День Науки
презентация к уроку (6 класс)

Цхай Ирина Александровна

День Науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon den_nauki.ppt2.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- Из вин и - Исключи меня из вины !

Слайд 2

- О берег и - Берег ами меня о кружи!

Слайд 3

- Защит и - Спрячь меня за щит ом!

Слайд 4

Схема морфемного состава слов 14. В сложном слове два (или больше) корня; между ними может стоять соединительная гласная 13. В слове может быть две приставки или два суффикса (или больше) 8. Корень 11. 12. Приставка или суффикс (или и то и другое) 10. В производной основе обязательно есть 9. В непроизводной основе есть только 7. В любой основе есть 2. Основа 5. 6. Окончание 4. В изменяемом слове 3. В неизменяемом слове есть только 1. В любом слове есть

Слайд 5

-СОЛН- -СОЛ-

Слайд 6

Древнее слово Современное слово Что изменилось? сол Солнце род Народ Москы Москва крома Кремль стол+иц столица плоске площадь Древнее слово Современное слово Что изменилось? сол Сол н це род На род Мос кы Моск в а кр ом а Кр емл ь стол+ иц стол иц а пло ске пло щадь

Слайд 7

Древнее слово Современное слово Что изменилось? сол Солн це Суффикс слился с корнем род Народ Приставка на слилась с корнем Москы Москв а Фонетические изменения – появилась буква в крома Кремль Чередование м//мл стол+иц столиц а Суффикс слился с корнем плоске площад ь Фонетические изменения+слияние суффикса –адь с корнем

Слайд 8

Исторические изменения в структуре слова Усердней с каждым днём гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства…. … Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С. Маршак .

Слайд 9

Этимология – (От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение) 1. Происхождение слова или морфемы. 2. Раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

Слайд 10

Задание 1. «Подумай и ответь». Мешок – мех; подушка – ухо Олег вещий – весть;Кощей - ? Жучка - ? Кусок дерева для топки -? от ? Рукавица - ?; перчатки - ?

Слайд 11

Задание 2. «Состав слов и способ образования». Завязывать, кольцо, настольный, опилки, пасынок, девятнадцать, подберезовик, ловить, горница, корова, дворняжка.

Слайд 12

Задание 3. «Словарь». Б…гряный, б…рдовый, п…рила, те(р,рр)аса, п…ркет, инт…рьер, с…лдат, б…гатырь, п…хота, из…бр…тение, р…форма, иску(с,сс)тво, искус…ный, бл…госл…вение, восп…тать, ув…жение, п…вильон, л…т…ратура, …тчизна.

Слайд 13

Например: Б а гряный – из старославянского «б а гръ» – «красная краска или цвет». Б о рдовый – от французского «цвет б о рдо» от названия местности Б о рдо, где производят вино цвета б о рдо- «ярко красного».

Слайд 14

Работа в группах «Этимологический словарик». Например: Едкий – пригодный в пищу. Нелепица – некачественный пластилин.

Слайд 15

Работа в группах «Этимологический словарик». 1 группа- 1 ряд 1 вариант: дерюга, парилка, наличие. 2 группа- 1ряд 2 вариант: дача, тысячелистник, мокрица. 3 группа- 2 ряд 1 вариант: гончая, чернослив, стриж. 4 группа- 2ряд 2 вариант: заморыш, зазубрина, готовальня. 5 группа- 3ряд 1 вариант: лестница, четвертовать, этажерка. 6 группа- 3ряд 2 вариант: изверг, жрец, сомнение.

Слайд 16

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!...». И. С. Тургенев

Слайд 17

Время . Бумага . Время – заимствованно из старославянского, где образовано с помощью суффикса мен (затем перешедшего в мя) от той же основы, что и глагол вертеть. Первоначальное значение существительного время – «нечто вращающееся». Остановить бы время , отдышаться, Не торопясь подумать обо всем. Кто мы такие, чтоб на свет рождаться? Зачем пришли и для чего живем? (В. Тарасов) Бумага – заимствованно из итальянского, где bambagia- «хлопок, хлопчатая бумага» В итальянский это слово пришло из греческого и имеет несомненное родство с существительным бамбук (в греческом bambakion и означало бамбук). Книга есть и будет основой духовной жизни народа. Черные оттиски букв на белой бумаге , листы, собранные в книгу, - лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей. ( Е. Лихтенштейн)

Слайд 18

Задание «Расшифруй пословицу» -им- -ую- как люб- , Берег- -и род- -ю -ую- -им- земл- мать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День науки и искусства, посвященный дню рождения М. В. Ломоносова: интеллектуальная игра "Эрудит" 6, 7 и 8 классах

Интеллектуальная игра, во время которой ученики становятся студентами университета и отвечают на вопрсы экзаменаторов - жюри. Используется исторический материал о М.И.Ломоносове в виде сценки из его д...

День науки.

Мероприятие, подготовленное к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Викторина: "Узнай героя". Здесь представлены текст викторины и презентация....

День науки.

Мероприятие, подготовленное к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Викторина: "Узнай героя". Здесь представлены текст викторины и презентация....

методическая разработка "День науки"

Материал разработан для проведения в детской эколого-краеведческой экспедиции "Шерна". Массовое мероприятие на 100 учащихся....

День Науки

Знанение исторических фактов, воспитание патриотизма успешно реализуется при проведении внеклассных мероприятий по физике. Одним из был проведение Дня Науки....

День Науки

Знанение исторических фактов, воспитание патриотизма успешно реализуется при проведении внеклассных мероприятий по физике. Одним из был проведение Дня Науки....

Задание для учащихся 7х классов("День Науки")

Тестовые задания для контроля качества знаний и смекалки....