Программа элективного курса "Занимательная грамматика"
элективный курс (5, 6 класс)

Программа элективного курса по русскому языку  "Занимательная грамматика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_zanimatelnaya_grammatika.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩНОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»

г.Нижневартовск

Программа элективного учебного курса по русскому языку

«Занимательная грамматика»

Возраст учащихся: 10-11лет

Срок реализации: 1 учебный год

                                                                                                          Программу разработала

                                                                                         Прокопьева Вера Владимировна

                                                                              учитель русского языка и литературы                                                                                                                МБОУ «СШ №29»

г. Нижневартовск, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа  факультатива  «Занимательный русский язык» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ №40».

          Рабочая программа факультатива «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с особенностями развития, интересами и потребностями обучающихся.

        Цели и задачи обучения:

1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков.

2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.

3.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.

4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.

          Особенности организации учебного процесса:

       Факультатив «Занимательный русский язык»  обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к государственной итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Доминирующей идеей факультативных занятий  является анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. В процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

          Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности.

            Факультативные занятия спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у обучающихся в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся как средства их развития и как основы для овладения материалом.                      

           

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

            Содержание факультатива «Занимательный русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

         Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

         Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

         Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

           Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

-коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

-познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

-регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

-способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты: осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков, овладение нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

  1. Классификация орфограмм.
  2. Непроизносимые согласные
  3. Согласные корня перед суффиксами.
  4. Двойные согласные в корне слова.
  5. Двойные согласные на стыке приставки и корня.
  6. Правописание согласных в приставках.
  7. Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
  8. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
  9. Правописание падежных окончаний в существительных на – ия, - ие, ий.
  10. Правописание О – Е после шипящих и ц в окончаниях существительных
  11. Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных
  12. Буквы О – Е после шипящих в окончаниях прилагательных.
  13. - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах.
  14. Правописание личных окончаний глагола.
  15. Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа.
  16. Правописание безударных гласных в приставках. «Умники и умницы»
  17. Безударные гласные в корне. Особые случаи написания гласных в корнях слов.
  18. Чередование гласных в корне
  19. Правописание О и Е после шипящих и Ц
  20. Ы –Правописание букв Ь и Ъ
  21.  И после Ц. Составление таблицы
  22. Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-
  23. Слитное и дефисное написание существительных
  24. Прописная, строчная буква
  25. Слитное и дефисное написание прилагательных
  26. Правописание союзов
  27. Правописание предлогов.
  28. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение
  29. Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге
  30. Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге
  31. Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными.
  32. Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом.
  33. Итоговое повторение.
  34. Контрольное тестирование .

Тематическое  планирование

Тема факультативного занятия

Тип

Количество часов

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Дата

план

факт

     1-2

Классификация орфограмм.

Обобщение и систематизация

1

Классификация орфограмм.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, классифицировать орфограммы, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное.

1-2 н.

3-4

Непроизносимые согласные

Обобщение и систематизация

1

Непроизносимые согласные

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание непроизносимых согласных

3-4 н.

5

Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне слова

Обобщение и систематизация

1

Согласные в корне слова

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание двойных согласных в корне слова

5 н.

6

Двойные согласные на стыке приставки и корня. Правописание согласных в приставках.

Обобщение и систематизация

1

Согласные в приставках

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание согласных в приставках

6 н.

7-8

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

Обобщение и систематизация

1

Безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

7 – 8 н.

9

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Обобщение и систематизация

1

Окончания существительных.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно образовывать форму множественного числа у существительных.

9 н.

10

Правописание падежных окончаний в существительных на – ия, - ие, ий.

Обобщение и систематизация

Окончания существительных.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание окончаний существительных

10 н.

11

Правописание О – Е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Обобщение и систематизация

1

О – Е после шипящих

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи, знать написание Н  и  НН в суффиксах прилагательных

11 н.

12

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных

Обобщение и систематизация

1

Безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных

12 н.

