Конспект урока литературы по рассказу Е. Носова "Кукла"
план-конспект урока (7 класс)

Успешность этого урока заключается в том, что удалось предварительно обдумать каждую деталь, выбрать правильный темп урока, сохранить атмосферу сотрудничества, использовать разнообразные методы и формы деятельности обучающихся. Урок адаптирован согласно возрасту и особенностям класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_esli_ty_slep_.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

 учреждение «Новосельская ООШ» Вознесенского района

 Нижегородской области

Конспект урока по литературе
в 7 классе

«Если ты слеп, душа твоя глуха…»

(по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Подготовила

                                                                         Первушкина Антонина Васильевна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

С. Новосёлки

2018

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

  Цели и задачи урока:

Учебные: 

·       заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;

·       сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней.

Развивающие:

·       умение решать проблемы;

·       умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

·       умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

·        умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Воспитательные: 

·       воспитывать социальную ответственность;

·       воспитывать эстетически подготовленного читателя;

·       формирование содержания понятий «равнодушные люди», «черствые люди», «одиночество человека».

   Оборудование:  Текст рассказа Е.И. Носова «Кукла», компьютер, проектор, презентация, словарь русского языка» С.И.Ожегова..

Ход урока

1.    Оргмомент

Доброе утро, ребята!  Я очень рада вас видеть, и надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Звучит фонозапись «Русские колокола».

Это звучат колокола православных соборов. Во все времена они были вестниками тревоги.

Вопрос учащимся:

  • По ком сегодня звонят колокола? (Они напоминают нам, что что-то с нами происходит).

Учащийся читает сихотворение Константина Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

2.    Постановка целей и задач

Сегодня на уроке мы поработаем над рассказом Евгения Ивановича Носова «Кукла», который вы прочитали дома. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему  урока «Если ты слеп, душа твоя глуха…». СЛАЙД 1

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какие цели поставим перед собой? Что каждый из вас захотел бы взять для себя из этого рассказа, чему научиться?

(попытаемся раскрыть нравственный смысл этого рассказа, будем учиться понимать поступки людей и мотивы их поведения)

- В конце урока вы  ответите, почему эта цитата подходит к нашему уроку.

3.    Знакомство с личностью писателя

Для того чтобы глубже понять творчество писателя, очень важно узнать его внутренний мир, время,  в котором он жил и создавал свои произведения. Давайте заслушаем сообщение  вашего одноклассника.       СЛАЙД 2,3    Сообщение ученика.

4.    Работа над названием и  содержанием рассказа

1)   Формулирование 1 проблемы «Потребительское отношение человека к природе»

- Дома вы прочитали рассказ, познакомились с его содержанием. Обратите внимание, что изображено на слайде? (загрязнённая природа, мусор, захламленная река) СЛАЙД 3

- А есть ли связь между фотографиями природы, изображенными на слайде, и описанием природы в рассказе Носова? (Да, есть

- Давайте обратимся к тексту рассказа

Выразительное чтение отрывка учителем+муз.сопровождение

В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом.   

- Как изображена река в прочитанном отрывке? (загрязненная бутылками, мусором, щепками, пенопластом, водорослями)

Действительно, даже несмотря на весь хлам и мусор река Сейм, которую описывает автор, полноводная, в ней еще водится рыба. Ведь, как мы знаем, рыба может жить только в чистой воде.   Именно на этой загрязненной реке автор и познакомился с Акимычем, о котором мы поговорим чуть позже. Через некоторое время автор вновь оказался у реки и не узнал ее.

- Что же так сильно его огорчило? Найдите в тексте этот отрывок (стр.171

(Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи.)  

- Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась)

- Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой в целом? (люди мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема. Выходит, если гибнет живая природа, то общество нездорово.)

- Ребята, а вот эти места вы не узнаёте? (Это Сарма весной, которая протекает за Новоселками, русло которой всё уже и уже с каждым годом)

А это что за живописные  места?

- На примере прочитанного описания природы и слайдов, подумайте, какая проблема поднимается Носовым? (экологическая проблему; взаимодействие человека и природы; как же относится человек к природе?  проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе)

«Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе» СЛАЙД 4

Запишем ее в рабочих тетрадях.

Итак, ребята, мы выявили первую проблему рассказа.

2)    Формулирование 2 проблемы  «Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу» 

- А как люди в обществе относятся друг к другу? Всегда ли они находят взаимопонимание, отзываются на чужую боль, помогают друг другу?

Спасибо за ваши интересные ответы. Действительно, ребята, Люди встречаются самые разные – одни добрые, открытые, душевные, другие – черствые и жестокие. Давайте вновь вернемся в Акимычу.

- Что вам о нем известно? (рыбак, фронтовик, неравнодушный ко всему происходящему человек, не может смотреть, как гибнет природа)

Работа с портретной характеристикой в форме динамической таблицей

Чтобы определить, какими чертами характере наделил Носов Акимыча, давайте вместе составим портрет личности героя. На доске представлены эпитеты. Определите, какие из них в полной мере характеризуют Акимыча?

