Рабочая программа по родному (русскому) языку
рабочая программа (9 класс)

Сагитова Альбина Закуановна

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса   (1 час в неделю) составлена на основе примерной программы основного общего образования  по русскому языку. Русский язык. 5—9 кл., / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008. — С. 3-47. . В. Бабайцева, А. Ю. Купал , Е. И. Никитина, А. П. и др.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk_9_kl.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                            02-29

Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Васильевка

муниципального района  Стерлитамакский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО                                                               СОГЛАСОВАНО                                             УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                                                               Зам. директора по УВР                                 Директор МОБУ СОШ с. Васильевка

Руководитель                                                                _______ И.Ю.Ахмадуллина                                    __________Д.З.Набиева

_____/Сагитова А.З.                                                                                                                                  Приказ № 100 от 31.08.2018 г.

Протокол №1

«22» августа 2018 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Родной (русский)  язык »

для   9  класса основной общеобразовательной школы

Разработана                                        

Сагитовой Альбиной Закуановной,        

учителем русского языка и                        

литературы первой                                

квалификационной категории.                

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку  для 9 класса создана на основе:

  •  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованного к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 с изменениями от 08.06.2015г. №576; 05.06.2017г. № 629; № 345 от 28.12.2018 г.
  • Примерной программы основного общего образования  по русскому языку. Русский язык. 5—9 кл., / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008. — С. 3-47. . В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, А. П. и др.)
  • Учебного плана МОБУ СОШ с. Васильевка на данный учебный год, утвержденный приказом директора;
  • Положения о рабочей программе МОБУ СОШ с. Васильевка с изменениями и дополнениями от 24 августа 2016г. №90;
  • Устава МОБУ СОШ с. Васильевка, утвержденного 18 марта 2015г.

 При реализации учебной программы   используются учебники «Русский язык. Русская речь»  9 класс. Е.И. Никитина. М.: Дрофа, 2016г;

 

 В общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан с многонациональным составом учащихся также предусмотрено изучение родного русского языка для русскоязычных учащихся наряду с изучением родного башкирского, родного татарского, родного чувашского и др. языков для учащихся башкирской, татарской, чувашской и др. национальностей.   Родной язык – это основа формирования языкового сознания, языковой картины мира ребёнка, это средство социализации личности школьника, приобщения его к жизни и законам общества, в котором он родился и живёт, это основа изучения всех школьных предметов. С помощью родного языка ребёнок проникнет в неисчерпаемый мир русской литературы, в богатейшую культуру русского народа. Изучение родного русского языка поможет выпускникам общеобразовательных учреждений найти своё место в жизни

Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания родного языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации:

 формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и

речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного

владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированное, соответствия ситуации общения;

формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс  родного языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

     Компонент учебного комплекса — «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.

Система работы по развитию связной речи учащихся  учитывает следующие положения.

  1. Связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).
  2. Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.
  3. Связь работы по развитию речи с изучением родного  языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).
  4. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).
  5. Опора на межпредметные связи. Создание единого речевого режима в школе. Единая система развития связной речи учащихся в начальном и среднем звене обучения.

Текст рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельности учащихся.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой и совокупности служат решению задач обучения   родному языку в школе.

   В процессе обучения родному  языку учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания родного языка.

    

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно учебному плану на изучение родной литературы  в 9 классе  отводится  1 час в неделю (34 часа в год)

    Этнокультурная направленность реализуется при работе над текстами произведений башкирских писателей.

 Планируемые  результаты освоения курса «Родной язык»      

 Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной  культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку  являются

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

     способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,          ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение различными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного  общения.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку  являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)        овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)        опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)        проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8)        понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)        совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

10)        понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

11)        использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

12)        расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

13)        формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

14)        обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

15)        овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

16)        формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

        

Планируемые результаты освоения курса  9 класса

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного

языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения

школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить

чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе

речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение разными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые

ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство

получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-

либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях

формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка,о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка

в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;

монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык

художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные  единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),

синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры,

принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования

выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной

речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе

текстов художественной литературы.

                       Содержание учебного предмета   9 класс

 

Композиционные формы сочинений. Творческое воображение и память – основа создания текста. Описание по картине. Психологический портрет. Рассказ. Воспоминания о книге. Рецензия на книгу. Аннотация. Портретная зарисовка, портретный очерк. Стили речи. Обобщение и углубление изученного. Разговорный стиль речи. Научный стиль речи. Официально – деловой стиль речи. Публицистический  стиль речи. Художественный стиль речи. Повторение и обобщение пройденных тем.

 

 

Тематическое распределение часов

№ п/п

Тематические разделы

Количество часов

Всего

9 класс

1.

Композиционные формы сочинений

21

2.

Стили речи

 9

3.

Повторение

1

4.

Заключение

3

5.

6.

7.

8.

9.

ИТОГО

                 

34

Календарно-тематическое планирование 9 класс ( 34 ч.)

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

Фактически

Композиционные формы сочинений

04.09

Творческое воображение и память – основа создания текста

11.09

  1.  

Описание по картине. Психологический портрет

18.09

Написание  сочинения по картине.

25.09

Рассказ

02.10

 Сочинение рассказа на основе содержания картины «Мать партизана».

09.10

 Разные формы рассказа  о «Мадонне».

16.10

Воспоминание о книге.

23.10

Написание изложения от третьего лица.

06.11

Синтаксические средства сравнения. БСП.

13.11

Синтаксические средства сравнения. Сложное синтаксическое целое.

20.11

Текст - сравнение

27.11

Сравнение в произведениях А. С. Пушкина

04.12

Сравнение в произведениях М. Ю. Лермонтова

11.12

Рецензия на книгу

18.12

Градация

25.12

Аннотация

15.01

Портретный очерк.

22.01

 Портретная зарисовка

29.01

Написание изложения по тексту «Учитель»

05.02

 Написание сочинения «Каким мне представляется современный учитель»

12.02

Стили речи. Обобщение и углубление изученного.

19.02

Разговорный стиль речи

26.02

Научный стиль речи

04.03

Составление конспекта статьи о синонимах.

11.03

Официально- деловой стиль речи

18.03

Публицистический стиль речи

01.04

Написание сочинения – размышления по поводу статьи «О милосердии» Д. Гранина.

08.04

Художественный стиль речи

15.04

Основные функции художественного стиля речи.

22.04

Повторение.

29.04

Обобщение пройденных тем.

06.05

Итоговая контрольная работа

13.05

Задание на лето. Защита проекта.

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному (русскому )языку

Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...