РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 8
рабочая программа (6 класс)

Петрова Анна Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

6 а класс

(основное общее образование)

Количество часов: 8

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_literatura_6_klass.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № 01 от

 «30» августа   2019г.

«Согласовано»

Анохина Н.В.

(подпись курирующего заместителя директора)

«30» августа 2019г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«30» августа 2019г.   №323

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе

6 а класс

(основное общее образование)

Количество часов: 8

                                       Составитель:

                                                                  Петрова А.И.,                                                                    
                                                                             учитель русского языка и литературы

                                                                                      МБОУ гимназии г. Советский

                                       

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Родная литература», разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» 6 класса, раскрывает структуру курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, а также содержание учебного курса, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Данная программа рекомендуется учителям русского языка и литературы, реализующим ФГОС основного общего образования по курсу «Родная литература» в 6 классе. Рабочая программа по родной литературе для 6-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
  • Примерная программа по предмету литература. программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
  • Рабочая программа по предмету родная литература составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».

Главной целью изучения предмета «Родная литература» является воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:  

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

         Срок реализации рабочей программы 1 год (2018 – 2019г.)

2. Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература» в 6 классе.

Личностные результаты:

  • воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты также включают:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик 6 класса научится:

 - понимать образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений;

- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;

- осмысленно анализировать изучаемое в школе или прочитанного самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- определять принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, составлять характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторскую оценку в раскрытии содержании прочитанного произведения;

- составлять план изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и работать со справочным аппаратом учебника;

- владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады;

- составлять письменный ответ на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, формулировать выводы;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинения по картине;

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям,

характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Ученик 6 класса получит возможность научиться:

- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения;

- находит нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Формы контроля и оценки планируемых результатов

При оценке предметных результатов освоения предмета «Родная литература» используются виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения: стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения; пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов; рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников. Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия осуществляется по ряду   критериев: понимание изучаемого материала; степень самостоятельности в подборе необходимого материала; самостоятельность суждений; умение поддержать и выстроить диалог.

3.Содержание учебного предмета «Родная литература» в 6 классе.

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Введение

Родная литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). 

1

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Два Ивана солдатских сына. Подвиг юноши Кожемяки. «Песнь о Роланде» (фрагменты)

1

Из русской литературы VIII века

Поэзия 18 века

Основные мотивы стихотворений; идея стихотворений.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

М.В. Ломоносов. Поэма «Петр Великий».

В.К. Тредиаковский «Стихи похвальные России»

1

Из литературы XIX века

 Поэзия 19 века. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов.

 Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном.Жуковский «Кубок»

А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет» М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь»

 Проза 19 века.

Темы и проблематика произведений,центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании ,  своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в произведениях (сравнение, метафора, эпитет).

Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» (1-3 на выбор)

3

Из литературы XX века

 Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах, составление

словаря языка персонажа, поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.А.А. Блок «Снег да снег» Ф. Сологуб». «Под черемухой, цветущей» Р.П. Погодин «Зеленый попугай»

2

Всего

8


4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

 №

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Родная литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

1

 1 неделя

2

Предания, легенды, сказки. Два Ивана солдатских сына. Подвиг юноши Кожемяки. «Песнь о Роланде» (фрагменты)

1

 2 неделя

3

М.В. Ломоносов ,поэма «Петр Великий».

1

 3 неделя

4

В.К. Тредиаковский «Стихи похвальные России»

1

 4 неделя

5

Жуковский «Кубок»

1

 5 неделя

6

А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет» М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь»

1

6 неделя

7

Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»  И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»(1-3 на выбор)

1

7 неделя

8

А.А. Блок  «Снег да снег..» Ф. Сологуб»Под черемухой цветущей» Р.П. Погодин «Зеленый попугай»

1

8 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе5а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 8...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному языку5а класс(основное общее образование)Количество часов: 10...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 10а класс (среднее общее образование) Количество часов: 70

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку10а класс(среднее общее образование)Количество часов: 70...