Актуальность создания технологии формирования коммуникативной культуры обучающихся в учебном диалоге
материал

Методические объединения

Актуальность создания технологии формирования коммуникативной культуры обучающихся в учебном диалоге в аспекте компетентностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность создания технологии формирования коммуникативной культуры обучающихся в учебном диалоге

в аспекте компетентностного подхода

Бормотова Н.А,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №50

Рост официальной образованности молодого поколения пока не влияет в должной мере на формирование личности, на развитие ее самосознания, жизненоважных ценностей. Будущее требует от нас изменить стратегию образования, которая должна быть нацелена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно изменяющемся мире, отражать социально-экономические требования будущего, способной смело разрабатывать собственные линии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Личность проявляется в общении. Возможность, а зачастую, и потребность высказать и обосновать свое мнение приводит к «заказу» на человека «говорящего».

Современная педагогика и практика работы учителей и, прежде всего, педагогов-новаторов (Ш.А.Амонашвили, И.В.Волков, Е.И.Ильин, С.Н.Лысенкова и др.) доказывает огромное значение культуры общения педагога и обучающихся для их развития, для формирования их коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура обеспечивает воздействие и взаимодействие в процессе жизнедеятельности, детерминирует проявление практически всех качеств личности. Оценка личности во многом зависит от уровня ее коммуникативной культуры, так как именно с ней сталкиваются участники взаимодействия в первую очередь. Низкий уровень коммуникативной культуры личности не позволяет в полной мере проявить другие (возможно более ценные) свои качества. Высокий уровень коммуникативной культуры смягчает проблемы жизнедеятельности, создает ситуацию взаимопонимания и продуктивного взаимодействия.

Поиски эффективного средства, позволяющего успешно влиять на формирование коммуникативной культуры обучающихся, наталкивают на мысль о возможности использования в качестве такого средства учебного диалога.

Учебный диалог может выполнять не только функции обучения, но и специфические функции воспитания. Не случайно учебный диалог активно применяется в сочетании с другими методами, средствами и формами организации обучения, воспитания и развития. В связи с необходимостью разработки технологии формирования коммуникативной культуры личности я предполагаю существование определенного пути решения данной проблемы, связанного с использованием учебного диалога.

Актуальность данного исследования определяется и тем особым вниманием, которое обращено современной педагогической наукой на проблемы диалогического взаимодействия как активного средства формирования личности. А вопросы, связанные с формированием коммуникативной культуры оцениваются как проблема, требующая изучения, т.к. с ней непосредственно связаны многие серьезные факторы повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Я полагаю что формирование коммуникативной культуры обучающихся протекает эффективно если:

  • в учебно-воспитательном процессе выделить коммуникативный компонент, предполагающий формирование ценностного отношения к коммуникативной деятельности и ее результатам, а также формирование коммуникативной компетентности и направленности личности обучающихся;
  • спроектировать систему учебных диалогов, направленных на формирование коммуникативной культуры обучающихся;
  • разработать технологию адекватную целям обучения, формирующую коммуникативную культуру обучающихся, и включить обучающихся в специально организованную коммуникативную деятельность;
  • в процессе организации учебного диалога учесть или создать педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования коммуникативной культуры обучающихся и их самореализацию в коммуникативной деятельности.

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения, что явно выделено федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) [http://www.s_50.edu54.ru/cs_edustandarts.html]. ФГОС, построенный на принципах компетентностного подхода кардинально меняет условия организации учебно-познавательной деятельности в современной школе. Он акцентирует свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В свою очередь для себя как для учителя мною было определено, что специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным знаниям; следует «учить учиться».

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех уровнях общего образования. Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. И не только! К особенностям формирования условий организации учебно-познавательной деятельности с целью развития коммуникативных УУД мною был отнесен такой фактор, как контингент учащихся нашей школы. Специфика такова: наличие отчасти высокой степени педагогической запущенности детей; низкая мотивация и низкий уровень познавательных процессов; негативный социальный опыт; неадекватная самооценка и высокий уровень личностной тревожности; низкая мотивированность родителей (выраженный запрос на уровень обучения); негативный социальный опыт; социальная среда школы, формируется традициями педколлектива, социальным уровнем семей и т.п.

МБОУ СОШ № 50 находится на окраине города Новосибирска, в так называемом спальном микрорайоне на Юго-Западном жилом массиве, где высшие учебные заведения, театры, музеи располагаются на достаточно удаленном расстоянии от ОО, мало библиотек и учреждений дополнительного образования. Это обуславливает низкий уровень социокультурной среды, а тем самым недостаточно развитую коммуникативной культуры обучающихся.

Социальный состав обучающихся в школе и их семей достаточно сложный: дети из многодетных семей, часть обучающихся воспитывается опекунами, много детей из неблагополучных, неполных и малообеспеченных семей. Имеются такие родители, которые мало уделяют внимания своим детям, недостаточно заботятся об их воспитании и развитии. Всё это накладывает определённый отпечаток на процесс обучения, воспитания и развития. На практике реализация задач воспитания и обучения затрудняется некоторыми объективными противоречиями между благоприятными и неблагоприятными факторами.

Обозначенные задачи бесспорно актуализируются в образовательном процессе и в работе учителя русского языка и литературы. Поэтому важна полноценная деятельность учебного предмета в процессе разработки технологии формирования коммуникативной культуры обучающихся посредством учебного диалога.

МБОУ СОШ № 50 создана для оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления города Новосибирска в сфере общего образования. Учреждение в своей деятельности обеспечивает достижение следующих целей:

  • формирование культуры личности учащихся на основе усвоения ими федеральных государственных образовательных стандартов;
  • адаптация учащихся к жизни в обществе;
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
  • интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • охрана жизни учащихся во время образовательного процесса;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья обучающихся [http://www.s_50.edu54.ru/sveden/files/421b0502-c0c1-4084-baaf-d872f7392bd2.pdf].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

Данная работа описывает работу учителей иностранного языка школы по развитию личностных качеств школьников таких как, патриотизм, гражданская идентичность, толерантность, социокультурная грамотность, ...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...

Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать  коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....

Новые возможности формирования коммуникативной культуры обучающихся на этапе внедрения дистанционных форм обучения

Разработка системы дистанционного профильного обучения обусловлена необходимостью поиска оптимальных форм реализации научно-методического сопровождения большого эксперимента, который проводится Минист...

Доклад на тему "Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся"

Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся...

Инновационный педагогический проект «Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»

Направление  реализации проекта:создание  благоприятной  среды для формирования  коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библ...