Рабочие программы по родному русскому языку.
календарно-тематическое планирование (11 класс)

Ревина Ирина Вениаминовна

Рабочие программы по родному русскому языку для 7, 9 классов рассчитаны на 17 часов по программе О.М.Александровой, для 11 класса на 34 часа.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 Тюменской области

Рассмотрено

на заседании Методического совета

Протокол №  4

от « 27 » августа 2021  г.

Согласовано

заместитель директора по УВР:

______________ (Атаманюк Л.А.)

« 27»  августа  2021  г.

Утверждаю
Директор школы:
 _________(Фарукшина Н.А.)
приказ  №  207-о

от «27»августа_2021 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Русский родной язык»

7 класс

(Всего часов 17/0,5 часа в неделю)

2021-2022 учебный год

                                                                                               

Разработана:

Ревиной И.В..,

учителем русского языка и

литературы , первая КК

п. Юганская Обь, 2021 г

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с

- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12.2015 № 1577);

- Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

- Приказом Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г.    N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";  

- Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программой по учебному

предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

Рабочая программа ориентирована на учебник:   Русский родной язык. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О,М. Александрова и др.]. М.: Просвещение, 2019

Объем программы.

Программа рассчитана на 17 часов (34 учебных недели по 0,5 часов)

Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету  

«Русский родной  язык»

Предметные результаты  

  1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
  3. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  4. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Личностные результаты:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • осознание российской гражданской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • ценность самостоятельности и инициативы;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  • в части: Гражданского воспитания:
  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
  • уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
  • многоконфессиональном обществе;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
  • Патриотического воспитания:
  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
  • Духовно-нравственного воспитания:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
  • Эстетического воспитания:
  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.
  • Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • осознание ценности жизни;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
  • Трудового воспитания:
  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
  • Экологического воспитания:
  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
  • Ценности научного познания:
  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться  в различных подходах (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Познавательные УУД:

1) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

 Познавательные

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

воспитательный потенциал каждого урока:

·  устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

·  побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

·  привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

·  использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

·  применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

·  организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

·  инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.

 

Содержание учебного предмета

 7 класс.  

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).  

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи  

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.  

Язык и речь. Виды речевой деятельности         

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приѐмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.  

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во К/Р

Формы организации учебной деятельности, проектная деятельность

Виды деятельности учащихся

1

Язык и культура

5

-

Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

Проекты  

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

2

Культура речи

7

 

 Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

Проект  

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

3

Речь. Речевая деятельность

 5

 1

Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

 

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата план

Дата

факт

Тема

урока

Кол-во

часов

Контроль

Примечания

Раздел 1. Язык и культура  (5 ч)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Ответы на вопросы

2

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы.

1

Работа с текстом

3

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка

1

Заполнение таблицы

4

Употребление устаревшей лексики в новом контексте

1

Анализ текстов

5

Употребления иноязычных слов проблема культуры речи

1

Анализ текстов

Раздел 2. Культура речи (7 ч)

6

Нормы ударений в полных причастиях, деепричастиях, наречиях  .

1

Практическая работа пот орфоэпии

7

Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами

1

Выполнение упражнений

8

Трудные случаи употребления паронимов

1

Составление словосочетаний, выполнение упражнений

9

Особенности  употребления паронимов в речи

1

Анализ предложений

10

Типичные грамматические ошибки

1

Практическое выполнение упражнений

11

Литературный и разговорный вариант грамматических норм

1

Анализ теста

12

Нормы русского речевого этикета Невербальный (несловесный) этикет общения

1

Тест

Раздел 3. Речь. Текст.(5 ч)

13

Традиции русского речевого общения.

1

Беседа

14

Текст и его признаки.  Разговорная речь. Спор и дискуссия.

1

Анализ текста

15

Публицистический стиль. Путевые записки.

1

Анализ текста

16

Язык художественной литературы. Притча

1

Анализ текста

17

Промежуточная аттестация

 Контрольная тестовая работа

1

Тест



Предварительный просмотр:

 

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 Тюменской области

Рассмотрено

на заседании Методического совета

Протокол № 4

от « 27 » августа 2021  г.

Согласовано

заместитель директора по УВР:

______________ (Атаманюк Л.А.)

«27 »  августа  2021  г.