13

Буквы О – Е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Обобщение и систематизация

1

 О-Е после шипящих.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Н и НН в причастиях

13 н.

14

- ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах.

Обобщение и систематизация

1

- ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Н и НН в существительных

14 н.

15

Правописание личных окончаний глагола.

Обобщение и систематизация

1

Окончания глаголов  1-2 спряжения.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях глаголов

15 н.

16

Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа.

16 н.

17

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов . Работа со схемами и таблицами

Обобщение и систематизация

1

Безударные гласные в суффиксах глаголов.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в суффиксах глаголов.

17 н.

18

Правописание безударных гласных в приставках. «Умники и умницы»

Обобщение и систематизация

1

Безударные гласные в приставках

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в корне

18 н.

19

Безударные гласные в корне. Особые случаи написания гласных в корнях слов.

Обобщение и систематизация

1

Безударные гласные в корнях

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в корнях слов

19 н.

20

Чередование гласных в корне

Обобщение и систематизация

1

Чередование гласных в корне

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание чередующихся гласных в корне

20 н.

21

Правописание О и Е после шипящих и Ц

Обобщение и систематизация

1

Правописание О и Е после шипящих и Ц

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание О и Е после шипящих и Ц

21 н.

22

Ы – И после Ц. Составление таблицы

Обобщение и систематизация

1

Ы – И после Ц

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Ы – И после Ц

22 н.

23

Правописание букв Ь и Ъ

Обобщение и систематизация

1

Правописание букв Ь и Ъ

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание букв Ь и Ъ

23 н.

24

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

Обобщение и систематизация

1

Приставки ПРИ- и ПРЕ-

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

24 н.

25

Прописная, строчная буква

Обобщение и систематизация

1

Прописная, строчная буква

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание прописных и строчных букв

25 н.

26

Слитное и дефисное написание существительных

Обобщение и систематизация

1

Слитное и дефисное написание существительных

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, уметь прменять знания при написании существительных (слитное, дефисное)

26 н.

27

Слитное и дефисное написание прилагательных

Обобщение и систематизация

1

Слитное и дефисное написание прилагательных

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание прилагательных (слитное, дефисное)

27 н.

28

Правописание предлогов.

Обобщение и систематизация

1

Правописание предлогов.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание предлогов

28 н.

29

Правописание союзов

Обобщение и систематизация

1

Правописание союзов

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание союзов

29 н.

30.

Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение

Обобщение и систематизация

1

Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание частиц

30 н.

31.

Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге

Обобщение и систематизация

1

НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное

31 н.

.

32.

Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге

Обобщение и систематизация

1

НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное

32 н.

33.

Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными.

Обобщение и систематизация

1

НЕ с именами.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание НЕ с именами.

33 н.

34.

Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом.

Обобщение и систематизация

1

Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание частицы НЕ

34 н.

35.

Итоговое повторение.

Контрольное

тестирование

Обобщение и систематизация

1

Повторение изученного

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать  слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать изученные орфограммы

35 н.

  Список литературы:

Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. М.:«Вахазар», 2005.

Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии», М,:«Просвещение», 1991.

Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. М.:«Астра», 1996.

В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке»,С.-П.: «Просвещение», 2004.

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".

ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...

Программа элективного предмета "Функциональная грамматика"

Элективный предмет  «Функциональная грамматика» является универсальным и рассчитан на учащихся старших классов любого профиля обучения.         Прогр...

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»

Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...

Программа Элективный курс по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ. Раздел «Лексика и грамматика» для 10-11 классов

Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов...

Программа элективного курса "Путешествие по стране Грамматика"для 10-11 классов

Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсальном проф...

Рабочая программа элективного курса "Грамматика английского языка" 9 класс

Элективный курс "Грамматика английского языка" актуален для учителе англиского языка, которые готовят учащихя к сдаче ЕГЭ и ГИА...

Рабочая программа. Элективный курс. Грамматика. 6 класс (Spotlight)

Рабочая программа. Элективный курс. Грамматика. 6 класс (Spotlight)...