паре.

Проверим, как вы усвоили материал?

- Глаголы какого наклонения изменяются по временам?

- Глаголы какого вида имеют три формы времени: прошедшее, настоящее, будущее?

- Какой используется суффикс при образовании формы прошедшего времени?

Работа с листами обратной связи(ЛОС). Умение 1.

IV. Первичное закрепление

  1. 1) - Теперь поиграем. Игра называется «Четвертый лишний»

У вас на карточках группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Подчеркните его и объясните, почему оно является лишним. Попробуйте составить свой ряд слов.

  1. 1. Трещит, скрипит, воет, скулил
  2. 2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул

3.Прочитает, запишет, нарисует, удивил.

4.

Работа с листами обратной связи(ЛОС). Умение 2.

2) Особенности образования глаголов прошедшего времени от глаголов идти - шел, найти – нашел, расти – рос.

Упр. 641 ( устно).

В чём особенность образования глаголов в каждой колонке?

3) Изменение глаголов прошедшего времени в ед.числе по родам, выделение родовых окончаний;

Упр. 642.

Проверьте упражнение соседа по эталону.

(В эталоне прописаны условия оценивания: за каждый верный ряд 1 слова 1 балл, за верно вставленную букву 1 балл, за неверно вставленную букву -2 балла.

- Какую особенность написания суффикса инфинитива в прошедшем времени вы заметили?

Работа с листами обратной связи. Умение 3.

4) а) Орфоэпическая работа, связанная с употреблением глаголов прошедшего времени.

- Как вы думаете, а могут ли возникнуть проблемы при произношении глаголов в прошедшем времени?

Как правильно произнести: Я послала письмо. Ответ на этот вопрос вы найдёте в рубрике «Возьмите на заметку» и в упр. 639.

б) - Проговорите данные слова друг другу. Один читает слова по карточке, в которой не расставлены ударения, а сосед по парте проверит вас по эталону.

- У всех ли получилось сразу запомнить правильное произношение слов?

Работа с листами обратной связи. Умение 4.

V.Самостоятельная разноуровневая работа по карточкам с текстами.

1 уровень. Спишите текст, употребив глаголы в прошедшем времени. Укажите вид этих глаголов.
Одинокая капля дождя (упасть) в воду, и от неё (пойти) тонкие круги. Потом сразу вокруг нас (зашевелиться, зашептаться) трава. Вся вода (покрыться) маленькими кругами, и слабый, невнятный звон (поплыть) над омутом. Далеко в разрыве мягких туч (светить) широкими лучами солнце, и степь (дымиться и блестеть).
2 уровень. Спишите текст, вставив вместо пропусков подходящие по смыслу глаголы из слов для справок.

 В мае все лесные жители ………. и ……….., кто на чём и как………...  Тут ………. .. и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами ……… соловьи, зяблики, певчие дрозды. ………….. жуки и кузнечики. ………..флейтой иволги. ………..лисица. ………..козуля. ……….волк. …………филин. Скоро ………………шмели и пчёлы. ………. и ……….. лягушки.
(Поют, играют, умеют, скрипят, свистят, лает, кашляет, воет, ухает, урчат, услышишь, квакают).

*Определите время вставленных глаголов.

3 уровень. Спишите текст, подобрав и вставив подходящие по смыслу слова.

   Однажды в Сочи вечером люди ………….интересный случай.

Большая чайка ……..  в город. Ее ………. электрический свет. Птица …………..дорогу к морю.

Чайка долго ………….над площадью и ………... Она ………….на обочину дороги.

Вдруг с дерева на аллее ……….. две вороны. Они …………к морской птице и …………………….ее вдоль аллеи к морю.

Вороны ……….. возле чайки, пока она ……………….. дорогу к морю.

*Определите время вставленных глаголов.

Работа с листами обратной связи. Умение 5.

Рефлексивный блок.

VI. Рефлексия.

- Какова была тема урока?

- Какие цели вы ставили перед собой?

- Что научились делать?

- Достигли ли цели?

- Над чем ещё предстоит работать?

Д/з. 1) Если не успели переписать тексты, то списать и сделать дополнительное задание.

2) Выучить правило.

3) упр. 637 (устно).

4) Описать наступление весны в посёлке (по желанию).