Утверждаю
Директор школы:
 _________(Фарукшина Н.А.)
приказ  №  207-о

от « 27 »августа_2021 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Русский родной язык»

9 класс

(Всего 17 часов/0,5 часа в неделю)

2021-2022 учебный год

                                                                                               

Разработана:

Ревиной И.В..,

учителем русского языка и

литературы , первая КК    

п. Юганская Обь, 2021 г

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";

 - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;

- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12.2015 № 1577);

- Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г.    N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";  

- Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» основного общего образования и изменения к ним;

- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;

-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;

- Календарным учебным графиком и учебным планом НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».

- Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О,М. Александрова и др.]. М.: Просвещение, 2019

Объем программы.

Программа рассчитана на 17 часов (34 учебных недели по 0,5 часов)

Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету  

«Русский родной  язык»

Предметные результаты

  1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
  3. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  4. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Регулятивные

  • Выпускник научится:
  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента у выпускника сформируется:

  • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации

России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа

жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали.

В рамках ценностного и эмоционального компонента

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

воспитательный потенциал каждого урока:

·  устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

·  побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

·  привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

·  использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

·  применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

·  организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

·  инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.

Содержание учебного предмета

9  класс.  

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлогапо с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во К/Р

Формы организации учебной деятельности, проектная деятельность

Виды деятельности учащихся

1

Язык и культура

7

-

Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

 

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

2

Культура речи

5

 

 Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

Проект    

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

3

Речь. Речевая деятельность

5

1  

Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

Проект

 

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата план

Дата

факт

Тема

урока

Кол-во часов

Контроль

Примечания

Раздел 1. Язык и культура  

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

1

Чтение и комментарий статьи

2

Ключевые слова русской культуры

1

Выделение ключевых слов

3

Крылатые слова и выражения в русском языке

1

Выписывают и объясняют крылатые слова и выражения

4

Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка.

1

Чтение и комментарий статьи

5

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

1

Анализ текстов

6

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

Переосмысление значений слов в современном русском

1

Работа с текстом

7

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном

1

Работа с тестом

Раздел 2. Культура речи

8

Активные процессы в области произношения и ударения

1

Работа с орфоэпическими словарями

9

Трудные случаи лексической сочетаемости

1

Составляют таблицы «Грамматические

ошибки» (грамматической нормы).

Работа  с деформированными текстами

(нахождение и исправление грамматических ошибок

10

Типичные ошибки в управлении, в построении  простого осложнённого и сложного предложений.

1

Работа  с деформированными текстами

(нахождение и исправление грамматических ошибок

11

Речевой этикет в деловом общении.

1

Представляют проекты по ранее выбранным темам.

12

Правила сетевого этикета

1

Составление правил

Раздел 3. Речь. Текст.

13

Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов.

1

Подбор пословиц, характеризующих устное общение. Составляют правила общения.

14

Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

1

Составление плана устного ответа на уроке, плана прочитанного текста.

15

  Научно-исследовательский подстиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1

Составление плана устного ответа на уроке, плана прочитанного текста.

16

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

1

Составление плана устного ответа на уроке, плана прочитанного текста.

17

Промежуточная аттестация

 Контрольная тестовая работа

1

Тест



Предварительный просмотр:

 

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 Тюменской области

Рассмотрено

на заседании Методического совета

Протокол № 4

от « 27 » августа 2021  г.

Согласовано

заместитель директора по УВР:

______________ (Атаманюк Л.А.)

«27 »  августа  2021  г.

Утверждаю
Директор школы:
 _________(Фарукшина Н.А.)
приказ  №  207-о

от « 27 »августа_2021 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Русский родной язык»

11 класс

(34 часа/1 час в неделю)

2021-2022 учебный год

                                                                                               

                                                                                                     Разработана:

                                                                                                     Ревиной И.В..,

                                                                                                     учителем русского языка и

                                                                                                     литературы, первая КК

     

п. Юганская Обь, 2021 г

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса составлена в соответствии с

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); - Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО»;

-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» среднего общего образования и изменения к ним;

- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;

-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».

 - Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский родной язык. Алексанлрова О.М., Загоровская О.В.,Богданов С. И.,Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н.,Добротина И.Н., НарушевичА.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П - Москва, «Просвещение»,  

Объем программы.

Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели по 1 часу)

Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету  

«Русский родной  язык»

Личностные результаты

  1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
  3. Обладание чувством собственного достоинства;
  4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
  5. Готовность к служению Отечеству, его защите;
  6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  8. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  9. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  10.  Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  11.  Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  12.  Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  13.  Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  14.  Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  15.  Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  16.  Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  17.  Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  18.  Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  19.  Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  20.  Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.

