Методическая разработка "Использование языковых средств выражения признака в качестве примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему ОГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Пузанова Ольга Сергеевна

Методическая разработка "Использование языковых средств выражения признака в качестве примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему" не только качественно готовит девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, но и интегрирует уроки русского языка и литературы родного края, что способствует воспитанию патриотизма и формированию нравственных качеств у обучающихся. А также такие занятия развивают умения формулировать проблемы, поставленные в тексте, анализировать и обобщать; способствуют умению выявлять авторскую позицию через характеристику персонажей, оценку их действий; развивают коммуникативные навыки, обогащают словарный запас и, конечно, готовят к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование языковых средств выражения признака в качестве примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему ОГЭ

ОГЭ по русскому языку является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3-х частей, причем части 1 и 3 тренировочной экзаменационной работы характеризуются высоким уровнем сложности, тестовая часть   – базовым уровнем.

Часть 1 представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Часть 2 выполняется на основе содержания прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с кратким ответом. В нее входят синтаксический, орфографический, лексический, пунктуационный анализ, а также анализ содержания текста и средств выразительности.

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который был прочитан  для работы над заданиями второй части. Выпускникам необходимо  дать письменный аргументированный ответ, то есть написать сочинение-рассуждение (одно из трёх на выбор), среди которых и сочинение на лингвистическую тему, за которое обучающиеся берутся неохотно и несмело, хотя подготовка к его написанию ведётся с 5 класса. К сожалению, на экзамене из-за стресса или закона подлости ребятам может попасться как раз тема, которую они не любят и не смогут написать. В таком случае логично было бы выбрать другую тему, но уметь писать другой тип сочинений тоже надо уметь. Поэтому при подготовке девятиклассников к экзамену в формате ОГЭ необходимо учить писать как минимум 2 вида, чтобы на экзамене у них был выбор между темами.

В начале учебного года, когда на уроках русского языка идёт подготовка к ОГЭ, на уроках внеклассного чтения по литературе девятиклассникам можно предложить прочитать и проанализировать рассказ Е.И. Носова «Красное вино победы». Данное произведение богато использованием в нём слов с признаковым значением, что поможет после комплексного анализа рассказа использовать его фрагменты для работы с текстом. Таким образом, мы выполняем две учебные задачи:

1) готовим обучающихся извлекать информацию из прочитанного фрагмента текста;

2) тренируем умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые явления и факты;

3) способствуем воспитанию патриотизма, формированию нравственных качеств: чести, достоинства, уважения, любви.

Цели таких занятий:        

1) развитие умения формулировать проблемы, поставленные в тексте, анализировать и обобщать; развитие навыка выявлять авторскую позицию через характеристику персонажей, оценку их действий;

2) развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, подготовка к выполнению заданий ОГЭ.

Какое бы ни выбрали девятиклассники сочинение, оно должно состоять из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение – вывод

Остановимся подробнее на сочинении 9.1. и посмотрим, как можно использовать языковые средства выражения признака из рассказа Е.И. Носова «Красное вино Победы» в качестве примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

Остановимся сначала на первом и последнем пункте сочинения, потому что, как мне кажется, их написание даётся учащимся куда легче, чем основная часть.

Во вступлении необходимо сформулировать позицию автора высказывания (объяснить смысл высказывания) и выразить своё отношение к ней. Формулируя понимание тезиса, учащиеся опираются на ключевые слова высказывания. 

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Общие требования к аргументам таковы:

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Как показывает практика, учащиеся испытывают затруднения при объяснении роли в тексте того или иного явления, не говоря уже о нахождении самого примера.

Но систематическая работа с художественным произведением на наличие в нём, например прилагательных или местоимений, а главное – их роли в тексте – поможет в подготовке к основной части творческой работы ОГЭ – аргументации. Таким образом, можно поступить следующим образом:  учащиеся повторяют постепенно морфологию (можно эту работу начать сначала с повторения блока частей речи, обозначающих предмет, потом признак предмета, действие и т.д.) и одновременно, анализируя материал художественного произведения, готовятся к основной части сочинения-рассуждения.

