Статья "О литературном образовании в школе"
статья по литературе

     Целью учебной дисциплины «литература» является,  прежде всего,  формирование у школьника естественной потребности в чтении и творческой интерпретации прочитанного, а значит, и формирование речевых компетенций — умений читать художественные тексты и создавать тексты собственные в различных жанрах (художественных, публицистических, научных и пр.) в соответствии с конкретной речевой ситуацией. Как этого добиваться? Статья содержит некоторые размышления о данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «О литературном образовании в школе»

       «Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять, и в первую очередь пересмотреть программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах», — сказал Путин В.В. на Российском литературном собрании. Также он отметил, что  огромную роль в этом вопросе играют личность педагога, его способность мотивировать детей к изучению богатства русского языка. Обсуждались серьезные проблемы, превратившие Россию в страну, где средний взрослый человек читает не более 9 минут в день. Такие данные привел Владимир Путин в своем вступительном слове.
     
Наталья Дмитриевна Солженицына подняла тему массового невежества, которое поглотило нашу страну и лишило нацию нравственных ориентиров. Как преодолеть эти проблемы? При расколе, который наблюдается в нашем обществе, по мнению вдовы писателя, детям о нравственности и сострадании смогут рассказать только Толстой и Достоевский. И с этим нельзя не согласиться. Главное теперь, как преподавать литературу в современной школе? Как повернуть детей к произведениям наших великих классиков?

      Хотелось бы, прежде всего, определить основную цель учителя литературы. Думаю, это научить человека читать. Научить понимать читаемое, видеть его содержательную, самое главное, эстетическую ценность. Недавно моя бывшая ученица,  окончившая школу  еще в начале 90-х, при встрече сказала, что единственное, что помнит из всей своей школьной жизни – это то, как она играла роль Татьяны Лариной на нашем литературном вечере,  как читала стихи Высоцкого и как мы готовились к написанию сочинения. Тогда я первый год работала  в школе, переживаний было много, этот класс  был уже на выходе. В ее скудных воспоминаниях  звучал восторг от соприкосновения с чем-то высоким, важным… Это ведь и есть эстетическое воздействие искусства слова.  Мало! Но зато на всю жизнь.  В памяти школьников остаются навсегда такие занятия, в ходе которых обнаруживалась активная позиция каждого, когда они действовали, творили, проживали вместе с литературными героями их жизнь, чувствовали и видели жизнь, как писатели. 
     Человек  во время чтения должен видеть проблемы, которые волнуют автора, и достоинства  художественного произведения. Задачи преподавания литературы в школе - это обучение навыку  вычленения основных мыслей в тексте и понимания текста, а также умения видеть  неповторимость данного произведения.
 Задача учителя научить человека видеть художественный образ, научить видеть настоящее  в искусстве, отличать настоящее от литературного суррогата. Читатель, умно воспринимающий книгу. Не это ли мечта любого учителя! И единственно возможный способ проверки обученности школьника в нашем предмете может быть истолкование (интерпретация) незнакомого художественного текста. 

     Таким образом, целью учебной дисциплины «литература» является,  прежде всего,  формирование у школьника естественной потребности в чтении и творческой интерпретации прочитанного, а значит, и формирование речевых компетенций — умений читать художественные тексты и создавать тексты собственные в различных жанрах (художественных, публицистических, научных и пр.) в соответствии с конкретной речевой ситуацией. И задачей этого школьного предмета должно стать привитие любви к чтению и умение отличать настоящую литературу. Если школьный учитель литературы сумеет своих учеников, хотя бы научить, где проходит граница между литературой и макулатурой, честь ему и хвала. Но это трудно: для этого нужно освоить разные методы анализа текста, уметь показать, как сделано литературное произведение. Таких учителей еще надо подготовить… 

       От учителя зависит формирование литературных вкусов его учеников, их умение дать художественному произведению правильную идейно-эстетичную оценку, которая бы основывалась не только на непосредственном восприятии, а и на анализе произведения, умении сознательно и аргументированно определять его идейно-художественные качества. От того, насколько обогатится  духовный мир подростков, зависит будущее государства.

      Но наши ученики читают всё меньше, причём в основном такое, где напрягаться не надо;  учителя часто в пренебрежении со стороны государства, учащихся, иногда родителей.  Но мы-то что тогда делаем в школе? Ведь  изучают курс русской литературы американские подростки в исправительной  колонии города Бомонт штата Вирджиния, и этот курс стал своеобразной премией за примерное поведение. Заключенные признаются - русская классика помогает найти ответы на многие вопросы, теперь они больше думают о смысле жизни, ставят перед собой новые цели, ищут работу. Сверкающий луч совести русской литературы пронзает и их. А нам и сам Бог велел! Сегодня в современной школе  есть возможность для более свободного, творческого преподавания литературы, только бы суметь! Мы должны научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Взрастить из него интересную личность, а личность будет интересной, только тогда, когда сможет самостоятельно мыслить, высказываться емким, образным языком.

      И хочется, чтобы наши дети не вскрикивали по ночам от нервного перенапряжения, не мечтали  поскорее вырасти, не испытывали ненависти к школе, не терзали себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Пусть спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на русский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют.  Пусть они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и читать, и учиться

Список литературы:

  1. Г.  Ахбарова, Т.  Скиргайло. Методические рекомендации.
  2. М. Ефимова. Книжное обозрение.

  3. А. Штоль. Зачем преподавать литературу в школе?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Теория литературы в системе литературного образования"

В реферате говорится о месте и роли теории литературы в системе литературного образования....

Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе

Спецкурс “Литература русского зарубежья” изучается на заключительном этапе литературного образования, получаемого учащимися в рамках средней школы, параллельно с курсом русской литературы XX века.htt...

Конспект урока литературы в 11 классе (программа литературного образования для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной) Тема. Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Тема  урока «Поэма А. А. Блока «Двенадцать».При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:- обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально ...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...