Методическая разработка внеклассного мероприятия по чтению и развитию речи "Поэты Усть-Цилемского района о зиме"
методическая разработка

Александра Григорьевна Хозяинова

Разработана для обучающихся коррекционной школы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_meropriyatiya.docx373.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14» с. Усть-Цильма

Методическая разработка открытого

внеклассного мероприятия

 по чтению и развитию речи

«Поэты Усть-Цилемского района о зиме»

Выполнила: учитель Хозяинова А. Г.

2020 г.

Пояснительная записка

Тип занятия: комбинированное.

Аудитория: внеклассное мероприятие предназначено для обучащихся 6-9 классов коррекционной школы. В данных классах обучаются как дети с легкой степенью умственной отсталости, так и с более сложными нарушениями.

Формой занятия была выбрана квест-игра, потому что обучающимся нравится участвовать в таких мероприятиях, при выполнении заданий квеста формируются предметные умения и умения работать в команде, развиваются творческие способности, повышается мотивация к изучению предмета. И при этом в основу занятия положен деятельностный подход,  на котором строится обучение по ФГОС.

Актуальность: тема мероприятия приурочена к 100-летнему юбилею Республики Коми.

Продолжительность: 1 час.

Методы и приемы: деятельностный подход, метод проектов, проблемный метод.

Цель: развитие у обучающихся интереса к чтению книг, изучению творчества поэтов родного края.

Задачи:

  • прививать любовь к культуре и литературным традициям своей родины;
  • создавать условия для организации конструктивного диалога со сверстниками, педагогами;
  • учить уважать других людей, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • расширить представления о творческой биографии и стихотворениях поэтов Н. А. Чупрова, А. С. Полякова, А. К. Журавлёва, познакомить с их книгами.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать основные этапы жизни творчества поэтов Н. А. Чупрова, А. С. Полякова, А. К. Журавлёва;

-уметь выразительно читать стихотворения местных поэтов о зиме, называть основные сборники их произведений;

-уметь разгадывать ребусы, отгадывать загадки;

-уметь подбирать имена прилагательные;

-отвечать на вопросы викторины по русским народным сказкам.

Личностные УУД:

  • освоение традиций, культуры родного края;
  • формирование любови к родному языку, чувства гордости за свою родину;
  • формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательного отношения к окружающим;
  • умение распознавать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель занятия с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • высказывать свое предположение (версию).

Познавательные:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт;
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Правила игры: участники заранее разделены организатором на 3 команды. Каждая команда получает маршрутный лист, по которому передвигается от станции к станции. Время нахождения на станции – 4 минуты, время перехода – 1 минута (по сигнальному звонку). На каждой станции участников ждет инструктор, который предлагает выполнить задание, принимает, комментирует ответы и дает информацию (картинку, текст…), необходимую каждой команде для конечного продукта – буклета об одном из поэтов Усть-Цилемского района. Информация для проекта выдается каждой команде, независимо от правильности/неправильности выполнения заданий на станциях, так как участвуют дети с ОВЗ, которым не всегда и не всё по силам. На последней станции обучающиеся оформляют проект и защищают его.

Оборудование и материалы: компьютеры, проекторы, маршрутный лист для каждой команды, материалы для буклетов, книги поэтов, сладкие призы, презентация, фильм об Усть-Цильме.

Технологическая карта мероприятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный.

Цель: настроить детей на работу.

Организует класс на работу. Создает положительный настрой.

-Всем-всем добрый день!

Сегодня на мероприятии у нас гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся друг другу!

Здороваются.

Настраиваются на продуктивную работу.

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества    учитель-ученик, ученик-ученик.

Познавательные УУД - учебно- познавательный интерес.

Личностные УУД - самооценка готовности к уроку.

  1. Определение темы мероприятия, целеполагание, постановка задач.

Цель: подведение детей к формулированию цели на основе темы. Определение путей ее достижения.

Делит на команды.

Показывает видеоролик, после него организует диалог, в ходе которого формулируется тема занятия.

Приглашает гостя, который ставит проблему, помогают сформулировать цель.

СЛАЙД 1.

-Мы рады вас видеть на литературном квесте.

-Давайте вспомним, что такое «квест»?

СЛАЙД 2.

Квест - это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать загадки, справиться с трудностями для достижения общей цели.

-А что означают слова «литературный квест»?

СЛАЙД 3.