Например, после повторения частей речи с признаковым значением можно использовать следующие высказывания для работы над основной частью творческого задания ОГЭ, что будет также являться продолжением анализа художественного произведения.

Высказывание

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К.Г. Паустовский)

Аргументация

Значительные выразительные возможности заложены в формах устаревших имён прилагательных: тленный ‘(устар. и высок.). Подверженный тлению, разрушению, не вечный’ [Ожегов, Шведова]; просторечных: горемычный ‘(прост.). Несчастный, злополучный’ [Ожегов, Шведова]; родимый ‘(прост.). Родной, милый, любезный’ [Ожегов, Шведова]; разговорных: бедовый ‘(разг.). Шустрый, смелый’ [Ожегов, Шведова]; куцый ‘(разг. и неодобр.). Слишком короткий’ [Ожегов, Шведова]; поджарый ‘(разг.). Сухощавый и мускулистый, сухопарый’ [Ожегов, Шведова]. Например:

От ран моих попахивало собственным тленным духом, и это жестоко и неумолимо убеждало меня в моей обыкновенности, серийности, в том, что я тоже смертен, хотя понять и допустить собственную смерть я по-прежнему отказывался (232);

«Ох да страдальцы горемычныи-и-и(240);

Михай, позабыв, что у него нет рук, протянул к цветам куцые предплечья, но не достал и лишь взмахнул в воздухе пустыми рукавами (240).

Высказывания

Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов (А.А. Зеленецкий)

Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление (А.И. Горшков)

Аргументация

Природа и предметы у Носова живые. Писатель широко использует в рассказе «Красное вино победы» имена прилагательные в качестве языкового средства выразительности – это и метафоры, и олицетворения, и эпитеты, например:

Два окна второго этажа, из которых нам, лежачим, были видны одни только макушки голых деревьев да временами белое мельтешение снега…(227);

Нас подобрали в Мазурских болотах, промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики (228);

Очередного раненого переносили на отдельный стол, лицо его накрывали толсто сложенной марлей, чем-то брызгали на неё, и по палате расползался незнакомый вкрадчивый запах (229);

Между тем ходили слухи, будто на нашем направлении, среди этих мрачных болот, Гитлер устроил свою главную ставку – подземное бетонное логово (228);

Я всё ещё не мог привыкнуть к моему новому состоянию, к тому, что в меня тоже вонзилось железо, что-то там разворотило, перебило, нарушило и что я мог быть убит этими слепыми и равнодушными кусками металла… (231 – 232);

Мы прошли по ней совсем немного, по этой чужой, унылой местности с зарослями чахлого вереска на песчаных холмах (228).

Высказывание

Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя (Георг фон Габеленц)

Аргументация

Благодаря языку писатель может передать то, о чём он думает, что его волнует.

Удивительной яркостью и образностью отличаются прилагательные с характеристикой цвета, например: алый, бесцветно-белый, голубой, жёлто-сизый, коричневый, красный, синий и др. Всего автор использовал 24 колоративных прилагательных.

Чаще всего упоминается в рассказе белый цвет вместе с его оттенками (15 раз). Прилагательное белый поначалу является очень умиротворённым для героев произведения Евгения Носова:

Мы заново приучались есть из тарелок, держать в руках вилки, удивлялись забытому вкусу белого хлеба, привыкали к простыням и райской мягкости панцирных кроватей (227).

Самые частые варианты расшифровки его употребления в тексте – доброта, благо, чистота, здоровье, мир, согласие, например:

Да  и  правда,  эти  рубиново-красные,  наполненные  до  краев  стаканы воспринимались    в    нашей    бесцветно-белой     палате     как     нечто небывало-торжественное, обещали какое-то таинство (245);

Должно  быть,  полощутся  белёсые  ракиты  перед  избами, по  волнистым холмушкам за околицей -  майская свежесть хлебов (248).

«Но постепенно вся эта лазаретная белизна и наша недвижность начали угнетать, а под конец сделались невыносимыми», – пишет автор рассказа. И теперь уже это цветовое прилагательное несёт в себе некую отрицательную семантику: «какое-то изнуряющее, цинготное состояние одолевало от этой белизны». Только в одном четвёртом абзаце произведения прилагательное белый с указанным значением встречается десять раз, например:

Два окна второго этажа, из которых нам, лежачим, были видны одни только макушки голых деревьев да временами белое мельтешение снега; двенадцать белых коек и шесть белых тумбочек; белые гипсы; белые бинты, белые халаты сестёр и врачей и этот белый, постоянно висевший над головой потолок, изученный до последней трещинки… (227);

Белое, белое, белое (227).

