Творческий проект на тему: "Торжок-город мастеров"
проект (9 класс)

 

         Торжок  древний  торговый  город  известен  с ХII  века. Он  исторически получил название  Новый  Торг, и  через  него  полноводной Тверцой  шли  суда  из  Новгорода  на  Волгу. Это  выгодное  положение  на великом  водном  пути  способствовало  экономическому  развитию  города  и волости. Рядом  рек  он  соединялся  с  Селигерским  путём  и  рекой Медведицей. Водные  пути  связывали  Новгород  с  Владимиро-Суздальским, а потом  с  Московским  княжеством. По  ним  шла  торговля  Руси  с Поволжьем, со  странами  Востока  и  Западной  Европы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл torzhok_-_gorod_masterov.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Торжка Тверской области»

  Тема проектной работы

«Торжок – город мастеров»

Выполнила:

учитель МБОУ СОШ №3

Лобанова А.В.

Торжок

2020

Оглавление

1.Введение_________________________________________________      2

2. История г. Торжка__________________________________________    3

3. История золотного шитья в Торжке____________________________   5

4. Гончарное дело ____________________________________________    6

5. Заключение________________________________________________    8

6. Список литературы__________________________________________   9

1.Введение.

         Торжок  древний  торговый  город  известен  с ХII  века. Он  исторически получил название  Новый  Торг, и  через  него  полноводной Тверцой  шли  суда  из  Новгорода  на  Волгу. Это  выгодное  положение  на великом  водном  пути  способствовало  экономическому  развитию  города  и волости. Рядом  рек  он  соединялся  с  Селигерским  путём  и  рекой Медведицей. Водные  пути  связывали  Новгород  с  Владимиро-Суздальским, а потом  с  Московским  княжеством. По  ним  шла  торговля  Руси  с Поволжьем, со  странами  Востока  и  Западной  Европы.

    Новоторжские промыслы и ремёсла имеют давнюю и очень интересную историю. Издавна, человек сам, своими руками изготавливал всё самое необходимое для жизни и быта. В 17 веке (данные Писцовой книги г. Торжка и посада П.Д. Нарбекова) к числу основных занятий новоторов относились огородничество, охота, кожевенное дело, обработка металла и тканей.

    В 18-19 веках картина ремесленничества заметно меняется. Мужское население большей частью занимается обслуживанием торговых операций, а на первый план выходит женское ремесло (кружево, бисероплетение, золотное шитьё). Активно развивается строительное дело, деревообработка, глиноделие.

     Развитие промыслов и ремёсел отражается на жизни города в целом. Издревле и вплоть до революции 1917 года названия улицам города давали сами жители. Названия отражали местные географические условия, особенности местности, главные сооружения улиц, основные занятия горожан. Так появились улицы: Гончарная, Кузнечная, Кожевников, Товарный двор (улица проходила вдоль товарного двора железнодорожной станции),Лесная (улица именовалась так по располагавшемуся на ней рынку, где торговали лесом, дровами и т.д.)  Примером может служить Конная площадь (ныне ул. Конная),где продавали шорные изделия, телеги и колёса, а на улице Пятницкой (ныне ул. Бакунина) располагалась одна из колёсных мастерских.

 Наш город богат историей народных промыслов. В данной работе  мне бы хотелось рассмотреть историю  золотного шитья и гончарного дела.

Изучение истории своего города, его традиций, промыслов я считаю актуальной для всех жителей города Торжка,  нельзя забывать труд народных мастеров.

Тема моей работы «Торжок – город мастеров».

Цель проектной работы – изучить  историю развития золотного шитья и гончарного дела  в нашем городе.

Задачи:

            - рассказать историю создания города Торжка;

-  рассмотреть традиции золотного шитья и гончарного промысла;

- проанализировать литературу по данной теме;

- выявить значение народных промыслов в истории нашего города.

  Объектом исследования являются  как старинные, так и современные традиции золотного шитья и гончарных промыслов.

Предмет исследования профессиональный язык золотошвей, касающийся технической стороны процесса вышивки вручную и  история гончарных промыслов в Торжке.

2. История Торжка.

    Торжок — один из старейших городов России. Точная дата его возникновения не известна. Считается, что город был основан новгородскими купцами на рубеже X—XI веков. В пользу этого свидетельствуют результаты археологических раскопок. Первое же достоверное письменное упоминание Торжка найдено в Новгородской летописи и относится к 1139 году. Название города происходит от слова «торг». В древности здесь устраивали торговлю купцы соседних княжеств и других государств. Начиная с XII века в летописях встречаются названия «Новый Торг» и «Торжок». Последнее закрепилось в языке и стало официальным названием города. Несмотря на это, в современной топонимике одновременно с прилагательным «торжокский» используется и вариант «новоторжский», а само названием жителей города по сей день остаётся «новоторы».

