Использование инновационных проектов в обучении марийскому языку
статья

Чемышев Андрей Валерьевич, Тимофеева Надежда Николаевна, Митрускова Анжелика Ананьевна

Отдел инновационного развития марийского языка и культуры

ГБУК РМЭ «Республиканский центр марийской культуры»

г. Йошкар-Ола, РФ

Двадцать первый век – это век информационных и инновационных технологий, глобализации и искусственного интеллекта. Все сферы жизни так или иначе подверглись и продолжают подвергаться влиянию мировых процессов. Положение малых языков и вовсе стало неоднозначным, в частности из-за того, что экономическая глобализация, которая охватила различные государства, положила начало языковому единению. Эта тенденция увеличила роль мировых языков и усилила конкуренцию между ними. Мировые языки, которые употребляются миллионами людей по всему миру, активно используются в таких международных сферах, как дипломатия, торговля, туризм, система коммуникаций и др. «Рабочие языки» на мировой арене или внутри многонационального государства постепенно вытесняют малые языки. Процесс замены малого языка на мировой начинается с трудовой деятельности и сферы образования, а затем проникает и в другие социальные институты общества.

В целях сохранения малых языков в Республике Марий Эл предпринимается комплекс мер с опорой на современные технологии. Так, в рамках реализации государственной программы Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013–2020 годы» Республиканский центр марийской культуры работал над разными инновационными проектами, такими как «Электронные курсы марийского языка», «Марийские аудиокниги», мультуроки «Марла ойлаш тунемына» («Изучаем марийский язык»), видеоуроки «Марий йылме» («Уроки марийского языка»), «Словарь сравнений марийского языка», «Словарь эпитетов марийского языка», «Марийский язык в динамике».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mariy_el._innovatsionnye_proekty.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Чемышев Андрей Валерьевич, Тимофеева Надежда Николаевна, Митрускова Анжелика Ананьевна

Отдел инновационного развития марийского языка и культуры

ГБУК РМЭ «Республиканский центр марийской культуры»

г. Йошкар-Ола, РФ

Использование инновационных проектов в обучении марийскому языку

Двадцать первый век – это век информационных и инновационных технологий, глобализации и искусственного интеллекта. Все сферы жизни так или иначе подверглись и продолжают подвергаться влиянию мировых процессов. Положение малых языков и вовсе стало неоднозначным, в частности из-за того, что экономическая глобализация, которая охватила различные государства, положила начало языковому единению. Эта тенденция увеличила роль мировых языков и усилила конкуренцию между ними. Мировые языки, которые употребляются миллионами людей по всему миру, активно используются в таких международных сферах, как дипломатия, торговля, туризм, система коммуникаций и др. «Рабочие языки» на мировой арене или внутри многонационального государства постепенно вытесняют малые языки. Процесс замены малого языка на мировой начинается с трудовой деятельности и сферы образования, а затем проникает и в другие социальные институты общества.

В целях сохранения малых языков в Республике Марий Эл предпринимается комплекс мер с опорой на современные технологии. Так, в рамках реализации государственной программы Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013–2020 годы» Республиканский центр марийской культуры работал над разными инновационными проектами, такими как «Электронные курсы марийского языка», «Марийские аудиокниги», мультуроки «Марла ойлаш тунемына» («Изучаем марийский язык»), видеоуроки «Марий йылме» («Уроки марийского языка»), «Словарь сравнений марийского языка», «Словарь эпитетов марийского языка», «Марийский язык в динамике».

Программа «Марийский язык в динамике» входит в единый комплекс совместно с мультуроками «Марла ойлаш тунемына», видеоуроками «Уроки марийского языка» и Электронными курсами марийского языка.

Всего были выпущены 22 серии мультуроков «Марла ойлаш тунемына» [10] и 10 видеоуроков «Марий йылме» [8]. Мультуроки рассчитаны на дошкольников, младших школьников, а видеоуроки предназначены для школьников и для всех начинающих изучать марийский язык.

«Электронные курсы марийского языка» [12] направлены на дистанционное обучение марийскому языку всех желающих. 30 электронных уроков для начинающих созданы на основе учебного пособия З. В. Учаева, А. С. Ефремова «Поро кече!» [5] и дополнены тренажёрными диалогами и видеодиалогами, а выражения и примеры имеют аудиосопровождение. Электронные уроки позволяют закрепить теоретический материал в тестовых упражнениях. Аудиовизуальная и интерактивная подача обучающего материала облегчает и намного ускоряет процесс изучения марийского языка.

