Русский язык.7 класс. Деепричастие.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Ерахтина Наталья Анатольевна

конспект урока. презентация, приложение к уроку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Что же обозначает это слово? обратимся к этимологическому словарю. Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении «делать») + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века. “ дее-” близост ь к действию

Слайд 4

Признаки глагола Признаки наречия 1.Обозначает действие. 2. Имеет вид,возвратность 3. Что делая? Что сделав? 4. Могут иметь зависимые слова. Не изменяются (не склоняются, не спрягаются) 2. Как? 3.В предложении – обстоятельство.

Слайд 5

Деепричастие НСВ (незаконченное добавочное действие. Что делая?) Деепричастие СВ (законченное добавочное действие. Что сделав?) -а -я Стуч-ат Стуч-а Зна-ет Зна-я Улыба-ют-ся Улыба-я-сь -в -вши -ши Сложи-ть Сложи-в Взя-ть-ся Взя-вши-сь Испе-чь Испек-ши -а -я Прочт-ут Прочт-я Прищур-ят-ся Прищур-я-сь

Слайд 6

Выделите в каждом столбике деепричастие: 1 2 А) закрыт; А) работавший; Б) закрывшийся; Б) работая; В) закрыв. В) разработка. По каким признакам определили деепричастия?

Слайд 7

Словарь. Закупорить – плотно закрыть (банку) Заплесневеть – покрыться плесенью (налётом, пятнами ) Словарь. Зак у порить – плотно закрыть (банку) Запл е сневеть – покрыться плесенью (налётом, пятнами ) Произносите правильно Как образованы деепричастия? прин я в пон я в нач а в приб ы в зак у порив запл е сневев

Слайд 9

Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Р. Саути «Лодорский водопад»

Слайд 10

Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точнее и ярче Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны

Слайд 11

Продолжите предложение Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне особенно понравилось… Что мне показалось трудным… Я могу похвалить себя за…

Слайд 12

П.28 упр.183.

Слайд 13

I вариант II вариант Итоговый тест 1. Какое из слов не является деепричастием: 2. Найдите слова с ударением на третьем слоге: А) балуясь; Б) черпая; В) углубившись. А) облегчив; Б) прибыв; В) закупорив. 3. Выберите правильное продолжение фразы: Сидя у костра, Подходя к лесу, А) внезапно налетел ветер; А) ветер стал как будто сильнее; Б) мы завороженно глядели на огонь; Б) уже чувствуется осенняя свежесть; В) мне вспомнилась ночь на Днепре. В) мы посмотрели на компас. 4. Подбери синоним к фразеологизму : А) сломя голову А) не разгибая спины Б) засучив рукава Б) положа руку на сердце А) даря; Б) гиря; В) жаря. А) доля; Б) деля; В) пиля.

Слайд 14

I вариант II вариант Проверь себя! 1Б 1А 2 В 2 А 3 Б 3 В 4А-быстро 4А-беспрерывно 4Б-усердно 4Б-откровенно

Слайд 15

Хорошую речь хорошо и слушать русская пословица



Предварительный просмотр:

1. Что обозначает деепричастие как особая форма глагола?

1) признак предмета по действию;

  • 2) действие предмета;
  • 3) добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

2. На какие вопросы отвечает деепричастие?

  • 1) что делает?
  • 2) что делать?
  • 3) что делая?
  • 4) что сделав?
  • 5) что делай?

3.Найти суффиксы деепричастий:

  • 1) -нн -, -енн-, -т-;
  • 2) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
  • 3)-а, -я, -в, -ши,-вши.

4. Среди данных слов найди деепричастия:

  • 1) прыгаю;
  • 2) прыгающий;
  • 3) прыгая;
  • 4) подпрыгнув;
  • 5) прыгнувший;

5. Найти верные суждения:

  • 1. Деепричастие и глагол отвечают на одни и те же вопросы.
  • 2. Деепричастие не изменяется.
  • 3) Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.

6. При написании каких глагольных форм необходимо знать суффикс неопределённой формы?

  • 1) выслуш…в;
  • 2) увид…вший;
  • 3) уважа…мый;
  • 4) потер…ный;
  • 5) люб…щий.

7. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?

  • 1. Прочитав книгу, она мне очень понравилась.
  • 2. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.
  • 3. Замедляя ход, к станции подошел поезд.
  • 4. Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.

8. Найти слова с ударением на 2-м слоге:

  • 1) заняв;
  • 2) начав;
  • 3) начал;
  • 4) приняв.



Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 7 «Б» классе

по теме «Деепричастие как часть речи»

учителя русского языка и литературы

Цели:

  •  раскрыть функции деепричастий в целях создания у школьников мотивации для употребления деепричастий в собственной речи;
  • Сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола;
  • развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для анализа новой, не изучавшейся ранее части речи;
  • развивать речь школьников через совершенствования умений самостоятельно строить научные определения;
  •  совершенствовать умения и навыки чтения с целью самостоятельного извлечения научной информации из учебника, выделения важных смысловых фрагментов;
  • обеспечить ускорение темпа работы учеников с целью введения понятия о деепричастии; сообщить орфографические и пунктуационные правила и провести их первичное закрепление.
  • продолжать знакомить с нормами литературного языка, с правильным употреблением деепричастий в предложениях;
  • развивать коммуникативные навыки
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Вид урока. Комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работах в парах

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Оборудование. Презентация ,учебники, тексты.

Ход урока:

I.Этап мотивации и актуализации.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада вас видеть. Думаю,что вы как всегда будете на уроке внимательны и активны!

-Мы закончили изучение большой и сложной темы «Причастие».

-Давайте вспомним что это такое?

Ответ детей (Причастие- это самостоятельная часть речи,которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое?какие?)

От какой части речи образуется причастие? –

От глагола

Сейчас мы проведем лингвистическую разминку

  Посмотрите внимательно на дОску  и найдите «Лишнее слово».

1 строка- восхищаться, гулять, любуясь

2 строка-быстро, смеясь, весело

3 строка- говорящий,улыбающийся, воплотив

Любуясь,Смеясь, воплотив- слова неизвестной нам части речи.

II.Целеполагание.

Итак ,каковы  же цели нашего урока :

Дать понятие о деепричастии как о части речи.

Узнать как образуется  деепричастие

Научиться находить деепричастие в тексте

Пополнить свой словарный запас

 научиться видеть различия между деепричастиями и глаголами

Таким образом, тема нашего урока

 Деепричастие как часть речи.(1 слайд)

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.

Часть дее- означает близость этой части речи к действию, значит, к глаголу.

Деепричастие. (слово пишет на доске учитель, ребята – в тетради. Ставим ударение. Проговариваем вслух) Это термин, мы должны знать. Знать, как он пишется и каково его ЛЗ. Еще раз прочитайте слово про себя и мысленно проговорите его.

Чтобы понять, что обозначает это слово, обратимся к этимологическому словарю.

Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении «делать») + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века.

Оно обозначает добавочное действие.

 Сравним два предложения. Найдите грамматические основы предложений( 2 слайд)

Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

Как выражены действия в этих предложениях?

(Делается вывод вместе с учениками.

 В первом предложении действия выражены однородными сказуемыми.  

Во-втором  - глаголом осыпались и добавочным действием роняя. 

Добавочное действие выражено новой частью речи – деепричастием. 

Какие глагольные признаки имеет эта часть речи?

- Во-первых, обозначает действие (добавочное).

- Во- вторых, образуется от глаголов.

- Имеют вид. (роняя – что делая? Несовершенный вид.)

- Какой ещё вопрос можно задать слову? (как?)

- Какая часть речи отвечает на вопрос как? (наречие)

- Какой член предложения отвечает на вопрос как? (обстоятельство)

Значит, деепричастие имеет признаки каких частей речи?-

глагола и наречия. (слайд 3)

Сделайте в тетрадях  две колонки и мы запишем в 1 ую колонку :

Признаки глагола

Признаки наречия

Обозначает действие

Не изменяется

Имеет вид, возвратность

В предложении обстоятельство

Что делая? Что сделав?

Могут иметь зависимые слова (роняя на землю лепестки)

А теперь откроем учебники на странице 77. И ознакомимся с теоретическими сведениями о деепричастии.

Изучение теоретического материала учебника (с. 76-77)

Мы уже сказали,что Д образуется от глагола. А с помощью каких морфем?  Давайте исследуем

На доске глагол: ЧИТАТЬ-  давайте образуем Д.- (что делая ?) Читая (что сделав?)- ПРОЧИТАВ (вопросы приклеиваются на доску в цветных прямоугольниках)

Итак, с помощьюкаких морфем  образуется Д от Г?

Далее рассмотрим таблицу .Т.к. Д образовано от Г.оно также как и Г бывает СВ И НСВ

Образование деепричастия. (слайд4)

Деепричастие несовершенного вида.

(незаконченное добавочное действие. Что делая?)

Деепричастие совершенного вида.

(законченное добавочное действие. Что сделав?)