С самого своего зарождения город оказался в центре экономической и политической жизни древней Руси. На протяжении столетий Торжок играл ведущую роль в защите южных пределов Новгородской вечевой республики, являясь одновременно важнейшим торговым центром. «Торжок, состоя всегда во владении Новгородцев, был пограничным городом и смежным с владениями Владимирских, Суздальских и потом Тверских князей, а иногда от Новгородцев отдаван был во владение разным князьям, удерживая, однако, и тогда республиканское правление, во время же ссор у Российских князей с Новгородцами и с удельными Новоторжскими князьями, не редко подвержен был осадам и разорениям.

оль города как важного торгового пункта на Тверце особенно возросла при Петре Первом, когда для перевозки грузов в строящийся Петербург была сооружена Вышневолоцкая водная система, в которую вошла река Тверца. Город и его уезд поставляли в новую столицу зерно, муку, пеньку, кожи, строительные материалы. В то же время Торжок являлся одной из важнейших почтовых станций на «государевой дороге». В связи с проездом через Торжок Екатерины II срочно строился Путевой дворец. Дворец состоял из основного здания и двух флигелей. Все здания построены в стиле екатерининского классицизма. Возникла Дворцовая площадь, окаймлённая рядом зданий административного назначения. XVIII век в истории Торжка знаменуется большим строительством. В 1742 году произошёл исключительный по своим размерам пожар, уничтоживший почти все жилые дома с надворными постройками, а также древнюю кремлёвскую стену с 11 башнями. В 1767 году после опустошительного пожара, возникшего от удара молнии в воеводскую канцелярию, в городе началось большое строительство по утвержденному правительством плану. Пожаром были уничтожены многие церкви, торговые ряды, многочисленные амбары, лучшие строения центральной части города и сотни обывательских домов. Новгородским городским управлением на дело восстановления Торжка было отпущено 50000 рублей сроком на 4 года. К этому времени относится начало строительства гостиного двора (Торговых рядов), которое продолжалось и в XIX веке. Центр застраивался особняками дворян и именитых купцов. В 1774 году был построен каменный мост через ручей Здоровец, действовал сооружённый ещё в XVII веке плотником Арбузовым самотечный водопровод из деревянных труб.

Во второй половине XIX века постройка Николаевской железной дороги, а также начало эксплуатации Мариинской водной системы повели к сокращению движения через Торжок, и он потерял своё былое торговое значение. Уезд в это время оставался сельскохозяйственным. К 1917 Торжок был тихим провинциальным купеческим городком.

Мужское население занималось портняжным, сапожным и кузнечным делом, а одним из женских промыслов было изготовление кирпича. Торжок ставился мастерицами-вышивальщицами. Кружевное шитьё золотом, серебром и шёлком по сафьяну и бархату - это древнейшее ремесло процветало в городе с XIII века. Вышивальщицы из Торжка издавна украшали золотой вышивкой царские парадные одежды, церковные облачения и одежды митрополитов. Вышивки отличались разнообразием узоров, где кроме растительных орнаментов изображались птицы и животные. Торжокская вышивка пользовалась огромным спросом: приезжие приобретали здесь пояса, шапки, скатерти, полотенца, праздничную одежду. Шитые золотом бархатные салфетки были непременным экспонатом всероссийских выставок.

3. История золотного шитья в Торжке.

  Золотное шитьё сохраняется в Торжке с XII века. Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная Новоторжской археологической экспедицией в 2010 году. Среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, были обнаружены фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями, что развенчало миф о связи русского промысла с монголо–татарскими традициями. В настоящее время Торжок — единственный центр, бережно хранящий и лелеющий традиции поистине «драгоценного» промысла: до сих пор торжокские мастерицы вышивают нитями, в которых содержится от пяти до восьми процентов драгоценного металла.
Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шёлковыми нитями.

В период расцвета промысла, во второй половине XVIII — первой половине XIX столетия, складывается шитьё «по карте», то есть подкладке из бересты или картона. Это глухой односторонний шов, исполненный плотными параллельными стежками по подложке, выполненной в форме деталей рисунка и прикреплённой к тканевой основе.

Торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, подушки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода.

Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Обычно изделия были украшены растительными узорами, основным мотивом которых была ветка распустившейся розы с бутонами и листьями. Орнаменты были просты и лаконичны и в то же время трепетны и выразительны.

