Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Салангина Ольга Валерьевна

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrl_6.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение к образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом № 354 от 31.08.2021 г.  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол №1 от 30.08.2021 г.

Руководитель кафедры               / Попова И.И. /

Согласовано

заместитель директора               /Тельнова И.С./

30.08.2021 г.                                                                          

Рабочая программа учебного предмета

«Родная литература (русская)»

Базовый уровень, основное общее образование, 6 класс, 9 часов

1.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).

2.   Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020

федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

3. Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)). Н. В. Беляева, М. А. Аристова, Ж.Н. Критарова. Москва, 2020.

3. Родная русская литература: 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций /О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева. Москва: Просвещение, 2021.

                                                              Составитель: Салангина Ольга Валерьевна,                

                                                                                                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                                      высшей квалификационной категории

                                                                                                           Пионерский

                                                                                                              2021 год

                                                                     

                                                                                 1. Содержание учебного предмета

                                                                                               Раздел 1. Россия – Родина моя.

Преданья старины глубокой

Русские былины: богатыри и богатырство

Былина «Илья Муромец и Святогор».

Былинные сюжеты и герои в русской литературе

И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

М. М. Пришвин. «Певец былин».

Города земли русской

Русский Север: Архангельск в русской литературе

С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).

Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).

Родные просторы

Стихи русских поэтов о зиме

И. С. Никитин. «Встреча Зимы».

А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

Н. М. Рубцов. «Первый снег».

По мотивам русских сказок о зиме

Е. Л. Шварц. «Два брата».

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

Масленица

М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»

А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».

А. П. Чехов. «Блины».

Тэффи. «Блины».        

Тепло родного дома

Всюду родимую Русь узнаю

В. А. Рождественский. «Русская природа».

К. Г. Паустовский.  «Заботливый цветок».

Ю. В. Бондарев.  «Поздним вечером».

Раздел 3. Русский характер – русская душа

Не до ордена – была бы Родина 

Оборона Севастополя

А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».

А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».

Рюрик Ивнев. «Севастополь».

Загадки русской души

Чудеса нужно делать своими руками

Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках

Реальность и мечты

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана

На русском дышим языке

К. Д. Бальмонт. «Русский язык».

Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.1Личностные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

2.2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Родная литература (русская)»

освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, у меть находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

 2.3. Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

предпосылки научного типа мышления;

виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:

1)осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

2)восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

3)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5)развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

6)овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» в 6 классе:

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.

                                                                             3. Тематическое планирование

Тема/Раздел

Кол-во часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

ЭОР

Форма текущего контроля

Кол-во часов к/р

Кол-во

пр/ р и л/р, р/р

Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть

Форма промежуточной аттестации

Повторение

2

Внимание – дети!

https://resh.edu.ru/ 

Проверочная работа

1

Раздел 1. Россия – Родина моя

4

Международный день толерантности

https://resh.edu.ru/ 

Тест

1

Раздел 2. Русские  традиции

2

День Защитника Отечества

https://resh.edu.ru/ 

Тест

Раздел 3. Русский характер – русская душа

1

Беседа по профилактике ЗОЖ

https://resh.edu.ru/ 

Проверочная работа

1

Итого

9

3

Контрольная работа

                                                                               

                                                                                4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ в разделе

Тема урока

Дата-план

Дата-факт

Примечание

Повторение

1

1

Повторение изученного в 5 классе

28.09

2

2

Входная контрольная работа

19.10

15.09

Россия – Родина моя

3

1

Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор».

9.11

4

2

Русский Север: Архангельск в русской литературе. С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).

30.11

5

3

Промежуточная контрольная работа 

21.12

6

4

Стихи русских поэтов о зиме. По мотивам русских сказок о зиме. Е. Л. Шварц. «Два брата».

11.01

Русские традиции

7

1

Масленица.М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».

А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».

1.02

8

2

Всюду родимую Русь узнаю.В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский.  «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев.  «Поздним вечером». День Защитника Отечества

22.02

Русский характер – русская душа

9

1

Обзор книг о героизме, способности творить чудеса своими руками, о реальности и мечтах (А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» и т.д.). Контрольный тест за год. Беседа по профилактике ЗОЖ.

15.03

Промежуточная аттестация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы

Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе ...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) к учебнику под редакцией Александровой О.М. , Аристовой М.А.,  Беляевой Н.В., Добротиной И.Н.,  Критаровой Ж.Н.,  Мухаметшиной Р.Ф....

Рабочая программа по родной литературе (русской) 5 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской)...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 7 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской)...