Неделя русского языка
учебно-методический материал (5 класс)

Надежда Анатольевна Боярова

Материал можно использовать при проведении уроков родкого русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_russkogo_yazyka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка

5 - 9-е классы

Девиз конкурса:

«С русским языком можно творить чудеса...»

К.Г. Паустовский

К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, палиндромы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях в составе загаданных слов.

Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

1. Игра «Цепочка»

Задача: нужно подобрать и записать словарные слова цепочкой. Кто больше?

БерезА
АрбуЗ
Завтр
аК
Комн
атА
Анте
ннА... 

2. Игра «Наборщик»

Задача:

Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.

Активность – акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тон, тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сатин, скат, скот, ток, ас, вино и др. (35 слов).

Государство – (можно набрать 25 слов).

! «Набирать» можно только имена существительные в именительном падеже.

3. Игра «Перевертыши» (или «Палиндромы»)

Задача: в русском языке есть слова (и даже целые выражения!), которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево. Нужно подобрать или вспомнить такие случаи.

Казак, шалаш, комок, поп и т.д.

  • Анна, барабан на!
  • Ася, молоко около мяса.
  • Алла рвала лавр.
  • Арбуз у зубра.
  • А роза упала на лапу Азора.
  • Но ты меньше ешь, не мыт он.

4. Игра «Шарады»

Задача: загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Чтобы отгадать шараду, нужно отгадать вначале признаки отдельных слов, а потом дать объяснение целого слова.

Три буквы облаками реют.
Две виснут на лице мужском.
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.

(Пар-ус)

Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои.
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.

(Бук-вы)

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.

(Кар-тина)

Первый слог найдешь средь нот,
Продолженье – бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.

(До-рога)

5. Игра «Сверху вниз, снизу вверх»

Задача: записать слово вертикально и на каждую букву подобрать слова так, чтобы данное слово читалось одинаково сверху вниз и снизу вверх.

ЗолА
АрыК
ГоД
АнгинА
ДолГ
КорА
АлмаЗ

6. Игра «Метаграмма»

Задача: нужно последовательно изменять в слове одну букву. В метаграммах может меняться не только первая, но и последняя и любая другая буква.

С «б» – смертельной я бываю,
С «
м» – меха я пожираю,
С «
р» – актеру я нужна,
С «
с» – для повара важна. (Боль, моль, роль, соль)

С «м» я в море,
С «
в» я в поле,
С «
п» я в доме,
С «
г» – в футболе. (Мол, вол, пол, гол)

С буквой «т» его все знают –
Он с собой весну несет;
С буквой «
ш» всегда играют,
Коль в строю отряд идет.

(Март, марш)

Я с «в» от непогоды вас укрою,
А с «
т» я землю рою.

(Кров, крот)

7. Игра «Логогриф»

Задача: нужно какую-нибудь букву отнять совсем или же, наоборот, прибавить новую.

Ты через реку переправишь
На мне людей, и скот, и груз.
Но если «
и» в меня ты вставишь,
То я на воздух подымусь.

(Плот – пилот)

Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с «
к» я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу.

(Омар – комар)

Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.

(Волга – иволга)

Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь к нам «
л», и зазвучим
Тогда довольно мелодично.

(Гуси – гусли)

8. Игра «Анаграммы»

Задача: нужно в слове переставить буквы или поменять местами и образовать другое слово, имеющее иной смысл.

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Я – дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.

(Сосна – насос)

Не раз в оркестрах я звучала,
Мой голос cтрунный так певуч:
Но «
ф» мое поставь сначала,
И я во тьму направлю луч.

(Арфа – фара)

Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я французская река.
Но, если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.

(Рона – нора)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием  информационных технологий...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...