         О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывали парадные платья для членов правящей династии и знатных петербургских особ. Важным событием в истории золотошвейного искусства Торжка был заказ в связи с предстоящей коронацией Александра II в 1855 году. Мастерицы вышили костюмы для царской семьи, мундиры для многочисленной свиты и платья для фрейлин царицы. Тридцать золотошвей были вызваны в столицу для вышивания гербов на по Золотошвейные изделия пользовались спросом не только в России, но и за рубежом. Они ценились иностранными путешественниками как местная оригинальность. Уникальные расшитые золотом и серебром товары экспонировались на международных выставках: в 1851 году купец Шехонин демонстрировал в Лондоне несколько пар сапог, расшитых золотом, в 1862 году «кружевной король» Алмазов на международной выставке представил изделия из сафьяна и кожи.

Упадок народных промыслов в конце XIX века вызвал беспокойство русской общественности. В 1882 году на Всероссийской промышленно–художественной выставке в Москве золотное шитьё и кружево торжокских мастериц имело оглушительный успех, что поставило перед Новоторжским земством вопрос о сохранении и развитии промысла, организации мастерских и школ. В 1894 году создан кустарный отдел, который возглавил местный общественный деятель Д.Д. Романов. При его непосредственном участии в 1899 году при отделе была открыта учебно–показательная золотошвейная мастерская, рфире. Чтобы сохранить золошвейное производство, не раз находившееся под угрозой исчезновения, в 1911 году при мастерской был создан музей. Д.Д. Романов лично собирал образцы старинных вышивок, надеясь возобновить утраченные способы шитья. В это время созданы альбомы по местному орнаменту. Старинное шитьё, хранящееся в музее, использовалось вышивальщицами при выполнении заказа московской фирмы Оловяшникова по случаю 100–летнего юбилея Отечественной войны 1812 года.

В 1923 году на базе мастерских была основана профтехшкола, а уже в 1928 году её выпускники объединились в Торжокскую золотошвейную артель им. 8 Марта. В советское время предприятие выпускало преимущественно элементы государственной символики, знаки отличия для Красной Армии и лишь в небольшом количестве традиционные изделия: панно, бювары, декоративные подушки, сумочки.

В Торжке выполнены мундиры и костюмы к фильмам: «Анна Каренина» (режиссер  Александр Зархи), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (режиссер Александр Митта и Геннадий Сокольский), «Война и мир» (режиссер Сергей Бондарчук). 
С 1992 года Торжокская золотошвейная фабрика им. 8 Марта реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью, а через 3 года — в ОАО «Торжокские золотошвеи». «Торжокские золотошвеи» являются наследниками и продолжателями традиции ремесла. 

4. Гончарный промысел в Торжке.

      Гончарный промысел в Торжке, судя по найденным черепкам, известен с XI–XII веков. Находят даже изразцы, а гончарная посуда в некоторых домах сохранилась и поныне.

Город Торжок и его окрестности всегда были богаты своими глинами. Здесь был развит гончарный промысел. На новоторжской ярмарке продавались разнообразные гончарные изделия: крынки, горшки, самоварчики, умывальники, чашки с кружками и много ещё чего. 

Покупателей привлекали свистульками да игрушками, которые ярко и пёстро раскрашивали. На свист собирался народ. Стоили игрушки копейки, и их быстро разбирали. Но основным товаром всё равно была гончарная посуда, нужная в каждом доме. Шли годы, глиняные плошки сменили оловянные, алюминиевые да фарфоровые. Промысел стал угасать. Игрушки, к сожалению, не сохранились, но народ тем не менее хранил память о них. 

В 1950-х торжокская игрушка начала возрождаться.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. 

      В 1950-х годах Галина Алексеевна жила неподалёку от мастера, потомственного гончара, Юрия Михайловича Белоусова. Он стал обучать Галину Алексеевну лепке, рассказывал, какие в старину делали игрушки в Торжке. В 1975 году в Торжке открылась мастерская, где снова стали делать замечательные игрушки и свистульки. Как и в старину, они покрыты «чешуйчатым» узором. Разноцветные многослойные капельки покрывают крылышки птичек и сарафаны красавиц. Барыня, медведь, коники и глухари, сказочные сирины — кого только не делали мастера. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц. 

    В игрушке воплотился собирательный образ прежнего промысла и всего, что знала и любила Галина Алексеевна на новоторжской земле. Получились яркие и запоминающиес, ни на что не похожие игрушки и свистульки.

