«Современная литература в школьной программе»
статья

Калина Виктория Геннадьевна

Главная задача литературы в годы школы и университета — научить молодых людей самостоятельно, широко и глубоко мыслить, а также показать ему возможную силу и глубину чувства, духа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_literatura_v_shkolnoy_programme.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Виктория Геннадьевна Калина

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7»

 село Чкаловское, Приморский край

«Современная литература в школьной программе»

     Согласно примерной программе, принятой после 2014 года, современная русская литература должна быть представлена в определенных рамках: 14 произведений, 20 авторов, 7 обязательных тем. Творчество автора учебника заключается в том, чтобы наполнить эти параметры.

    Но главная задача литературы в годы школы и университета — научить молодых людей самостоятельно, широко и глубоко мыслить, а также показать ему возможную силу и глубину чувства, духа. 

     Некоторые школьники считают, что до многих классических произведений они ещё не доросли. Большинство и не читают, хотя честно пытаются, отличники же в прямом смысле пыхтят и мучаются ради оценки.   Я знаю это ощущение, когда книги тяжелые и сложные, но они оставляют в душе такой след, вызывают такие мысли, что действительно взрослеешь. Нельзя вечно прятаться в свою скорлупку, в которой все хорошо и нет тяжелой литературы. Если не читать такое, то и не повзрослеешь, и навсегда эти книги слишком взрослыми. Одна из целей чтения и изучения литературы - расти и развиваться. А так, читая всегда "что попроще" можно на том же уровне и остаться.

     Сегодняшние подростки читают мало, значительно меньше, чем 20-30 лет назад. Более того, им непонятны проблемы и духовные искания персонажей старше 30 лет — Андрея Болконского или Пьера Безухова. Поэтому предлагается заменить их чем-то более увлекательным.

     Как и другие школьные предметы, литература страдает от формального подхода к изучению. Учебник по литературе часто включает в себя устаревшие оценки и штампы, придуманные критиками более 150 лет назад, вроде «луча света в темном царстве» или «лишних людей». Нравственная проблематика некоторых произведений действительно утратила свою актуальность сегодня.  Подростки считают, что герои литературных произведений жили давно, поэтому их страдания не всегда понятны современному школьнику.

     Принято считать, что художественные произведения должны научить школьника рассуждать и анализировать. Но, к сожалению, большинство учителей предлагают все тот же формальный подход к изучению литературы в силу многих причин — инерции, страх отступления от программы и попыток внести в традиционные занятия что-то новое. Им гораздо проще ориентироваться на мнения критиков, многие из которых жили так же давно, как Онегин, Печорин или Базаров.

     Геннадий Беленький высказывал мнение: не нужно новые произведения нести в школу. Они должны настояться, получить достаточно осмысления в критике, должны быть прочитаны хотя бы одним поколением читателей. Но если школьная программа литературы XXI века будет опираться равно на классику и авангард, то из одиннадцатых классов будут выходить люди с куда более глубоким пониманием предмета.

     Современная литература изучается на уроках мельком. Произведения русских и зарубежных авторов могли бы дать гораздо больше пищи для размышлений, потому что их проблематика близка нынешнему поколению школьников.

     Но и классические произведения не утратили актуальности. Например, может быть не совсем понятно, почему «Евгения Онегина» считали «энциклопедией русской жизни», но проблема неразделенной любви понятна ученикам 7-8 класса. Но собственное мнения ученика по проблематике литературных произведений не всегда устраивает учителя, который привык ориентироваться на мнение критиков. В итоге сочинения пишутся так, как диктует учебник, и умение анализировать так и не развивается. Классическая литература дает представление о жизни людей в определенную историческую эпоху. Поэтому ее так же необходимо изучать, как и историю. Ведь без знания о прошлом страны или мира нет и представления о будущем. Не всех героев классической литературы можно представить в современном мире, но многих.

     Разумеется, преподавание литературы в школе имеет ряд серьезных недостатков, не позволяющих сделать занятия действительно интересными для современных школьников. Но классические произведения дают человеку представление о правильном литературном языке и культурном коде его страны. Чтение любых книг, не только тех, которые включены в школьную программу, развивает логическое мышление и способность удерживать в сознании множество сюжетных ходов и имен персонажей. Классические произведения русской литературы переведены на все мировые языки и находят отклик в сердцах читателей всего мира. 

     Гуманитарное воспитание общества — это каждодневная работа для достижения социального компромисса во всём обществе. 
Так, что литература в воспитании общества и должна носить основу для гуманитарного воспитания общества. 
То есть, чтобы стать реальным авангардистом импрессионистом, надо иметь классическую основу гуманитарного воспитания и образования, а не отходить от собственного понимания либерализма. 

     



     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)

Для любого человека особой духовной ценностью является название своего народа (этноним) с рядом близких этому понятию имён, ведь именно в слове т...

Авторская программа элективного курса "Современная литература"

Авторская программа элективного курса "Современная литература" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа знакомит выпускников с литературой последнего десятилетия 20 века и первого десяти...

Литература для прочтения ( не из школьной программы)

Уважаемые родители. Хочу Вам и Вашим детям предложить для прочтения книги, которые произведут на Вас впечатление  и о которых Вы будете много и долго думать. А Вашим детям, возможно, эти книги по...

Современная литература в школьной программе.

В статье рассматриваются проблемы чтения детей и подростков, а также изменения роли современной литературы в процессе социализации личности. На основе результатов исследований последних лет обозначены...

Использование ресурсов школьной библиотеки для успешного освоения школьной программы по литературе

Сотрудничество учителя литературы и школьного библиотекаря открывает оргомные возможности для решения важнейшей на сегодняшней день задачи  - преодолеть нежелание читать и научить понимать прочит...

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы....

Актуальные проблемы и перспективы учебного предмета "Технология" в современной школьной программе

Статья "Актуальные проблемы и перспективы учебного предмета "Технология" в современной школьной программе" рассматривает ключевые вызовы, с которыми сталкиваются учителя и ученики ...