У доски работает 1 ученик

Акимыч

Эпитеты

Ø     Добрый

Ø     Отзывчивый

Ø     Неравнодушный

Ø     Душевный

Ø     Ранимый

Ø     Бессердечный

Ø     Добрый

Ø     Отзывчивый

Ø     Неравнодушный

Ø     Черствый

Ø     Жестокий

Ø     Бесчеловечный

Ø     Циничный

Ø     Душевный

Ø     Ранимый

 

Словарная работа

- Какие слова вам непонятны? (циничный)

- Как вы понимаете слово циничный? (жестокий, бессердечный)

СЛАЙД 6 В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Циничный — полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравственности.«Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

- Можно ли сказать, что Акимыч – циничный человек? (Нет) Почему? (Он неравнодушный, отзывчивый человек, который душой болеет за все происходящее вокруг)

Работа с иллюстрацией

Ребята, взгляните на иллюстрацию на стр175.

- Кто изображен на рисунке? (Акимыч)

- Вглядитесь в его лицо и фигуру. Что они выражают? (лицо напряженное, опирается на черенок от лопаты, сутулится; иллюстрация выражает озабоченность, грусть, тоску, скорбь, печаль)

- Какой момент рассказа изображен на данной иллюстрации? (эпизод, когда Акимы увидел, что в придорожном кювете лежит изуродованная кукла) 

        «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой… В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично…» Какой описывает автор  природу?

 (показать  антитезу)   Чтение  эпизода учителем :   В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой. 
--- Это чья же работа?
   Какой литературный приём использует автор???

(Контраст.  На фоне красоты природы-дикие,  страшные деяния человека)

- Как бы вы назвали такой поступок? (баловство?  шутка …) Что заставило человека  поступить так? (жестоко, по-варварски)- доказательство  морального обнищания,  нравственного падения.

Корнелий Тацит, древнеримский историк,  писатель античности, сказал, что «в непомерной наглости  находят для себя наслаждение  растратившие всё остальное». А всё остальное это что?  (совесть)                                                                      Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой отвратительный поступок.

- Как же на этот вопрос отвечает Акимыч? (стр.174)

- Это чья же работа?

- Кто ж их знает... - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. - Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там - под забором ли, в мусорной куче - выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или: без обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего.

- Как вы думаете, на что в этом эпизоде хотел обратить внимание автор? (на черствость, жестокость людей) 

- Какую проблему он ставит перед нами? (Бездуховность, жестокость и равнодушие людей)

« Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»

 СЛАЙД 7

Запись в тетрадях: « Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей».

3)       Формулирование 3 проблемы  Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения

Выразительно чтение отрывка учителем (стр.174)

А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!

Словарная работа

- Как вы понимаете слово святотатство? (бесстыдство, поругание)

Корень «тать»  означает «вор», святотатец – вор, грабящий церковь, храмы, святыни.

 - Какую святыню имеет в виду Акимыч? (Природу  -храм)

СЛАЙД 8   В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Святотатство (книжн.) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого «Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

- Почему Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость, а другие проходят мимо? (кукла похожа на человека; Акимыч – фронтовик, нагляделся человечины, не может спокойно переносить такую жестокость по отношению к кукле)

- В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Ребята, давайте подумаем, почему автор изменил название? ( название «Кукла» более широкое. Через главного героя Носов хочет выразить протест против бессердечия, жестокости людей по отношению к кукле и друг другу. Подобное обращение с куклой для Акимыча святотатство, надругательство, которое стало возможным из-за душевной слепоты человека. Из-за неё же происходят самые страшные вещи, например, войны.)

Действительно, еще древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. Поэтому неудивительно, что Акимыч решает похоронить куклу, как хоронят человека. Но с болью проговорил… Прочитайте последнее предложение рассказа (стр.176)

Всего не закопать…

- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (многоточие)

- Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не завершена, недосказана)

- Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор?  (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей)

Спасибо, ребята, за ваши отклики. Все вы верно подметили, Акимыч – один в поле не воин, он должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность за свои поступки и подавать пример подрастающему поколению.

Русский педагог С.А. Рачинский сказал: «От качества подрастающего поколения зависят судьбы мира»

У А.И. Солженицына читаем: «Россию может спасти только духовность».

У критика В. Чалмаева: «Все мы живем в нравственном плане на содержании детства и юности, неувядающей свежести первых детских впечатлений и выводов. Из них, как из почек, вырастают ветви и сама вершина, вырастает самобытная крона совершенного человеком в течение последующей жизни».

- Как понимаете высказывание? (То, что в ребенке закладывается с детства, все это он пронесет с собой через всю жизнь.

- Какую нравственную проблему поднимает Носов? (Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения) СЛАЙД 9

Проблема 3 « Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения»

Зафиксируем ее в тетрадях.

5.                       Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к теме урока. Как она звучит?

-Верно ли были подобраны слова? О физической или духовной слепоте говорит нам Носов (о духовной, о нежелании видеть проблемы человеческих взаимоотношений)

Итак,  мы сегодня с вами поговорили и  об экологической проблеме , но и поговорили об «экологии культуры», об «экологии души».

  к чему призывает нас тревожный звук колокола?