Словно бисером расшиты наряды у петушков, птичек и барынь в кокошниках. Каждая свистулька-зверь свистит своим голосом. Юрий Михайлович обучал мастерицу, как настраивать голос свистульки.

     Дело Галины Климовской продолжают её последователи и ученики.

В 1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские».

Разработано более 70-ти видов игрушек. Раскрашивают их гуашью, разведённой на специальной эмульсии. Так они сохраняют цвет и устойчивы к воде. Игрушки из Торжка покупают и в России, и за рубежом.

5. Заключение.

         Золотное шитье — это очень древний вид вышивки, всегда высоко ценившийся знатоками. Изделия торжокских золотошвей известны во многих странах. Участие в разных престижных выставках, как в начале XX века, так и в наши дни, и получение наград свидетельствуют о неугасающем интересе к древнему искусству, так удачно вписавшемуся в современность. Немного истории Старинный город Торжок, расположенный на реке Тверце, был основан новгородскими купцами в XII веке как торговое поселение на стыке сухопутных и водного путей. И название вполне этому соответствует. По результатам археологических раскопок ученые предполагают, что здесь вышивали наряды золотом и серебром еще в IX веке, а в XIII веке кусочек кожи с вышивкой на нем золотом был местной денежной единицей. Шитье золотыми нитями стало для Торжка выгодным промыслом. Торжокские золотошвеи расшивали не только одежду, головные уборы, но и обувь. Сафьяновые сапоги, вышитые ими, упоминаются во многих литературных произведениях.

      Традиционные изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом «кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки и др.). В последние годы возобновилось шитьё церковных облачений и утвари, вышиваются знаки различия для Российской армии, эмблемы, сувениры. В Торжке также находится училище золотного шитья.

     Написав своей проект, я узнал много интересной и полезной информации про народные промыслы своего города. Можно сделать вывод, что наш город богат ремёслами и гончарным делом,  и  вполне может стать туристическим городом.

   Информация,  полученная мной в ходе работы, кроме теоритической, имеет ещё и практическую значимость: своими знаниями я могу поделиться со своими одноклассниками и друзьями.

6. Список литературы

  1. Буклеты ОАО «Торжокские золотошвеи», Тверь, «А. Ушаков и Ко». 1996: «Вышивка из Торжка», «Золотное шитье Торжка», «Символы России».
  2. Герасимова О. Хранители древнего искусства. Газета «Новоторжский вестник», от 17 июля 2002 года, с.3.
  3. Золотая нить. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории.
  4. Золотное шитье. Путеводитель по русским городам. Запад-юг. М., 2003.с.81-82.
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. ИТИ Технологии, 2008 г.
  6. Официальный сайт ОАО «Торжокские золотошвеи» www.zolotoshvei.com.
  7. Художественное шитье золоченными нитями. Торжок. История и современность. Торжок, 2007,с.29-30.
  8. А. Суслов, А. Фомин "Торжок и его окрестности".
  9. В. Даркевич "Путешествие в Торжок", "Наука и жизнь" №6, 1995 год.
  10. Народные промыслы Тверского края infourok.rubuklet-narodnie-promisli-tverskogo.
  11.  Путеводитель по русским ремёсламCC BY-SA 3.0.
  12. Торжок и новоторы / О.Е. Юргин, И.Н. Юргина. – Торжок 2001 . – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Поиск альтернативных вариантов, как один из этапов творческого проекта», «Сила иллюзий»

Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса в одном из этапов творческого проекта, как поиск альтернативных вариантов....

2017 Мастер-класс "Информационно-творческий проект "Льговские писатели-детям"

Кафедра дошкольного и начального образования и отделение учителей начальных классов регионального УМО 26 января и 17 февраля 2017 года завершили очный этап конкурса методических разработо...

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Теоретическая часть.

Проект  "Ярмарка мастеров" звакомит с разными видами видами декоративной росписи по дереву....

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве»  Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Полностью презентацию к проекту можно посмотреть на ссылк...

«Гончарных дел мастера» Творческий проект

Проект посвящен древнегреческому искусству вазописи. Начинается со знакомства с образом художественной культуры Древней Греции. Учащиеся выступают с подготовленной информацией о мифах и богах Древней ...

Мастер-класс по теме «Использование творческого проекта на уроках и внеурочной деятельности»

В своей практике я давно использую проектное обучение. Этот метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью творческого проекта у...

Социально-творческий проект "Дети мастерят Чудо-птичка на палочке"

Социально-творческий проект "Дети мастерят Чудо-птичка на палочке"...