-Что мы обычно делаем на мероприятиях в форме квеста?

-Обучающиеся 9 класса, я вам дала списки. Прочитайте их, соберите своих игроков.

-Все на месте? Начинаем?        

-Предлагаю посмотреть вам видеоролик и ответить на вопрос, на какую же тему будет наше мероприятие.

Включает видеоролик.

https://www.youtube.com/watch?v=qVjQOIizO0I

-Про что был ролик?

-Какое село показано в нем?

-Какое время года?

СЛАЙД 4.

-Наше мероприятие посвящено стихотворениям поэтов Усть-Цилемского района о зиме.

-Почему именно со стихотворениями о зиме связан наш квест?

-Тема была выбрана неслучайно. Во-первых, все писатели, с которыми вы сегодня познакомитесь, о которых вспомните, очень любили родной край - наш район, республику, любили северную природу, зиму и описывали это в своих стихотворениях. Во-вторых, через несколько дней наступит Новый год. И в преддверии этого праздника я хочу предложить вам поднять себе настроение и выполнить задания на новогоднюю тематику.

- Самым главным будет задание, которое вы выполните на последней станции – это творческое задание. Подробнее об этом вам расскажет библиотекарь Любовь Степановна.

Любовь Степановна:

-Какое значимое событие будет отмечаться в 2021 году в нашей республике?

СЛАЙД 5.

-2021 год - юбилейный для Республики Коми. 22 августа мы отметим 100 лет со дня ее основания.  

И я хочу, чтобы вы мне помогли подготовить буклеты про поэтов нашего района и их стихотворениях о зиме и рассказать о них другим обучающимся. К 100-летию республики эти буклеты мы оформим в печатном виде, распечатаем, а потом дети и взрослые смогут познакомиться с биографией и творчеством поэта.

Показывает готовый буклет для примера.

-Ребята, какова же цель нашего мероприятия?

Распределяются по командам. Формулируют тему, цель и задачи мероприятия.

Ответы детей.

Слайд 2.

-В литературный квест включены задания на литературную тематику.

-Делимся на команды, выполняем задания.

Делятся на команды.

Делают вывод, что мероприятие будет связано с Усть-Цильмой и зимой.

Высказывают предположения.

Отвечают на вопрос.

-Познакомиться с творчеством поэтов района, изготовить о них буклеты, рассказать другим обучающимся.

Познавательные УУД - анализ объектов с целью, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД -  выделение и формулирование познавательной цели и задач в совместной с учителем деятельности.

Коммуникативные УУД - монологические и диалогические высказывания детей.

Личностные УУД— смыслообразование, формирование интереса к чтению.

  1. Планирование.

Цель: создать условия для планирования работы на мероприятии и защиты проекта.

Проводит инструктаж. Организует работу по планированию создания проекта и его защиты.

-Ребята, во время игры вы посетите несколько станций. На каждой из станций вам нужно будет выполнить задания. После их выполнения мои помощники будут вам выдавать картинки, которые пригодятся при составлении буклета. На станциях вам выдадут портрет поэта, его биографию, стихотворение, картинки книг.

Вы должны будете вкладывать их в конверт и сохранить до конечной станции – «Творческой», на которой нужно будет вклеить эту информацию в основу для буклета и защитить свой проект перед присутствующими.

Раздает маршрутные листы и основу для буклетов, которые обучающиеся оставят на рабочих столах.

Выполняют роль активных учеников.

Исходя из данных маршрутного листа, планируют, в какой последовательности будут посещать станции.

Распределяют роли для защиты проекта.

Познавательные УУД -структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД - планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Коммуникативные УУД- умение слушать и слышать друг друга,  готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  1. Осуществление деятельности по решению проблемы.

Цель: Создать условия для работы над групповыми проектами.

Умение работать с источниками информации.

Организует работу по созданию условий для работы над поиском информации для проектов, оказывает помощь группам при оформлении и защите.

  1. Станция «Новогодние ребусы».

СЛАЙД 6-20.

img1.jpg (Ёлка).

img19.jpg(Подарок).

img18.jpg(Коньки).

img13.jpg (Гирлянда).

img4.jpg (Дед Мороз).

img9.jpg (Фейерверк).

img34.jpg (Снежная королева).

  1. Станция «Зимние загадки».

СЛАЙД 21-39.

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

(Снежинки).