Красный цвет употребляется в тексте одним из первых в названии рассказа и всего используется автором четыре раза в течение всего произведения, например:

Красное вино победы (227);

Пока он приводил руки в порядок, одна из сестёр подхватывала и уносила таз, где среди красной каши из мокрых бинтов и ваты иногда пронзительно-восково, по-куриному желтела чья-то кисть, чья-то стопа… (229).

Заглавие «рассказа рождает разнонаправленные ассоциации — и с праздником, и с кровью, которой этот праздник оплачен. Контрастные чувства у читателя автор вызывает намеренно: для тех, кто пережил войну, и сегодня – «это праздник со слезами на глазах»» [Рыжкова]. Даже «в финале Носов не отменяет двойственного чувства, пронизывавшего весь рассказ, потому что праздник Победы для нашего народа навсегда будет и днём поминовения. Густое красное вино, пролитое на изголовье кровати умершего Копёшкина, напоминает солдатам кровь и кажется «тёмным и таинственным». И читатель присоединяется к чувствам персонажей Носова» [Рыжкова].

Прилагательное голубой употребляется автором два раза в течение всего произведения. Так как голубой цвет считается производным от синего (2 словоупотребления), мы считаем целесообразным объединить их в одном описании. Печальный, серьёзный, цвет тоски по дому – это негативные значения их употребления, например:

Сестра поливает стол горячей водой из голубого домашнего чайника… (230).

Но успокаивающий, чистый, цвет природы и надежды скорого возвращения домой – явно положительные пути восприятия этих цветов, например:

Даже по одному только небу, которое виделось нам, лежащим у дальней стены, – очистившемуся, синему, высокому – чувствовалось, как там теперь привольно (235).

Другие цвета, использованные в рассказе – чёрный и тёмный. Чтобы усилить ощущение таинственности происходящего, рассказчик использует чёрный цвет при описании старичка-фотографа:

На старичке поверх чёрного сюртука был наброшен госпитальный халат, волочившийся по полу (241).

Тёмный – символ той же таинственности, а также страха, например:  Нас выносили прямо в нижнем белье, накрыв сверху одеялами, складывали в грузовики, гулко хлопавшие на ветру промёрзлым брезентом, и увозили куда-то по тёмным ночным улицам (227).

Таким образом, благодаря самым употребляемым цветовым прилагательным происходит «оформление» главных мыслей и соображений автора, вложенных в книгу.

Высказывание

Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах (И.Н. Горелов)

Аргументация

Особенностью создания образного, ёмкого признака, характеризующего предмет, является в рассказе Е.И. Носова обилие относительных имён прилагательных.

Чаще всего упоминается в рассказе прилагательное госпитальный (14 словоупотреблений). И это не случайно, так как все события происходят в госпитале в подмосковном Серпухове. Данное прилагательное является движущим элементом сюжета рассказа:

И вот этот самый Дед шёл по ночному госпитальному коридору (237);

Я вдруг остро ощутил, что госпитальные часы отбили иное, новое время… (238);

Госпитальный садик всё ещё гудел народом (244);

В это самое время, в час сумерек, когда санитары укладывают Копёшкина в госпитальном морге, в окнах его избы, должно быть, уже затеплился жидкий огонёк керосиновой лампы, завиднелись головёнки ребятишек, обступивших стол с вечерней похлёбкой (250).

Читатель знакомится с фронтовой операционной в сосновой роще, недалеко от которой идёт танковый бой. Этим и объяснятся столь частое употребление писателем прилагательного сосновый (5), например:

Оперировали меня в сосновой рощице, куда долетала канонада близкого фронта (228);

В первую очередь пропускали тяжелораненых, сложенных у медсанбата на подстилках из соснового лапника (229).