Электронные словари и аудиокниги адресованы продвинутым пользователям и служат дополнительным материалом к изучению марийского языка.

«Словарь сравнений марийского языка» и «Словарь эпитетов марийского языка» – это словари нового типа, составленные на основе Национального корпуса марийского языка [6]. «Словарь сравнений марийского языка» [11] опубликован в 2019 году. «Словарь эпитетов марийского языка» находится в стадии подготовки к изданию.

Проект «Марийские аудиокниги» [7] несёт просветительскую функцию (через аудиокниги слушатели могут изучать марийские художественные и фольклорные произведения), образовательную функцию (желающие изучать марийский язык учатся воспринимать марийскую речь на слух) и функцию сохранения информации, в данном случае, сохранения аудиоинформации, что позволяет изучать фонетические особенности марийского языка. На данный момент подготовлено и опубликовано около 100 аудиокниг. 

В последнее время стало очень популярным заниматься саморазвитием и самообучением с помощью онлайн-курсов, онлайн-тренингов, вебинаров и обучающих видео. Видеоролики по грамматике марийского языка – это новый современный метод обучения правилам языка.

Цель проекта «Марийский язык в динамике» [9] – популяризация и сохранение марийского языка путём создания обучающих видеороликов по грамматике марийского языка. Задачи проекта: содействовать развитию видеоресурсов по обучению марийскому языку; распространить марийский язык в сети Интернет; сделать доступным изучение марийского языка.

Образовательный проект «Марийский язык в динамике» направлен на обучение всех желающих грамматике марийского языка с помощью видеороликов.

При работе над проектом на первом этапе производилась подборка и сортировка правил грамматики марийского языка. На основе книг: «Современный марийский язык. Фонетика» [4], «Современный марийский язык. Морфология» [2], «Современный марийский язык. Лексикология» [1], «Современный марийский язык. Синтаксис сложного предложения» [3], был создан блок правил на 10 видеороликов.

Далее последовало редактирование материалов согласно орфографии марийского языка 2011 года и методическим стандартам образования ФГОС. После работы с текстом сделана озвучка. Каждый видеоролик оснащён аудиосопровождением. В основном правила озвучены закадровым голосом, а примеры к ним появляются на экране в виде коротких заметок, несложных схем и иллюстраций. Видеоролики были собраны из слайдов с помощью программы «ФотоШоу PRO».

Обучающие видеоролики по марийскому языку находятся в свободном доступе. Учитель марийского языка любого населённого пункта сможет использовать их в качестве дополнительного материала к своему уроку.

Мультуроки, электронные курсы, видеоуроки и другие ресурсы [13], соответствуют требованиям времени и могут стать востребованными среди желающих изучать марийский язык.

Список литературы и источников:

  1. Казанцев Д. Е., Патрушев Г. С. Современный марийский язык. Лексикология. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1972. – 184 с.
  2. Современный марийский язык. Морфология. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1961. – 324 с.
  3. Современный марийский язык. Синтаксис сложного предложения. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1961. – 152 с.
  4. Современный марийский язык. Фонетика. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1960. – 162 с.
  5. Учаев З. В., Ефремов А. С. 30 уроков марийского языка. Для начинающих изучать марийский язык.  Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1997.  148 с.
  6. Корпус марийского языка. URL: corp.marnii.ru [Дата обращения: 20.05.2021].
  7. Марий йогын. URL: https://vk.com/mari_podcast [Дата обращения: 20.05.2021].
  8. Марий йылме урок. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLOt6i59VnTNYEqMH6GdzhIg3uZdUgSTz4 [Дата обращения: 21.05.2021].
  9. Марийская грамматика. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLOt6i59VnTNYiLHLxpzIbeoCIRDSQ1tV4 [Дата обращения: 21.05.2021].
  10. Мультуроки. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLOt6i59VnTNZG1lIMErjmQroto4-eHV5o [Дата обращения: 21.05.2021].
  11. Электрон книгагудо в Облаке Mail.Ru. URL: https://cloud.mail.ru/public/48sa/dH1oHxHLk/словари/ [Дата обращения: 20.05.2021].
  12. Электронные курсы марийского языка. URL: http://mari-lab.ru/index.php/Электронные курсы [Дата обращения: 20.05.2021].
  13. Mari-Lab .URL: http://mari-lab.ru/index.php/Mari-Lab [Дата обращения: 21.05.2021].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.

Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...

Проект "Использование инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе

Данный проект является обобщением опыта работы учителя по технологии развития критического мышления через чтение и письмо....