Белое покрывало

На земле лежало.
Лето пришло —
Оно все сошло.

(Снег).

Ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал
Сверкающие листья.

(Мороз).

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый

Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму — никто не поднимет.
Весна придет — он сам уйдет.

(Сугроб).

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать,

 Чтоб не мерзли пять да пять.

(Варежки).

Весной цвету, летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не

умираю.

(Ель).

Сияет яркими огнями

На стенах, окнах, за окном.
Ей елку щедро украшают.
Снаружи наряжают дом.

(Гирлянда).

Какая морковка может расти зимой?

(Сосулька).

Вьюга по двору гуляет,

В доме елочка сверкает.
Дети водят хоровод.
Что за праздник?

(Новый год).

  1. Станция «Сказочная викторина».

СЛАЙД 40-54.

  1. Станция «Письмо Дедушке Морозу».

Дети должны назвать 13 прилагательных, консультант всё записывает и читает детям письмо, Деду Морозу, вставляя слова по порядку:

«… Дед Мороз!

Все … детки с нетерпением ждут твоего … прихода.
Самый … праздник в году – это Новый год!

Мы для тебя споём … песню и станцуем … танец!

И тогда наступит … Новый год.
Скажем так же об …учёбе: «Мы будем получать только … оценки».
Поскорее открывай … мешок и подари нам … подарки.
С уважением … мальчишки и … девочки!».        

  1. Станция «Творческий переполох».

Составление буклетов, их защита.

-Итак, ребята. На каждой станции вы получали информацию про поэта нашего района. Сейчас вам нужно всю информацию разместить в одном буклете. А потом выйти и представить свой проект.

СЛАЙДЫ 55-58 (ПОЛЯКОВ А. С.).

СЛАЙДЫ 59-62 (ЖУРАВЛЕВ А. К.).

СЛАЙДЫ 63-66 (ЧУПРОВ Н. А.).

Спасибо, ребята! Буклеты мы передадим в библиотеку для дальнейшего использования. Мы обязательно распечатаем по несколько экземпляров и раздадим вам, чтобы вы познакомили со своим творчеством родных и друзей.

Работают в группах над поиском информации для проектов (выполняют задания на станциях), оформляют работы, защищают. Оказывают помощь консультанты.

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие.

Регулятивные УУД - удержание целей и задач урока.

Коммуникативные УУД - умение слушать и слышать друг друга, умение представлять информацию,

готовность спрашивать, интересоваться, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении.

  1. Рефлексивно-оценочный.

Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Организует работу по определению выполненных задач, достижения цели, оценки своей деятельности.

- Какую цель мы ставили?

- Достигли?

- Что вызвало затруднение?

- Какой результат получили?

Рефлексия.

СЛАЙД 67.

Картинки о зиме.

-Какое время года изображено на картинках?

-Здесь изображена зима. Но разная зима. Какая из них ближе на данный момент к вашему настроению? Как прошло наше мероприятие?

СЛАЙД 68.

-Большинству понравилась зима яркая, веселая. Участвуя в квест-игре, вы зарядились хорошим настроением, учились дружно работать в командах и помогать другим. И в преддверии Нового года хочется пожелать, чтобы вы все оставались такими же активными и любознательными! Спасибо за участие!

Отвечают на вопросы. Определяют результат.

Оценивают свои достижения.

Регулятивные УУД-целеполагание, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений, определение качества и уровня усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Помоги птицам зимой"

Материалы для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 5 - 7 классов. Игра по станциям....

Методическая разработка внеклассного мероприятия из цикла "Литературные чтения": «"Души моей царицы..." (Женщины-адресаты любовной лирики Пушкина)»

Методическая разработка представляет собой подробный развернутый сценарий проведения литературного вечера "Души моей царицы..." (Женщины-адресаты любовной лирики Пушкина). Материал...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сибиряки в годы Великой Отечественной войны» (на примере боевого пути Борсоева В.Б. – уроженца улуса Холбот Баяндаевского района)

Внеклассное мероприятие соответствует плану военно-патриотического воспитания. Применение технологии проектной деятельности предоставляет учащимся 8-9 классов возможность исследовать интересующую тему...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для СПО «Экскурс в историю возникновения и развития денег в России»

Аннотация к методической разработке внеклассного мероприятия «Экскурс в историю возникновения и развития денег в России». Данная методическая разработка предназначена для организации и про...