-а –я

Зна-ет  - зная

Гляд-ят – глядя

Улаба-ют-ся - улабаясь

-в –вши  -ши

Сложи-ть, сложи-в, сложи-вши

Взя-ть-ся, взя-вши-сь

Испечь, испек-ши

-а – я

Прочт-ут, прочт-я

Прищур-ят-ся , прищур-я-сь

Я: Как определить вид деепричастия?

Задай к деепричастию вопрос. Если оно отвечает на вопрос «Что делая?» - это деепричастие несовершенного вида. Если отвечает на вопрос «Что сделав?» - это деепричастие совершенного вида.

Давайте составим алгоритм как образовать деепричастие НСВ от глагола?

 Смеяться –смеются- смеясь (На доске)

1)Задай вопрос к глаголу. Если глагол несовершенного вида, то и деепричастие будет несовершенного вида

2) Поставь глагол в настоящее время ( что делают?)

3) Отбрось окончание (-ут, -ют, -ат, -ят)

4) Добавь суффикс –а или –я 

Хорошо, молодцы!

А теперь –алгоритм образовать деепричастие СВ от глагола?

Рассказать- рассказав

1.)Если глагол совершенного вида, то и деепричастие будет совершенного вида. 

2) Отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, -чь, -ти).

3) Добавьте один из суффиксов -в,-вши, -ши. 

(слайд 5 ):

А сейчас проведем самопроверку выделите в каждом столбике деепричастие)

1- вариант.

1. Закрыт

2. Закрывшийся

3. Закрыв

2 -вариант.

  1. Работавший
  2. Работая
  3. Разработка

Д. каких видов вы нашли? 1 в – СВ; 2-НСВ.

Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами)

От данных глаголов образуйте деепричастия  (устно)

Создать  -   создав.

Занять – заняв.

Поднять – подняв.

Какую закономерность вы заметили?Ударение падает на конец слова.

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно) и поставьте в каждом слове ударение

(Глаголы записаны на створке доски)

Начать –(начав)

Понять – (поняв)

Принять – (приняв)

Прибыть – (прибыв)

Закупорить – (закупорив)

Заплесневеть – (заплесневев) 

Проверьте себя (слайд 6 произнесите правильно)

Физминутка.

А ТЕПЕРЬ, РЕБЯТА, ВСТАЛИ!

БЫСТРО РУКИ ВВЕРХ ПОДНЯЛИ,

В СТОРОНЫ, ВПЕРЕД, НАЗАД,

ПОВЕРНУЛИСЬ ВПРАВО, ВЛЕВО,

ТИХО СЕЛИ, ВНОВЬ ЗА ДЕЛО.        

Работа с текстом.

-А теперь обратимся к текстам,которые лежат у вас на партах.

  Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

  И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.

(97 слов)

  1. О чем текст ? Какова  его осн. Мысль?( Наступление зимы,первый снег)
  2. Определите стиль речи? художественный
  3. Тип речи? повествование
  4. Давайте озаглавим текст? ( Первый снег)
  5. С помощью каких частей мы можем представить приход зимы? (Глаголы,Причастия и Деепричастия)

-А теперь найдите и обведите  Д в тексте (1 в-1 абз. 2в- 2 абз.)

(Устно)

Отредактируйте предложенияЯ раздам  вам предложения с речевыми ошибками.В них неправильно употреблено Д.(Работа в парах) Такое задание может встретиться в заданиях ГИА

Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.

Покатившись на катке, сильно болят ноги.

Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

Возвращаясь домой, пошёл дождь.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

Открывая дверь ,она громко скрипнула

Когда я подошел к дому…

Мы заигрались до позднего вечера…

Когда я сидел у окна…

После тренировки на катке…

Когда я возвращался домой …

Он поселился в деревне…

Когда я открылдверь…

 ( (слайд 8)

Читаю стихотворение.

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия)

- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

- Какие слова помогли это сделать?Давайте ещё раз вспомним что такое Д?.

- Какую роль они играют?

-На какие вопросы они отвечают?

  (Вывод)

V. Рефлексия. Подведение итогов.

Смотреть слайд 9

Продолжите предложения:

 Сегодня на уроке я узнал(а)…

 Мне особенно понравилось…

 Что мне показалось трудным…

Я могу похвалить себя за …

Сегодня за работу на уроке получили оценки следующие ребята:

Слайд 10)Домашняя работа. П.28 упр.183.

Выполнение теста. (Прилагается).Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку "Переход деепричастий в наречия"

Урок русского языка в 10 классе "Переход деепричастий в наречия"...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"

Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи;  развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"

Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и за...

Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" 7 класс

Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" помогает ответить на вопросы об изобразительных возможностях этой части речи в языке....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...