Работа в парах.

Читают выразительно стихотворения, находят глаголы и по ним определяют о каких событиях идёт речь (прошедшее, настоящее, будущее).

Определяют тему урока : времена глагола.

Ставят цели.

Подписывают листы обратной связи.

Отвечают на вопрос.

Самостоятельно заполняют таблицу.

Совместно проверяют таблицу, корректируют, делают выводы об образовании глагольного времени.

Изучают правило, карандашом ставят знаки +, -, ?.

Проговаривают правило в паре.

Отвечают на вопросы.

Заполняют ЛОС 1 умение.

Работают самостоятельно. Затем идёт фронтальная проверка.

Желающие на доске записываю свой ряд слов.

Заполняют 2 колонку в ЛОС.

Фронтально работают. Следят за особенностями образования глаголов в прошедшем времени.

Записывают глаголы в форме прошедшего времени, проверяют правописание суффикса инфинитива по орфографическому словарю. Выполняют работу в парах. При проверке оценивают друг друга по эталону.

Заполняют листы обратной связи.

Заполняют ЛОС. Умение 3.

Читают правило. Проговаривают слова вслух.

Работают в парах. Проговаривают слова.

Заполняют ЛОС 4 умение.

Работают самостоятельно.

Сверяют выполнение по эталону.

Желающие зачитываю свои работы.

Заполняют ЛОС 5 умение.

Ведут диалог и проводят мониторинг полученных умений.

Записывают домашнее задание, сдают листы обратной связи.

Выслушивает ответы учеников.

Корректирует по необходимости их ответы.

Помогает (если нужно) сформулировать тему урока.

 

Помогает с целеполаганием. Записывает цели на доске.

Записывает предложения на доске. Раздаёт карточки с таблицей.

Оказывает помощь слабым учащимся.

Выслушивает ответы учащихся.

Выслушивает ответы учащихся.

Наблюдает, помогает слабым.

Выслушивает ответы учеников. Корректирует. Задаёт вопросы.

Наблюдает. Помогает слабым учащимся.

Выслушивает ответы учащихся. Корректирует по необходимости.

Наблюдает за работой. Помогает слабым учащимся.

Координирут работу пар.

Работает с учеником, у которого нет пары.

Корректирует работу учащихся. Помогает слабым.

Через диалог выявляет пробелы и успехи учащихся.

Задаёт домашнее задание.

Приложение 1.

Ф.И. _____________________________________________________________________

Лист обратной связи по теме «Времена глагола»

(+ ) умею             (  ?)  сомневаюсь                    (  --)  не умею

     

1.Формулирую правило образования времён глагола.

2.Умею определять время глагола.

3.Умею образовывать временные формы глагола.

4. Правильно произношу

Глаголы.

5. Использую разновременные глаголы в тексте.

1

2

3

Приложение 2.

1.Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

 ( А.К.Толстой)

2. Дождя отшумевшего капли

Тихонько по листьям текли,

Тихонько шептались деревья,

Кукушка кричала вдали.

 (А.К.Толстой)

3. Вдаль посмотрю - загадаю желание.

День на исходе, но мне не до сна.

Я словно в сказке живу ожиданием.

Скоро наступит весна.

(Алиса Кожикина)

Приложение 3.

Алгоритм работы с предложениями на доске.

  1. Определите вид глагола в скобках.
  2. Глагол дан здесь в неопределенной форме, преобразуйте предложение так, чтобы наш глагол оказался в форме прошедшего времени. //буд.времени//наст.времени.
  3. Запишите глаголы в таблицу.

Наст. вр.

Прош. вр

Буд. вр

несов. вид

сов. вид

- Запишите вывод по таблице, в предложенный текст, вставляя нужные слова на месте пробелов.

Глаголы………………………… наклонения ……………….вида     имеют……………формы времени:………………………, ……………………, ………………………………

А  глаголы……………………………………наклонения ………………………вида имеют ………….формы времени:………………………,………………………

………….………………………………………………………………………...………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………….

Приложение 4.

1. Трещит, скрипит, воет, скулил

2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул

3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил.

4.  ______________________________________

Приложение 5.  Эталон к упр.642

Выровнять - выровняла, выплыть – выплыла, ненавидеть – ненавидела, надеяться – надеялась, зависеть – зависела, вылететь – вылетела, мерить – мерила, клеить – клеила.