Вывод: всем ходом повествования Носов убеждает читателей в том, что, забывая о своём долге перед природой, не  желая и не  умея беречь её, люди утрачивают что-то очень важное. Что же это важное? ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

Творческая работа – составление синквейна

Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьезными нравственными проблемами. Мне важно узнать, как вы поняли рассказ Е.И. Носова. Для этого я предлагаю вам составить синкейн.

- А кто знает, что такое синквейн? (Синквейн (от фр. cinquains, шаблон) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии.

СЛАЙД 10

- Как же составить синквейн? (СЛАЙД 11)

·                                                  Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

·                                                  Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

·                                                  Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

·                                                  Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

·                                                  Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чтобы вам было немного проще, вспомним рассказ «Муму» И. Тургенева

Это  Синквейн на основе этого  рассказа « (СЛАЙД 12)
1. Герасим.
2. Сильный, трудолюбивый.
3. Работает, помогает, заботится.
4. Никто его не понимает.
5. Одиночество

- Составьте синквейн, используя следующие слова (СЛАЙД 13)

1 вариант – Акимыч      2 вариант – Кукла   экология , природа

Возможные варианты синквейна

Акимыч

Кукла

Неравнодушный, милосердный

Горюет, плачет, переживает

Ему небезразлична судьба людей

Защитник Отечества

Брошенная, одинокая

Лежит, плачет, стонет

Люди жестоко отнеслись к игрушке

Человек

Заслушивание вариантов синквейна (2-3 человека с каждого варианта)

- Вам понравился урок? (Ответы детей)

Я очень рада. Я от души благодарю вас, ребята, за плодотворную работу

Всем – хорошие и отличные оценки.

ДЗ: мини-сочинение «Что мы можем сделать для сохранения природы?»

Далее учитель рекомендует обучающимся прочитать и другие произведения Е.И.Носова:

« В чистом поле за просёлком»

« Варька»

« Подпасок»

«Лесной хозяин»

Домашнее задание: 

Прочитать рассказ Носова «Живое Пламя»

 И хочу закончить урок слова великого педагога Сухомлинского: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо»

Б. Шоу сказал: «Теперь, когда мы уже научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Приложение 1

1) Слово о писателе (краткая биографическая справка в сообщении ученика).

Родился близ г. Курска, в деревне, в 1925 году. Голодное детство, школа, закончить которую помешала война. Фронт. Тяжелое ранение в конце войны. Госпиталь. Окончил школу при орденах и медалях. Потом работал в Казахстане, в одной из газет. Поездки по стране и впечатления… Литературная деятельность с 1957 года. Ощущение тесной связи с природой: заядлый рыбак. Первый сборник так и назывался «На рыбачьей тропе». Остался верен своему жизненному правилу.

2) (Выступление подготовленного ученика)

         Родился в 1925 году в селе Толмачёве, под Курском, на высоком берегу Сейма – в краю, отмеченном летописями, воспетом в «Слове о полку Игореве», Тургеневым, Никитиным, Кольцовым, Буниным. Этот чудный край, поэтическое место, остаётся в сердце. Здесь истоки таланта, “удивительный мир” которого не мог не быть запечатлён.
        Повседневные житейские нужды полуголодного детства вполне уживались в ребёнке с романтическими мечтами, навеянными жизнью трав, деревьев, зверей и птиц. Увлечение живой природой разделяет с сыном отец: по воскресеньям он “брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки... однотипные, примитивные, наподобие лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», – проговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом”. И вот эти отцовские “кони” побудили мальчика вглядываться в окружающий мир. Он полюбил всё живое. Рисовал животных. И даже взрослый пишет: “И до сих пор я помню их краски, образ жизни...” – то есть от отца он перенял, что есть для него родина. Диковинная, прекрасная, та, что Русью зовётся.
        И работящая... 30-е годы, на которые пришлось детство писателя, – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод, следили сквозь закопчённые окна за работой отца, видели первые тракторы и провожали их жадными глазами. “Полуголодные, плохо одетые, не знающие, что такое крепкие ботинки... были полны счастья бежать за этими машинами хоть на край света”.
        Дед кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу “глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь будни поэтическую,красивую сторону... любого ремесла”.
        Ходил с дедом в ночное. Кони, росные травы, костерок, студёное предрассветье. Слияние с природой, которая вдохновляла будущего писателя.
Е.Носов – свидетель крупных сражений на Курской дуге. В восемнадцать лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её, люби людей, люби всё живое, делай добро.
        Осень 1945 года. Он с пособием по инвалидности. Ему только двадцать лет! Решил продолжить учёбу, ведь до войны окончил восемь классов. Но, как сам вспоминает, когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Мысль об образовании оставил. И занимается самообразованием. Остался в душе романтиком. Поэтому и мир, им воссоздаваемый, живописен.

- «Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», - писал Е.И.Носов.

Приложение 2

Константин Случевский

                  Кукла

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

 Ребята, давайте внимательно послушаем стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники.

(Чтение стихотворений в сопровождении фонозаписи «Русские колокола»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

   Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Конспект урока литературы по рассказу Чехова "Пари"

Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке ...

Конспект урока литературы по рассказу "Хвостик".

Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик"....