Статья "Интегрированные уроки русского языка и литературы".
статья

Бабурова Юлия Владимировна

В данной статье рассматривается  взаимосвязь смежных научных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_uroki_rya_i_l.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Интегрированные уроки русского языка  и литературы. 

(Слайд 2)

Интегрированным называем урок, в ходе которого реализуется взаимосвязь смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по разным предметам. В филологическом школьном образовании можно выделить следующие типы интегрированных школьных уроков русского языка и литературы: 

(Слайд 3)

  1. интегрированный урок на уровне межпредметных связей (на таком уроке параллельно используются лингвистические и литературоведческие понятия, определения); 

                                             (Сайд 4)

  1. интегрированный урок развития связной речи на основе работы с художественным текстом. На среднем уровне проводится объединение необходимого учебного материала русского языка и литературы в общей для них области развития связной речи учащихся;                             

                                    (Слайд 5)

  1. урок словесности.

   Уроки межпредметных связей русского языка и литературы предполагают организацию исследовательской лингвистической работы учащихся на текстовом материале, цель которой – проанализировать языковые единицы. Я подвожу итог того, как эта работа выполняется на практике в классах, в которых я работаю: во время изучения творчества поэтов ребята устно и письменно анализируют поэтические тексты; для подготовки к ОГЭ при выполнении задания части С определяют в литературных текстах тему, основную мысль, проблему, поставленную автором перед читателями, находят  средства художественной выразительности. Во время изучения теории русского языка используются художественные тексты. Рассмотрим использования текста в процессе изучения темы «Глагол и глагольные формы» в 6 классе.

   Как известно, глагол в русском языке имеет богатые изобразительно-выразительные возможности. Какова же роль глаголов в речи?

  В ходе анализа текста рассматриваются разные глагольные формы, а главное – учащиеся знакомятся с ролью глагола в создании художественного образа. Сначала предлагается текст, в котором вообще нет ни одного глагола. Например:

                                                       (Слайд 6)

   Переправа, переправа!                                  Кому память, кому слава,

   Берег левый, берег правый,                          Кому темная вода, -

   Снег шершавый, кромка льда…                  Ни приметы, ни следа. (Твардовский.)

   В ходе беседы ребята отмечают, что  автору важно было показать общую картину переправы, а не то, что там происходит: об этом будет сказано позднее.

   Прочитаем следующий отрывок из поэмы «Василий Теркин»:

                                                         (Слайд 7)

Ночью, первым из колонны,               Погрузился, оттолкнулся

Обломав у края лед,                             И пошел. Второй за ним.

Погрузился на понтоны                      Приготовился, пригнулся

Первый взвод.                                      Третий следом за вторым.

    Что изменилось в описании переправы?

    Картина ожила. Мы слышим, как ломается лед, как проходит переправа. Происходит это за счет насыщенности текста глаголами совершенного вида, что указывает на стремительность и динамичность действия.

 Любое лингвистическое задание выполняется на примерах и с использованием художественных литературных текстов.

   Часто проводятся уроки, во время которых грамматика изучается на содержательном текстовом материале. Такие уроки оставляют в памяти более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее.

   Регулярно включаю в свои уроки миниатюры из книг Астафьева «Затеси»

 (Сайд 8), 

Солоухина «Камешки на ладони»

(Слайд 9), 

Бондарева «Мгновения» (Слайд 10)

и так далее. Дети объясняют знаки препинания, производят разборы, пишут под диктовку, но самое главное – понимают, как писатели работают над языком своих произведений, как отбирают слова, строят фразы. Учащиеся анализируют лексику, постигая при этом истинный смысл творчества. Миниатюры побуждают к размышлениям, обмену мнениями. После чтения текста  спрашиваю: «Какой смысл автор вложил в этот рассказ?», «К чему призывает нас автор в данной миниатюре?» и так далее.

      На интегрированных уроках развития связной речи на материале художественного текста работа учащихся усложняется: от наблюдения над языковыми средствами изучения их стилистической роли в образцовых художественных текстах школьники переходят к созданию собственных текстов (сочинений и изложений). Разнообразный текстовый материал (работа с образцами) используется как основа для творческих работ учащихся (устных и письменных).

    В 5 - 9 классах проводится комплексный анализ текста.

    Ребята пишут изложения художественных текстов. Например, работали над  художественным текстом  «Отец и дочь» из повести Пушкина «Станционный смотритель», отвечали на вопрос «Как вы относитесь к поступку Дуни?»  

                                                      (Слайд 11, 12)

  У учителей русского языка и музыки много общих задач, которые более эффективно могут быть решены объединёнными усилиями. Материал русского языка и музыки во многом родствен, и даже различия могут быть использованы с методическим эффектом при умелом сопоставлении.   Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с "трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно использую как организованное начало или физминутка на уроках русского языка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые фразы, совершенствуется произношение. Например, заучивание в 7 классе стихотворения в прозе И, С, Тургенева.

                                                                  (Слайд 13)

  Музыка на уроках русского языка и литературы создаёт непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке важнее как воспитательная функция музыки, так и образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, я чаще всего сообщаю и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.

   От меня, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, мне необходимо, прежде всего, знать произведения, которые будутзвучать, регулярно прослушивать новые записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке.

                                                                (Слайд 14)

В результате творческих поисков и кропотливой работы появились уроки «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (Плач Ярославны) в 9 классе,

урок развития речи по фрагменту из лекции композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского

 (Слайд 15) в 8 классе . Кстати, данный текст включен в список текстов для изложения ОГЭ И. П. Цыбулько  (Слайд 16)

 «Титаник» Бетховен (3-я симфония).

(Слайд 17)

 «Музыка в жизни и творчестве Лермонтова»

(Слайд 18).

Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам", поскольку, "он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность".

Русский язык – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные, выражается также и в том, "что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете».

Таким предметом для русского языка является, например, математика. Связь русского языка и математики является строго фиксированной, закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах, материал которых легче всего поддаётся формализации. Поэтому интеграция предметов русского языка и математики - очень сложный процесс, и на практике его почти не осуществляю. Если же осуществляю, то очень редко. Например, интегрирую русский язык с математикой при изучении темы "Имя числительное" или "Количественные и порядковые числительные".

(Слайд  19)

Интегрирую русский язык с изобразительным искусством. Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии пространственного представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребёнка.

На интегрированных уроках русского языка и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи. По ходу изложения материала я знакомлю детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждаем и анализируем произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложенной на холсте.

 (Слайд 20)

В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления.

(Слайд 21)

Произведения живописи на уроках русского языка, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служат основой для осмысленного связного высказывания школьников, т.к. эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью.

Работа по картине стимулирует речевую деятельность школьников, развивает и обогащает их словарный запас.

Осуществление интеграции предметов русского языка и изобразительного искусства предполагает так же и самостоятельную творческую деятельность детей на уроке.

(Слайд 22)

 Я считаю, что такие уроки приносят большую пользу в изучении предметов «Русский язык» и «Литература».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...