(За каждое верно образованное слово 1 балл, за каждую верно вставленную букву  -1 балл, за каждую неверно вставленную букву -2балла).

«5» - 16 баллов;   «4» - 12-14 баллов;         «3» - 8-10 баллов.

Приложение 6.  Карточки по орфоэпии для работы в парах.

Задание: прочитай ряды слов соседу, поставив правильно ударение.

Начал, начало, начали, начала.

Задал, задало, задали, задала.

Послал, послала, послало, послали.

Клал, клала, клало, клали.

Положил, положила, положило, положили.

Приложение 7. Дифференцированные карточки для самостоятельной работы.

 1 уровень. Спишите текст, употребив глаголы в прошедшем времени.
Одинокая капля дождя (упасть) в воду, и от неё (пойти) тонкие круги. Потом сразу вокруг нас (зашевелиться, зашептаться) трава. Вся вода (покрыться) маленькими кругами, и слабый, невнятный звон (поплыть) над омутом. Далеко в разрыве мягких туч (светить) широкими лучами солнце, и степь (дымиться и блестеть).
*Укажите вид этих глаголов.

2 уровень. Спишите текст, вставив вместо пропусков подходящие по смыслу глаголы из слов для справок.

 В мае все лесные жители ………. и ……….., кто на чём и как………..  Тут ………. .. и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами ……… соловьи, зяблики, певчие дрозды. ………….. жуки и кузнечики. ………..флейтой иволги. ………..лисица. ………..козуля. ……….волк. …………филин. Скоро ………………шмели и пчёлы. ………. и ……….. лягушки.
(Поют, играют, умеют, услышишь,  скрипят, свистят, лает, кашляет, воет, ухает, урчат, квакают).

*Определите время вставленных глаголов.

3 уровень. Спишите текст, подобрав и вставив подходящие по смыслу слова.

   Однажды в Сочи вечером люди ………….интересный случай.

Большая чайка ……..  в город. Ее ………. электрический свет. Птица …………..дорогу к морю.

Чайка долго ………….над площадью и ………... Она ………….на обочину дороги.

Вдруг с дерева на аллее ……….. две вороны. Они …………к морской птице и …………………….ее вдоль аллеи к морю.

Вороны ……….. возле чайки, пока она ……………….. дорогу к морю.

*Определите время вставленных глаголов.

Рекомендуемый эталон для карточек.

Уровень 1.

Одинокая капля дождя  упала (сов.вид) в воду, и от неё пошли (сов.вид) тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась(сов.вид), зашепталась (сов.вид) трава. Вся вода покрылась(сов.вид) маленькими кругами, и слабый, невнятный звон поплыл(сов.вид) над омутом. Далеко в разрыве мягких туч светит(несов.вид) широкими лучами солнце, и степь дымится(несов.вид) и блестит (несов.вид).

Уровень 2.

В мае все лесные жители поют (наст.вр.) и играют (наст.вр.), кто на чём и как умеют (наст.вр.). Тут услышишь (буд.вр) и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют(наст.вр.) соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят(наст.вр.) жуки и кузнечики. Свистят (наст.вр) флейтой иволги. Лает(наст.вр.) лисица. Кашляет(наст.вр) козуля. Воет (наст.вр.) волк. Ухает(наст.вр.)  филин. Скоро зажужжат(буд.вр.) шмели и пчёлы. Урчат(наст.вр.) и квакают(наст.вр.) лягушки.

Уровень 3.

    Однажды в Сочи вечером люди наблюдали(прош.вр.) интересный случай.

    Большая чайка залетела(прош.вр.) в город. Ее ослепил(прош.вр.) электрический свет. Птица потеряла(прош.вр.) дорогу к морю.

    Чайка долго летала(прош.вр.) над площадью и устала(прош.вр.). Она опускалась(прош.вр.) на обочину дороги.

    Вдруг с дерева на аллее снялись(прош.вр.) две вороны. Они подлетели(прош.вр.) к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю.

    Вороны летели(прош.вр.) возле чайки, пока она нашла(прош.вр.) дорогу к морю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах

Презентация и конспект открытого  урока  русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...