Метапредметные планируемые результаты

Регулятивные

  1.  Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

2.  Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

3. Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

4. Самостоятельно составлять планы деятельности;

5. Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

6. Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

7. Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

8. Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

9. Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

10. Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

11. Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

12. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

13. Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные

  1.  Искать и находить обобщенные способы решения задач;
  2. Владеть навыками разрешения проблем;
  3. Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;
  4. Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
  5. Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
  6. Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
  7. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  8. Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
  9. Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  10. Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  11. Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

- ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

- планировать работу;

- осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;

- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

- структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;

- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы

- осуществлять презентацию результатов;

- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов;

12. восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

13. отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

14. находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

15. вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества

16. Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач

17. Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

18. Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

19. Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность;

20. Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов;

21. Уметь ориентироваться в различных источниках информации;

22. Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

23. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Коммуникативные

  1.  Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  2. Учитывать позиции других участников деятельности;
  3. Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
  4. Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  5. При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  6.  Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  7. Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;
  8. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  9. Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Предметные результаты

 

Выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники        
  • для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

воспитательный потенциал каждого урока:

·  устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

·  побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

·  привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

·  использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

·  применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

·  организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

·  инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.

Содержание учебного предмета

11  класс.  

Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.  Практическая работа с текстами русских писателей (на региональном материале ).

Раздел 2. Культура речи (18 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения  и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях  (с включением регионального материала). Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. 

Использование приема синтаксической  синонимии  в произведениях южноуральских писателей и поэтов.

Речевой этикет

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст  

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Составление презентации и самопрезентации.

Текст как единица языка и речи

Признаки текста.  Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во К/Р

Формы организации учебной деятельности, проектная деятельность

Виды деятельности учащихся

1

Язык и культура

5

-1

Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

 Проект «Известные  ученые – лингвисты. Их вклад в развитие русского языка».

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

2

Культура речи

18

 1

 Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

Проект    

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

3

  Речевая деятельность. Текст  

9

 

Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

Проект

 

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

4

Повторение

2

1

Фронтальная,  

Индивидуальная  

Групповая  

Парная  

Кооперативно-групповая   Дифференцированная

Дифференцированно-групповая  

Индивидуально-групповая  

Проект

 

Устный ответ, письменный ответ, выполнение упражнений, проектов, Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала..

Анализ   таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата план

Дата

факт

Тема

урока

Кол-во

часов

Контроль

Примечание

Раздел 1. Язык и культура(5 ч)  

1

Язык – основа истории и сущность духовной культуры народа.

1

2

Язык и художественная литература.

1

3

Язык современной художественной литературы.

1

Практическая работа

4

Проверочная  работа № 1 «Язык современной литературы»

1

5

Проект. «Известные  ученые – лингвисты. Их вклад в развитие русского языка».

1

Проект

Раздел 2. Культура речи (18 ч)

6

Традиционный  принцип русской орфографии

1

Орфографический и пунктуационный практикум

7

Орфоэпические и лексические нормы русского языка.

1

Орфографический и пунктуационный практикум

8

Морфологические нормы русского языка.

1

Орфографический и пунктуационный практикум

9

Выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.

1

10

Синтаксические нормы русского языка.

1

11

Проверочная   работа № 2 «Нормы современного русского языка»

1

Проверочная работа

12

Источники богатства и выразительности русской речи.

1

Орфографический и пунктуационный практикум

13

Синтаксическая синонимия.

1

14

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

1

Практикум

15

Изобразительно-выразительные возможности синтаксических

конструкций

1

Практикум

16

Средства речевой выразительности в текстах различных типов речи.

1

Практикум

17

Словари русского языка

1

18

Практикум «Словари языка писателей».

1

Практикум

19

Влияние  социальных сетей  на язык.

1

20

Слоганы современной рекламы с точки зрения культуры речи.

1

21

Сочинение « Телевидение и культура речи. Единство или противоречия?»

1

Сочинение

22

Протокол делового общения.

1

23

Телефонный этикет в деловом общении.

Работа с текстом

Раздел 3. Речевая деятельность.  Текст. (9 ч.)

24

Текст как единица языка и речи.

1

Работа с текстом

25

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

1

Работа с текстом

26

  Прямые и косвенные доказательства.

1

Работа с текстом

27

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

1

Работа с текстом

28

Диалогичность в художественном произведении.

1

Работа с текстом

29

30

Прецедентные тексты.

1

Работа с текстом

31

32

Контактное и дистантное общение.

1

Работа с текстом

Повторение (2 ч)

33

Повторение изученного  материала.

1

Анализ текстов

34

Промежуточная аттестация  Контрольная тестовая работа

1

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному (русскому )языку

Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...