Большой частотностью отличается и прилагательное гипсовый (7), которое отражает мрачный лик войны, искалечившей не только души людей, но и их тела, унёсшей миллионы жизней:

Несколько раз ему вливали свежую кровь, но всё равно что-то ломало его, жгло под гипсовым скафандром (233);

Завтра снимут с него теперь уже ненужную гипсовую оболочку, высвободят тело, вскроют, установят причину смерти и составят акт (249).  

Для персонажей Носова война уже закончилась, но она постоянно даёт о себе знать или в их воспоминаниях, или в обыденной жизни. Поэтому в лексиконе героев рассказа очень часто присутствуют слова боевой (4 словоупотребления), фронтовой (3), автоматный (2), немецкий (2):

 Это придавало особую значимость нашему наступлению и возбуждало боевой азарт. (228);

Но по радио не назывались номера дивизий и полков, все они были энскими частями, и никто не знал, где теперь топают ребята, фронтовые дружки-товарищи (231);

Где-то резко рыкнула автоматная очередь (239);

Фотограф выудил из баульчика полотнище с намалёванным горящим немецким танком (243).

Высказывание

Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено» (А.А.Реформатский)

Аргументация

Притяжательные местоимения-прилагательные – это самый частотный разряд местоимённых прилагательных, встретившийся в рассказе Евгения Ивановича Носова. Он составил 113 словоупотреблений.

Притяжательные местоимения-прилагательные указывают, какому лицу принадлежит предмет. В зависимости от этого местоимения-прилагательные составляют две группы:

1) Личные местоимения-прилагательные, указывающие на принадлежность

  • первому лицу, например:

День-то какой, голубчик вы мой! (238);

Было слышно, как что-то выкрикивал наш замполит (241);

  • второму лицу:

Сколько кровушки вашей пролита-а-а… (240);

  • третьему лицу:

Бородухов заметно напирал на «о», отчего речь его звучала весомо и основательно (231);

Эта конструкция со всеми её подпорками и расчалками на обиходном госпитальном языке именовалась самолётом (233);

С тех пор койки их пустовали (228);

Да и прямо на ихнюю батарею (233).

Следует обратить внимание, что к данной группе местоимений-прилагательных относится и просторечно-разговорное местоимение ихний, употреблённое писателем в рассказе с целью воссоздать живую и достоверную речь Копёшкина, более полно понять его образ.

В строгой деловой, научной и публицистической речи уместно употреблять нейтральную литературную форму их. В устной же речи зарегистрированы отступления от строгой литературной нормы. Практически употребляются оба варианта, причем ихний придает речи сниженную, просторечно-разговорную окраску.

2) Возвратные местоимения-прилагательные, указывающие на принадлежность любому из трех лиц, например:

Минуту-другую каждый молча созерцал свой стакан (245);

Копёшкин пытался ещё что-то сказать о своих местах, но не смог, обессилел и только облизал непослушные губы (248). 

Таким образом, проделанная работа по использованию языковых средств выражения признака в качестве примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему не только качественно готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, но и интегрирует уроки русского языка и литературы родного края, что способствует воспитанию патриотизма и формированию нравственных качеств: чести, достоинства, уважения, любви. А также такие занятия развивают умения формулировать проблемы, поставленные в тексте, анализировать и обобщать, способствуют умению выявлять авторскую позицию через характеристику персонажей, оценку их действий; развивают коммуникативные навыки, обогащают словарный запас и, конечно, готовят к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ФУНКЦИИ УБЕЖДЕНИЯ В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ

Большой и разнообразный список стилестических средств в английском языке на примере рекламы...

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ КОСТЮМ.

В англоязычных наименований одежды с точки зрения лингвострановедения отмечается, что английская нация, испытавшая мощное влияние европейских народов, хранит в своем культурно-историческом багаже трад...

Методический конструктор: «Пишем сочинение на лингвистическую тему»

ull;Государственная итоговая аттестация по русскому языку проводится с целью проверки и оценки уровня общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9 класса. В тестовые задания включены ...

Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"

Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....

Языковые средства выражения гендерных различий в английском и русском языках

Статья посвящена роли феменитивов в развитии современных  языков. Рассматриваются способы их образования в русском и английском языках, проводится сравнительный анализ. Исследуется роль фими...